текущий номер
tirolpirogolivelinesymrisemaccoffeefortitechsial





№5/2016


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
НЕ БОЙТЕСЬ УПАСТЬ - БОЙТЕСЬ НЕ ПОДНЯТЬСЯ
Проблема статистического фальсификата на российском рынке вина

ЛЕТНИЕ ОБОСТРЕНИЯ КВАСНОГО ПАТРИОТИЗМА
Обзор российского рынка безалкогольных напитков

RGB ПЕЧАТЬ — ТЕПЕРЬ РЕАЛЬНОСТЬ



ЧАЙ. КОФЕ
НУ И ПУСТЬ БУДЕТ НЕЛЕГКИМ НАШ ПУТЬ
Обзор российского рынка кофе


КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
В ОГОРОДЕ-ТО НА ГРЯДКЕ НЕ СОЗРЕЮТ ШОКОЛАДКИ
Обзор российского рынка сахаристых кондитерских изделий

ЛЕТО. ДАЧА. ЧАЙ. ВАРЕНЬЕ
Обзор российского рынка джемов

КОМПАНИЯ STABLE MICRO SYSTEMS РАЗРАБОТАЛА ПЕРЕДОВУЮ МЕТОДИКУ АНАЛИЗА ТЕКСТУРЫ ЛАПШИ



МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
МЯСО КОРОВЬЕ – ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ
Обзор российского рынка говядины


РЫБА
ВОТ ЛЕЩИК, ПОТРОХА, ВОТ СТЕРЛЯДИ КУСОЧЕК!
Обзор российского рынка рыбы и рыбной продукции


МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
ВЫ ЕГО КУСКАМИ КЛАДЕТЕ, А ВЫ МАЖЬТЕ!
Обзор российского рынка сливочного масла


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ПАЦИЕНТ СКОРЕЕ ЖИВ
Обзор российского рынка молока

НЕВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПАРМЕЗАНА В РОССИИ
Обзор потребительских предпочтений на рынке сыров


ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
В МОДЕ ЩАС КАКОЙ-ТО ЗОЖ
Тренд здорового питания на российском рынке


ОБОРУДОВАНИЕ
СЛЫШЕН НА ВОЛГЕ ГОЛОС ЯНЦЗЫ
Импорт кондитерского оборудования в Россию


ТОРГОВЛЯ
ЧТОБ НЕ ЗАРОСЛА НАРОДНАЯ ТРОПА
Собственные торговые марки розничных сетей FMCG

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ОЛИВКОВОГО МАСЛА



УПАКОВКА
В ПЛАСТИКОВЫЕ ВРЕМЕНА, В ОДНОЙ ПОЛИЭТИЛЕНОВОЙ МЕСТНОСТИ…
Обзор российского рынка полимерных пленок

Минимум материала, максимум функциональности
Suedpack представляет новое поколение пленок Veraplex


ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
НОВЫЙ ФОРМАТ – ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ
Обзор российского рынка общественного питания


ВЫСТАВКИ
21-я международная выставка упаковочной индустрии RosUpack



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


inoxtrade

НЕ БОЙТЕСЬ УПАСТЬ - БОЙТЕСЬ НЕ ПОДНЯТЬСЯ
Проблема статистического фальсификата на российском рынке вина

Исследования Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА)

В последние годы правительство обращает все более пристальное внимание на рынок вина, но, к сожалению, проблему фальсификата на нем пока кардинально не решило. А вопрос этот, тем не менее, стоит более чем остро, Росалкогольрегулирование иногда скромно упоминает про 70% объема фальсификата, выявленного при проверках! Это действительно проблема, и проблема государственного масштаба. Министерству сельского хозяйства, РАР и прочим заинтересованным организациям необходимо точно высчитать долю статистического фальсификата (с помощью ЕГАИС) и решить, наконец, что с этим делать. Избавиться от него, заместив импортной бутилированной продукцией, не удастся - после позорного провала курса рубля в декабре 2014 года даже простое столовое вино из Европы или Нового света малодоступно для массового потребления. Российского виноматериала сегодня - кот наплакал. Можно рассчитывать только на импортный виноматериал, который в рамках программы импортозамещения планируется сокращать до полного отсутствия.
Введите тотальный контроль качества с начала 2017 года - пусть виноделы, напуганные им, импортируют 40 млн дал виноматериала вместо 20 млн дал - в этом ничего страшного нет. А далее, исходя из будущих урожаев на российских виноградниках, начинайте регулировать ввоз виноматериала – квотами, размерами пошлин сверх квот и т.д. Необходимо только понимать, что одними ограничительными мерами вопросы импортозамещения и качества не решаются.
В связи с этим я написал справку в Министерство сельского хозяйства РФ, Росалкогольрегулирование, Союз виноградарей и виноделов России по дополнению Программы МСХ РФ по развитию виноградарства и виноделия в России до 2020 и 2025 годов.
«Поддерживая усилия нашего государства в целом по снижению импортозависимости российского рынка и потребителя в секторе винодельческой продукции и однозначно не являясь защитником интересов импортеров, считаю необходимым отметить следующее: на сегодняшний день господствует явно неточная оценка в потребности виноматериалов, что влечет за собой неправильные выводы о возможности запрета импорта виноматериалов в 2020 году.
Я не буду отталкиваться от статистики розничных продаж Росстата, а только от поставок готовой продукции на рынок и производства и импорта виноматериала. Ваши возможности позволяют получить более точные цифры с сравнить с моими экспертными данными.
В 2015 году в Россию было ввезено 20 млн дал импортных виноматериалов. В 2014 году было произведено, с учетом Крыма, около 30-35 млн дал российских виноматериалов для производства из них в 2015 году винодельческой продукции. Таким образом, весь сырьевой ресурс – 50-55 млн дал виноматериалов.
В 2015 году было произведено: вина - 40 млн дал; игристого (шампанского) вина – 16 млн дал; винных напитков на виноградной основе - не менее 25 млн дал (из 10 млн дал виноматериала); коньячных дистиллятов - 2 млн дал (на их производство ушло не менее 15 млн дал виноматериала). Таким образом, не менее 81 млн дал виноматериалов потратили производители России в 2015 году при наличии виноматериалов в объеме 50-55 млн дал. Так формируется разница примерно в 25-30 млн дал, которую я называю статистическим фальсификатом.
Таким образом, при вроде бы небольшой зависимости от импортного виноматериала (всего 20 млн дал в год) мы в реалии имеем гораздо большую зависимость от статистического фальсификата, бороться с которым можно в ближайшие 7-10 лет усилением тотального контроля за качеством продукции и ростом импортного виноматериала.
До 2020 года практическая помощь от российских виноградарей и виноделов по вытеснению импортного виноматериала видится следующей:
- В 2012–2015 годах произведены посадки виноградников на площади около 14 000 га, что даст нам в 2020 году с этих виноградников, если это все технический виноград, 10,5 млн дал. Больше мы гарантированно не получим. Значит, в 2020 году мы сможем в лучшем случае заместить только около 50% импортного виноматериала, поступающего в Россию. Мы можем, конечно, в 2020 году разрешить импорт только 10 млн дал зарубежных виноматериалов. Но при этом весь винодельческий фальсификат российского происхождения в объеме около 25-30 млн дал сохраняется;
- Если в 2016 году будет высажено 6000 га виноградников (оценка Союза виноградарей и виноделов России), то это даст нам в 2021 году дополнительные к 2015 году 15 млн дал виноматериалов (4,5 млн дал виноматериалов с 6000 га посадок 2016 года плюс 10,5 млн дал виноматериалов с посадок 2012-2015 годов). Это уже гарантированный результат в 2021 году, чтобы мы ни делали в последующие годы. Значит, даже в 2021 году мы не сможем заместить весь импорт виноматериалов в объеме 2015 года - только на 75%. Но при этом также остается весь объем статистического фальсификата. И мы еще не учитываем здесь возможный рост потребления винодельческой продукции по мере адаптации к социально-экономическому кризису и постепенному выходу из него в 2018-2020 годах;
- Если программа Министерства сельского хозяйства сагитирует виноделов высаживать виноградники по 10 000 га ежегодно с 2017 по 2021 годы (всего 50 000 га, о которых говорил глава Минсельхоза), то с этих виноградников начиная с 2022 года мы будем получать каждый год дополнительно по 7,5 млн дал виноматериалов. Это позволит только в 2022 году закрыть потребность в объеме импорта 2015 года (20 млн дал в год). Но проблема статистического фальсификата в объеме 30 млн дал (пусть даже 25 млн дал) сохранится и в 2022 году. В целом производство виноматериалов в 2026 с этих новых 50 000 га может составить 37,5 млн дал виноматериалов, что позволит в 2026 году уже полностью закрыть отечественным виноматериалом и потребность в импортном виноматериале, и объем статистического фальсификата;
- Значит, запрет на импорт виноматериалов с 2020 года станет не стимулом для роста производства российского винограда, а стимулом для сохранения и защиты статистического фальсификата.
Мне представляется, что последовательность действий должна быть следующей.
Однозначно надо принимать меры по стимулированию и поддержке высадки виноградников – мы сегодня нуждаемся дополнительно минимум в 45 млн дал виноматериалов (импорт + статистический фальсификат). Например, гарантировать, что импортный виноматериал будет окончательно запрещен к использованию в России с 2025-2026 годов, а до этого его объемы будут определяться регулятором ежегодно исходя из потребности рынка. Пусть это будет и нерыночной мерой - квотируйте. Например, в 2016 году нам нужно не 20 млн дал импортного виноматериала, как в 2015-м, а около 45 млн дал (с учетом статистического фальсификата). В 2017 с учетом посадок 2012 года - 44 млн дал; в 2020-м – около 35 млн дал; в 2021-м – 31 млн дал виноматериала; а с 2022 года - по 7,5 млн дал виноматериала в год; и наконец, в 2025 году импорт может составить всего 1-2 млн дал виноматериала.
Но для этого прежде всего в 2016 году должна заработать на базе Росалькогольрегулирования и Министерства сельского хозяйства система жесткого и тотального контроля качества винодельческой продукции хотя бы в легальной рознице. Эти меры пусть продумывают регулирующие органы и Союз виноградарей и виноделов России. Это будет стимулом к отказу от фальсификации (по итогам проверок Росалькогольрегулирования, в последние годы до 50% объема проверенной винодельческой продукции относили к фальсификату – эта информация была в нескольких публикациях в СМИ). И тогда сразу появится реальный объем потребного виноматериала для винодельческого рынка.
Если не учесть в программе Министерства сельского хозяйства РФ эти реальные факты (хотя и требуется проверка моих расчетов данными профильных специалистов на основе системы декларирования, ЕГАИС и т.д.), это приведет к появлению политической, а не экономической программы. Так как даже в 2020 году нам необходимо, – если мы хотим видеть на рынке винодельческий продукт с минимизацией фальсификации, – не менее 35 млн дал импортного виноматериала».

Вадим Дробиз,
директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА)

worldfood
brau
peterfood_2016
interfood
nutrition
anufoodchina