текущий номер

brau-beviale
sial
horeca
peterfood
interfood
 

№1/2012


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ПО РЮМОЧКЕ, ПО МАЛЕНЬКОЙ…
Ситуация на российском алкогольном рынке в 2011 году
РОССИЙСКОЕ ЧУДО: ПРЕТВОРЕНИЕ ВОДЫ В ВИНО
Российский рынок вина
НА ПЕНИСТОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН
Обзор пивоваренной отрасли по итогам первого полугодия 2011 года
ПО ПЯТЬ... НО ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ
Обзор рынка бутилированной минеральной и питьевой воды в г. Вологде
ПРОЗРАЧНОСТЬ РЕШЕНИЙ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ
СОЗДАВАТЬ УПАКОВКУ, ДОСТОЙНУЮ ПРОДУКТА

ЧАЙ. КОФЕ
ИНДИЯ, КИТАЙ, ИЗ КРУГА ВЫЛЕТАЙ!
Рынок чая в России

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
БУКЕТ ИЗ КОНФЕТ
Российский рынок кондитерских изделий
РАЗГОВОРЫ ПРО ВАРЕНЬЕ УЛУЧШАЮТ НАСТРОЕНЬЕ!
Обзор российского рынка джемов
ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК СЛАДКОГО БИЗНЕСА

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
КУДА КАТИТСЯ КОЛБАСА?
Российский рынок колбасных изделий
Rakvere – впечатления на каждый день!

МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
МАСЛО И ЖИР - ВОТ МОЙ КУМИР!
Рынок промышленных жиров в России: особенности и тенденции развития

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ПЕНЕТРАЦИЯ ПЕНЕТРАЦИИ РОЗНЬ!
Российский рынок молочных продуктов
НАТУРАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ НА ВАШЕМ СТОЛЕ

БАКАЛЕЯ
ДЛИННЫЕ, ВКУСНЫЕ, НЕ БЛЮДО, А ИСКУССТВО
Российский рынок макаронных изделий
«Мета-РВ»: хронология успеха
РЫНОК КРУПЫ: ВЗГЛЯД НА ПОЛКУ

ТОРГОВЛЯ
БРЕНДУ – БРЕНДОВО, ЛЕЙБЛУ - ЛЕЙБЛОВО
Собственные торговые марки розничных сетей FMCG

УПАКОВКА
НА ЛИЦО НАРОДНАЯ, ЕМКАЯ ВНУТРИ
Российский рынок пищевой упаковки

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ЛУЧШЕЕ – ДЕТЯМ!

ВЫСТАВКИ
ПРЯМЫЕ КОНТАКТЫ
24-й Международный салон оборудования для виноделия и бутилирования SIMEI
8-я Международная выставка Enovitis


РОССИЙСКОЕ ЧУДО: ПРЕТВОРЕНИЕ ВОДЫ В ВИНО

Российский рынок вина

Исследования компании AS Marketing

Российский рынок вина весьма интересен, как с позиции зарубежных компаний - для развития экспансии на интересный рынок, так и для отечественных производителей, - поскольку Россия обладает достаточно большими площадями, пригодными для возделывания винограда и потенциалом для роста потребления вина. Россия входит в 15 стран - крупнейших потребителей вина и в десятку крупнейших производителей. Высокое место в рейтинге потребителей вина достигается за счет значительной (по-прежнему) численности населения, а не по параметру потребления вина на душу населения, которое в России весьма невысоко. Это объясняется тем, что в России предпочтение отдается более крепким напиткам, а вино, по опросу общественного мнения, потребляют «по случаю» или в честь какого-либо праздника. Позиция вина в России также остается невыгодной исходя из традиционного соотношения «литр-рубль-градус».
Исходя из многообразия винной продукции, классификаций и методик подсчета, резонно будет указать условия, на которых производились расчеты рынка нашей компанией. В данном исследовании импорт по товарной группе 2204 был поделен на два сегмента: вино и виноматериалы. С одной стороны, это позволяет оценить уровень зависимости отечественных производителей вина от импортного сырья, с другой стороны - показывает реальный уровень импорта вин «из первых рук», а также дает возможность оценить долю некачественного товара на отечественном рынке вина. В данной работе объем импорта объединяет в себя все сегменты по видам вин, то есть тихие вина, игристые вина и специальные.
Интересна динамика соотношения ввозимых на территорию России вина и виноматериалов. Если в 2009 году более 50% ввоза составляли виноматериалы, то в 2010 году в связи с принятием единого размера пошлины на вино и виноматериалы импортеры стали открыто декларировать, что ввозимый продукт является вином, - и доля виноматериалов сократилась до 35%. Это позволяет сделать выводы об объемах материалов, закупаемых для производства в России игристых вин и шампанского, которые более чем на 90% импортозависимы.
В 2010 году объем импорта виноматериалов в Россию сократился на 20% - как уже отмечалось выше, это связано с тем, что импортеры стали указывать в декларациях не виноматериалы, а вино, так как лазейка с различиями в размере пошлины исчезла. По итогам 9 месяцев 2011 года, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, сокращение объемов ввозимого виноматериала продолжилось, и составило 22%. Однако на октябрь и ноябрь приходится пик ввоза виноматериалов, и годовое количество может выровняться, хотя говорить о том, сохранится ли данное соотношение по итогам года, рано (рис. 1, 2).

ris.1ris.2
Средняя стоимость виноматериалов в 2010 году снизилась, на что повлиял «уход» более дорогого, чем виноматериалы, вина из статистики. Итоги 9 месяцев 2011 года говорят о реальном росте цен на виноматериалы, который составил 11%.
Виноматериалы из Испании планомерно увеличивали свое присутствие на российском рынке начиная с 2009 года: за 9 месяцев 2011 года свыше 50% объема всех ввозимых виноматериалов как в стоимостном, так и в натуральном выражении принадлежат этой стране (рис. 3). Для сравнения: в 2009 году объем поставок из Испании составлял 31%.

ris.3

В основном на импортных виноматериалах работают российские предприятия, производящие игристые вина (и «шампанское»). По итогам 9 месяцев 2011 года, на топ-10 крупнейших предприятий-импортеров приходится порядка 70% объема всех ввозимых виноматериалов. При этом на три предприятия: ЗАО «Игристые вина», ЗАО «Детчинский завод» и ООО «Национальный винный терминал» - приходится свыше 40% объемов ввозимых виноматериалов (рис. 4).

ris.4

В 2010 году объем импортированного вина в Россию, в том числе игристых вин и шампанского, увеличился в натуральном выражении почти на 80%. Однако это не отражает реальных темпов роста. Такой скачок в поставках связан с тем, что часть вина годом раньше ввозилась как виноматериалы. Исходя из разницы (объем сократившихся виноматериалов в 2010 году), реальный прирост объемов ввозимого вина не превысил 58%. А если учесть, что потребность в виноматериалах российских производителей игристых вин и шампанского не сократилась, а увеличилась минимум на 10% в 2010 году, то темп роста импорта вина в 2010 году следует считать еще ниже – на уровне 40-45%. При пересчете по этой формуле рост объемов вина по итогам 9 месяцев 2011 года увеличился на 17%, а не сократился, как показывают данные формальной статистики ВЭД.
Основная конкуренция на рынке импортных вин разворачивалась в исследуемом периоде между классическими винными державами. В 2009 году лидером с долей в импорте 18% в натуральном выражении и 26% в стоимостном являлась Франция. Различия в долях в натуральном и стоимостном выражении говорят о том, что из этой страны в основном завозилась дорогая продукция премиум-класса. Второе-третье место делили между собой Италия и Молдавия, на которые приходилось суммарно 25% импорта в натуральном выражении. В 2010 году ситуация поменялась коренным образом: в натуральном выражении абсолютным лидером становится продукция из Испании - 22% импорта. На втором месте расположились итальянские вина и на третьем - продукция французских виноделов, но в стоимостном выражении испанские вина оказались лишь на третьем месте. По итогам 9 месяцев 2011 года Франция в натуральном выражении возвратила лидерство (рис. 5), но за продукцией из Италии осталось лидерство в стоимостном выражении - 28%.

ris.5

Следует отметить, что российский рынок по итогам 9 месяцев 2011 года начинают завоевывать вина из Германии: по сравнению с 2010 годом, их доля увеличилась на 2 процентных пункта.
Если рассматривать сезонность поставок, то их пик приходится на предновогодние месяцы, достигая максимума в декабре, что характерно для всего исследуемого периода. На долю топ-10 компаний приходится более 50% всего импорта в Россию. Безусловным лидером в поставках вина является компания ООО «Лудинг-Трейд», также в числе лидеров ООО «Моро», ООО «Алианта групп», ООО «Русалкоимпорт», ЗАО «Мозель», торговый дом «Русьимпорт» и другие (рис. 6).

ris.6

Если рассмотреть производство вина в России, то ситуация складывается удручающая. Исходя из данных государственной статистики, в 2010 году в России произведено 324 тысячи тонн винограда. Если учесть, что доля столового винограда в производстве составляет в зависимости от хозяйств от 2 до 20% и приняв в расчет 5%, сделаем вывод, что винограда, пригодного для винного производства, в 2010 году было 307,8 тысячи тонн. По опросу виноделов, соблюдая технологию производства вина, из килограмма винограда в самом лучшем случае можно произвести 0,7 л вина. Исходя из простых расчетов можно утверждать, что отечественного сырья хватило на производство 215,5 млн литров вина. Однако в 2010 году было произведено 542 млн литров тихого и 223 млн литров игристого вина - итого 765 млн литров. Таким образом, отечественное производство вина обеспечено своими ресурсами лишь немногим более 20%.
Но если посмотреть далее, то ситуация с российским вином напоминает библейскую притчу о превращении воды в вино. Виноматериалов в 2010 году было ввезено 186 млн литров. То есть ввезенного материала и собственного (подчеркнем: при соблюдении технологии производства качественного натурального виноградного вина!) хватило бы для производства 401,5 млн литров вина. Возникает вопрос, из чего сделаны остальные 40% российского вина (следует отметить: вина, имеющего акцизную марку)?!
По мнению специалистов, самым невинным способом увеличения выхода продукции является метод повторного сбраживания мезги, заливая ее водой. Причем этот метод фальсификации возможно определить только путем лабораторного исследования. Также «популярным» методом является разбавление виноградных вин более дешевыми плодовыми, с последующим доведением вина при помощи ароматизаторов и спирта до нужных органолептических свойств. Этот список можно еще продолжать. Именно из-за таких недобросовестных производителей, по-видимому, словосочетание «российское вино» еще долго будет в менталитете россиян ассоциироваться с некачественным продуктом.
Но если делать прогнозы о развитии отечественного виноделия и виноградарства, то они, тем не менее, являются весьма обнадеживающими. В 2011 году собран самый большой за последние 20 лет урожай винограда. Частный бизнес инвестирует в данную отрасль средства, также существует государственная программа поддержки. Опираясь на эти данные, можно прогнозировать, что если не случится климатическая и/или финансовая аномалии, то к 2015 году площади, занятые под виноград, в России могут составить 68,5 тысяч га, производство вина превысит 730 млн литров, а отрасль виноградарства и виноделия в целом вырастет на 35%.

Тимур Казанцев,
директор компании AS Marketing

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания