текущий номер
denmaxkhsprod-expopsbanktfsbewm





№2/2010


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
НАШ ТОСТ - ЗА ВАШЕ ДЕЛО, ДЕРЗАЙТЕ ВИНОДЕЛЫ!
Обзор российского рынка вина

ЖАЛЬ, ПИВО НЕ РОЖДАЕТСЯ В ПРИРОДЕ…
Российский рынок пива

КОКТЕЙЛЬ? – ГОТОВ!
Обзор российского рынка слабоалкогольных коктейлей


ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
В КАЖДЫЙ ДОМ, НА КАЖДЫЙ СТОЛ
Обзор рынка хлебобулочной продукции в г. Уфе


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ДЛЯ ЧУВСТВ БОЛЬШИХ ЦЕНА НЕ ВАЖНА
Обзор омского рынка колбасной продукции

ЦЫПЛЕНОК ЖАРЕНЫЙ, ЦЫПЛЕНОК ПАРЕНЫЙ…
Обзор российского рынка мяса птицы

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В МЯСНОЙ И МЯСО-
ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛЯХ.
ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Итоги «круглого стола»


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ТВЕРДОСТЬ НЫНЧЕ В ЦЕНЕ
Обзор российского рынка сыра

О ИМПУЛЬС РАДОСТНЫХ МОМЕНТОВ!
Обзор российского рынка мороженого


БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
Обзор российского рынка каш моментального приготовления России


БАКАЛЕЯ
ПАСТИТЬСЯ СО ВКУСОМ
Обзор российского рынка макаронных изделий


ВЫСТАВКИ
ВЫСОКИЙ АВТОРИТЕТ
17-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2010»

XVIII ИНТЕРНАЦИОНАЛ
18-я международная специализированная выставка «Упаковка/Упак Италия-2010»

МОЛОЧНЫЕ РЕКИ
8-й международный форум «Молочная индустрия-2010»
9-й международный форум «Мясная индустрия-2010»

ТВЕРДОСТЬ НЫНЧЕ В ЦЕНЕ
Обзор российского рынка сыра

Исследования консалтинговой компании «АМИКО»

В последние три года прослеживается снижение темпов роста отечественного производства сыра, однако, несмотря на кризис, они остаются положительными. По данным исследования, проведенного консалтинговой компанией «АМИКО», в 2009 году в России было произведено 452 тысячи тонн сыра, что на 5% выше показателя предыдущего года.
Наибольшую долю в региональной структуре производства занимают Республика Татарстан и Московская область – на них приходится по 14% всей выпущенной в 2009 году продукции в стоимостном выражении (рис. 1).

ris.1

Следом идут Удмуртская Республика, Краснодарский край, Воронежская и Брянская области – доля каждого из этих регионов в общем объеме производства составляет 7%.
Совокупная доля рынка шести крупнейших производителей сыра составляет 23,89% в стоимостном выражении*. При этом лидирующую позицию на рынке занимает ООО «Хохланд Руссланд» (Московская область) – компании принадлежит 6,77% всей произведенной в 2009 году продукции в стоимостном выражении (рис. 2).

ris.2

На втором месте расположилось ЗАО «Карат» (Москва) с долей 6,07%, а замыкает тройку лидеров ОАО «Вамин Татарстан» (г. Казань, Республика Татарстан), на долю которого приходится 5,84%.
Необходимо отметить, что значительная доля российского рынка сыра принадлежит импортной продукции. Анализ импорта сыра в России был проведен по следующим категориям: плавленые сыры, молодые сыры, другие сыры. В 2009 году объем импорта сыра составил $ 816 107 тысяч в стоимостном выражении, снизившись на 21,4%** по отношению к предыдущему году. В натуральном выражении этот показатель составил 223 766 тонн, а снижение составило 7%.
Крупнейшим импортером сыра в Россию является Украина – в структуре поставок на ее долю приходится 31,8% в стоимостном выражении (рис. 3).

ris.3

В 2009 году российское правительство повысило импортные таможенные пошлины на сыры, установив их на уровне 15% от таможенной стоимости. Ранее в России действовали импортные пошлины в размере 0,3-0,7 евро за килограмм продукции в зависимости от вида и стоимости сыра.
На отечественном рынке представлен широкий выбор марок сыра различных видов и сортов. Так, под ТМ «Вамин», принадлежащей компании «Вамин Татарстан», выпускается более 55 видов сыров.
«Золото Европы» – марка фасованных сыров, которые производятся исключительно в Европе. На российском рынке эту марку представляет холдинг «Невские сыры», импортер и производитель фасованного сыра и масла. На мощностях ООО «Невские сыры», входящего в состав холдинга, выпускаются сыры под марками «Город сыра» и брынза «Сиртаки». Также компания «Невские сыры» является дистрибьютором голландских сыров TM Frico (Friesland Campina).
ОАО «Можгасыр» (г. Можга Удмуртской Республики) предлагает различные виды сыров под одноименной маркой: «Российский, «Голландский», «Маасдам», «Пошехонский», «Костромской» и другие.
«Стародубские сыры» – марка, принадлежащая ТнВ «Сыр Стародубский» (г. Стародуб Брянской области). Компания является одним крупнейших поставщиков цельномолочной продукции, сливочного масла и сыров от российских, украинских и белорусских производителей, а также производителей из дальнего зарубежья.
«Карат» – торговая марка московского завода плавленых сыров ЗАО «Карат». Завод является одним из ведущих производителей плавленых, твердых, свежих сыров и других видов молочной продукции. Под данной маркой выпускается около 30 видов сыра.
Нельзя не отметить и хорошо известную российским потребителям марку Valio (Valio Ltd., Финляндия), под которой выпускается широкий ассортимент твердых, мягких и свежих сыров. Также Valio производит плавленые сыры Viola, давно полюбившиеся россиянам.
В сегменте плавленых сыров стоит отметить продукцию ТМ Hochland, выпускаемую компанией «Хохланд Руссланд». В 2003 году, для того чтобы удовлетворить растущий спрос российских покупателей на плавленый сыр Hochland, в Москве был построен собственный завод компании.
Также широкий ассортимент плавленых сыров под ТМ «Янтарный мир» и «Дары янтаря» предлагает ЗАО «Янтарь» (г. Воронеж). Компания выпускает продукцию четырех групп: ломтевые, пастообразные, сладкие и колбасные копченые сыры.
В начале 2010 года компанией «АМИКО Плюс» был проведен опрос, в котором приняли участие 300 россиян, потребителей сыра. Как показали результаты опроса, в целом по России предпочтение отдается дешевым сортам твердых и плавленых сыров. На вопрос о предпочтениях по видам сыра большинство жителей столицы – 41% – назвали твердые сыры (рис. 4).

ris.4

Далее по популярности следуют плавленые сыры, предпочтение которым отдают 28% респондентов.
При выборе любого вида сыра наиболее важным для потребителей является соотношение «цена-качество» – этим критерием руководствуются 44% потребителей (рис. 5).

ris.5

Помимо этого, весомое значение имеет качество продукции – его отметили 32% участников опроса.
Что касается предпочтений россиян по маркам/наименованиям сыра, то наибольшим спросом пользуется «Российский», который выбирают почти половина – около 48% – всех потребителей. Также традиционно популярны «Голландский», «Пошехонский» и «Костромской» сыры – их отметили соответственно около 34, 29 и 23% потребителей. Среди марок/наименований, сравнительно недавно появившихся на отечественном рынке, лидируют «Гауда» и «Эдамер» – эти сыры потребляют соответственно около 18 и 15% опрошенных.
В сегменте плавленых сыров наибольшим спросом также пользуются давно известные и привычные для россиян марки/наименования: «Янтарь», «Дружба» («Карат») и Viola (Valio Ltd.).
Стоит отметить, что отечественный рынок плавленых сыров развивался иначе, чем рынок твердых и мягких сыров, – он в большей степени подвергся экспансии западных производителей. В этом сегменте сложилась типичная для развитых рынков ситуация: здесь присутствует ряд сильных брендов – например, Hochland («Хохланд Руссланд»), President (Lactalis Group, Франция), «Веселая буренка» (Danone Group), – которые можно по праву назвать общероссийскими; четко выражена сегментация; сыры дифференцируются потребителем не по сорту или месту производства, а по маркам.
В 2009 году произошло снижение индекса цен производителей на твердые сыры, во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного. При этом средняя цена производителей на твердые сыры составляла 141 тысячу рублей за тонну.
Средняя цена производителей на плавленый сыр в исследуемый период достигла 66 тысяч рублей за тонну. Снижение индекса цен на эту продукцию наблюдалось в Сибирском, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах.
Рынок молочной продукции всегда считался стратегическим, именно поэтому внимание государства к этой отрасли особенно важно. Сегодня в молочной промышленности складывается довольно сложная ситуация для отечественных производителей. За 2008 год рост спроса на молочные продукты сократился в пересчете на человека и составил 240 килограммов в год. При этом рекомендованная норма потребления молока в России – не менее 390 килограммов.
Одной из основных тенденций, наблюдаемых на отечественном молочном рынке на данный момент, является снижение численности молочного скота в сельскохозяйственных предприятиях. Однако благодаря государственной поддержке сельского хозяйства, поголовье скота в 2007 году осталось на прежнем уровне. К тому же наметилась положительная динамика эффективности молочного стада – растет уровень надоев с одной коровы.
Производство сырого молока в сельхозпредприятиях способно удовлетворить промышленные и розничные потребности в целом по России лишь наполовину, причем в связи с постоянно растущим спросом, дефицит молока-сырья централизованного производства будет увеличиваться. Таким образом, спрос со стороны производителей конечной молочной продукции на качественное сырье, поставляемое гарантированными партиями в бесперебойном порядке, остается неудовлетворенным. Во избежание перебоев с поставками молока крупнейшие игроки молочного рынка стремятся обеспечивать себя собственными сырьевыми базами.

* Рассматривалось отношение выручки крупнейших производителей сыра к общей выручке по отрасли «Производство сыра» с учетом таможенных пошлин и НДС в стоимостном выражении.

** Данный показатель рассчитывается без учета НДС (10%) и таможенных пошлин.

foodforumexpo
fmcg
bakery
ipls
prodexpo