текущий номер

horeca
interfood
 

№5/2012


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ЗАКОНЫ ПРИНЯТЫ - ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ
Обзор российского винного рынка в 2012 году
ЧТО? ГДЕ? С КЕМ?
Московский рынок пива
ПЕЙТЕ СОКОВ НАТУРАЛЬНЫХ!
Краткий обзор российского рынка соков
AQUANIKA - всегда в хорошей форме!
Лимонады «ЛАГИДЗЕ»: вековые традиции и новейшие технологии

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
ЛЕКАРСТВО ОТ СТРЕССА
Розничные продажи кондитерских изделий в региональном разрезе
Комплексные решения для кондитерских производств «под ключ»

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
Я ПОМНЮ, ПОМНЮ ЭТОТ БУТЕРБРОД!
Обзор рынка колбасных изделий Южного федерального округа
МЕКСИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ЭКСПОРТЕРОВ ГОВЯДИНЫ В РОССИИ

МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
РОДОМ ИЗ ЛЕТА
Российский рынок растительного масла

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ
Обзор российского рынка сыра
В Угличе рассказали, как снизить себестоимость сыра
Zeller Plastik Rus: Качество без компромиссов
УНИКАЛЬНАЯ УПАКОВКА С ПОВТОРНЫМ ЗАКРЫВАНИЕМ

БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
ПОПКОРН РОССИЙСКИХ ДЕРЕВЕНЬ
Розничные продажи упакованных соленых и сладких снеков в России
ЖИТЬ БУДЕТ ЛУЧШЕ, ЖИТЬ БУДЕТ ВЕСЕЛЕЙ
Обзор российского рынка продуктов быстрого приготовления

БАКАЛЕЯ
ОСТАЛИСЬ У БАБУШКИ РОЖКИ…
Рынок макаронных изделий

ИНГРЕДИЕНТЫ
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО «ГЛЮКОЗА»!
Российский рынок крахмалопродукции
УПАКОВОЧНЫЕ ЛИНИИ – ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ

КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
ТУШЕНКА С ИЗЮМИНКОЙ
Обзор российского рынка мясных консервов

ФРУКТЫ И ОВОЩИ
ЛЮБИТЕЛЯМ КЛУБНИЧКИ
Рынок свежих ягод в мире и России

ТОРГОВЛЯ
ВРЕМЯ РАБОТАТЬ ЛОКТЯМИ
Розничная торговля товарами повседневного спроса (FMCG) в России
JAF TEA: Новый облик

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ДОЛОЙ КУХОННОЕ РАБСТВО!
Обзор рынка сетевого общественного питания в России

ВЫСТАВКИ
МОРЕ РАДОСТИ
21-й международный форум «Пиво-2012»
НА НОВОЙ ПЛОЩАДКЕ
17-я международная выставка упаковочной индустрии RosUpack

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
НОВИНКИ ОТРАСЛИ


ЖИТЬ БУДЕТ ЛУЧШЕ, ЖИТЬ БУДЕТ ВЕСЕЛЕЙ

Обзор российского рынка продуктов быстрого приготовления

Исследования компании IntescoResearchGroup

С 22 августа 2012 года Россия - полноправный член Всемирной торговой организации. Отечественные рынки ожидают наплыва зарубежных товаров по всей потенциальной номенклатуре, а бизнес – «справедливой» конкуренции и торговли в новых условиях широко открытых российских продовольственных и других рынков.
Рынок продуктов быстрого приготовления не избежит серьезной конкуренции между отечественными и зарубежными производителями. Членство России в ВТО по силе удара по российскому производителю, среднему и малому бизнесу будет сравнимо с периодом гайдаровских реформ, когда на российские рынки хлынул огромный поток товаров низкого качества, а продовольственные товары были напичканы заменителями натуральных ингредиентов и ГМО. Российские переговорщики «добились» таких «справедливых» условий присоединения нашего государства к торговой организации, что, по данным оценок Всемирного банка, выгода зарубежных игроков после вступления России в ВТО окажется в 10 раз выше, чем отечественных игроков и производителей продукции.
Однако пока рынок продуктов быстрого приготовления остается устойчивым, предсказуемым для производства и реализации продукции, позволяет игрокам эффективно планировать развитие своего бизнеса, ориентирован на функционирование в новых условиях всемирной торговли. Переход российской экономики на «рыночные рельсы» привел к ускорению темпа жизни граждан. Это стимулировало возникновение масштабного сегмента продовольственного рынка – готовых продуктов быстрого приготовления. Как и мировой, российский рынок продуктов быстрого приготовления развивается.
Российский рынок продуктов быстрого приготовления по видам разделен на четыре основных сегмента: макаронные изделия; супы и бульоны; каши (хлопья); картофельное пюре (хлопья). Совокупный легальный объем четырех основных сегментов российского рынка продуктов быстрого приготовления в 2011 году сократился на 1763 тонн, или на 1,45%, составив 120 547 тонн продукции.
В 2011 году продукция отечественных производителей занимала более 91% совокупного объема основных сегментов российского рынка продуктов быстрого приготовления в натуральном выражении. Доля зарубежной продукции не так значительна и занимает соответственно не более 9% его физического объема.
В 2011 году наибольшая доля рынка продуктов быстрого приготовления в натуральном выражении – 47,8% – принадлежала сегменту макаронных изделий быстрого приготовления (рис. 1).

ris.1

Сегмент супов и бульонов отстает от доли лидера, занимая 22,6% общего объема. Доля сегмента каш (хлопьев) возросла до 16,96%. Увеличившийся на 0,1% сегмент картофельного пюре (хлопьев) составил 12,57% рынка. Рынок рассчитан на основе данных Федеральной службы государственной статистики за 2011 год.
По оценкам Intesco Research Group, несмотря на возможный рост отечественного производства продукции быстрого приготовления в 2012 году на 6,3%, доля импорта в соотношении импортной и отечественной продукции быстрого приготовления в условиях членства России в ВТО будет увеличиваться. К концу 2013 года объем российского рынка продукции быстрого приготовления прогнозируется на уровне 1,8 млрд долларов, а доля импорта на нем может превысить10%.
Каждый сегмент рынка продуктов быстрого приготовления одновременно является и относительно самостоятельным рынком. Рынок лапши быстрого приготовления в структуре рынка продуктов быстрого приготовления занимает первое место по величине объема. В 2011 году рынок лапши быстрого приготовления с учетом так называемого серого импорта составлял около 156,1 тысячи тонн. Отечественная продукция занимала почти весь объем рынка. В то же время на рынке присутствовала продукция вьетнамских и корейских производителей.
При этом, по расчетам специалистов компании, в том же году одновременно произошло падение на четверть объема российского рынка супов, бульонов и заготовок для их приготовления. Резкое снижение объемов было вызвано сокращением производства данного продукта в Московской области почти в два раза. Доля же импортной продукции на российском рынке супов и бульонов была в 2,9 раза меньше, чем на рынке лапши быстрого приготовления.
Рынок каш и хлопьев в 2011 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 6,2%, или на 1199 тонн. Объем импорта этой категории в натуральном выражении сократился на 6%. Больше всего зерновых хлопьев быстрого приготовления на российский рынок поступает из Польши.
Рынок картофельных хлопьев, являющихся основным компонентом картофельного пюре быстрого приготовления, в 2011 году вырос почти на половину, а его объем оценивался более чем в 15 тысяч тонн. По отношению к предыдущему году объем импорта этой продукции вырос на 48%. Больше всего картофельных хлопьев и гранул на российский рынок пока поставляют Германия и Нидерланды.
В 2011 году на российских предприятиях наблюдалась тенденция к наращиванию объемов производства продуктов быстрого приготовления в трех основных категориях: макаронных изделий – на 3%, каш (хлопьев) – на 6,4%; рост производства картофельного пюре (хлопьев) оценивается в 34,5%. В то же время производство супов и бульонов сократилось на 33,2%. Объем же совокупного производства данных основных категорий продукции достиг 91 028 тонн.
В структуре российского производства в 2011 году наибольшая доля в натуральном выражении – 58,4% – принадлежала макаронным изделиям быстрого приготовления (рис. 2).

ris.2

Производство супов и бульонов занимало 27,2% общего объема производства. На каши (хлопья) приходилось 11,4%, а на долю картофельного пюре (хлопьев) - всего 2,9% объема производства продуктов быстрого приготовления.
В региональной структуре производства макаронных изделий быстрого приготовления к началу 2011 года наибольший объем – 82,1% общероссийского объема производства - по-прежнему приходился на Тульскую область. Предприятиями Рязанской и Челябинской областей выпущено по 7% продукции.
В структуре производства сухих супов и бульонов по итогам 2011 года в Московской области было выпущено 47,8% продукции. Четвертая часть продукции была произведена в Москве.
Четвертая часть отечественной продукции на рынке каш быстрого приготовления была представлена вологодскими производителями, пятая часть – московскими. На производственных площадках Санкт-Петербурге было выпущено 18,3% продукции, Челябинской области – 16,5%.

tab.1

Более 90% картофельных хлопьев в России производили предприятия Тульской области. Около 9,3% отечественного предложения на рынке картофельного пюре быстрого приготовления обеспечивали предприятия Ульяновской области.
В 2011 году в динамике розничных цен отечественных производителей на продукты быстрого приготовления наблюдался рост. Сравнение средних розничных цен в апреле 2012 года показывает, что наиболее дорогим видом продуктов быстрого приготовления являются зерновые хлопья для завтрака. Российские потребители могли приобрести этот продукт по цене 207,3 рубля за килограмм, что на 78,4% дороже овсяных хлопьев, стоимость которых составила 44,8 рубля за килограмм. Сухие супы в пакетах в розничной продаже в среднем реализуются по цене 24,5 руб./кг. – на 88,2% дешевле зерновых хлопьев для завтрака. Таким образом, зерновые хлопья для завтрака стоят в 8,46 раза дороже сухих супов в пакетах.
Основными потребителями продуктов быстрого приготовления являются студенты, служащие, пенсионеры, рабочие и многочисленный сегмент людей, которым данный продукт пришелся по вкусу.
2011 год стал для экспорта российских продуктов быстрого приготовления годом падения его объемов. Объем российского экспорта лапши БП в натуральном выражении упал на 83%, а в стоимостном – на 77%. В основном это связано с прекращением поставок в Армению, Таджикистан и Германию.
Объем российского экспорта супов и бульонов в натуральном выражении сократился на 28%, а в стоимостном – на 18%. Среди крупнейших стран-получателей российской продукции этого сегмента выделяются Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Украина и Азербайджан. Крупнейшие доли в структуре экспорта занимали Узбекистан и Туркмения – соответственно 13,2 и 13%.
Объем экспорта продуктов из зерновых хлопьев быстрого приготовления в натуральном выражении снизился на 36%, в стоимостном – на 25%. В 2011 году порядка 37,5% российского экспорта готовых продуктов из зерновых хлопьев приходилось на Украину. Поставки азербайджанским потребителям составляли 13,6%, и около десятой части в структуре экспорта занимала доля Молдавии.

tab.2

Объем экспорта картофельных хлопьев и гранул в натуральном выражении упал на 83%, в стоимостном выражении – на 61%. Практически вся продукция отправлялась на Украину. При этом с 2012 года основным импортером российских картофельных хлопьев является США: с января по март в эту страну было экспортировано 18,4 тонны.
Членство в ВТО создает объективные условия для расширения географии и объемов экспорта отечественных продуктов быстрого приготовления. Может быть, членство в этой организации поможет российскому экспорту начать восстановительный рост? Для отечественных производителей наступает время «справедливой» конкуренции в рамках ВТО. Ждать осталось недолго: невидимая рука рынка «справедливой торговли» расставит игроков и производителей по своим местам!
Подробную информацию о состоянии рынка продуктов быстрого приготовления можно получить в исследовании консалтинговой компании Intesco Research Group «Российский и мировой рынок продуктов быстрого приготовления».

Юрий Яшин, к. э. н.,
советник генерального директора
IntescoResearchGroup,
член Гильдии маркетологов

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания