текущий номер
rosupack
interpack
wf moscow
belagro
winevodka_2017
fiera di rimini
 

№2/2017


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ПРОЕКТ СФЕРИЧЕСКОГО КОНЯ В ВАКУУМЕ
Проблемы развития винодельческой отрасли

ТОЛЬКО СЕГОДНЯ И ЕЖЕДНЕВНО
Реклама пива в торговых сетях

ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ?
Потребительское поведение на российском рынке бутилированной воды


КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
АЛЕЕТ ВОСТОК, ВСХОДИТ СОЛНЦЕ
Обзор российского рынка кондитерских изделий


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ЕДА
Обзор российского рынка колбасных изделий


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ВСЯК ХРОМАЕТ НА СВОЮ НОГУ
Обзор российского рынка молочной продукции


БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
И ЖИТЬ ТОРОПИМСЯ, И УЖИНАТЬ СПЕШИМ
Обзор российского рынка охлажденных мясных полуфабрикатов

ХРУСТЕТЬ БУДЕТ ТАК, ЧТО КЛИЕНТ ЗАБУДЕТ ОБО ВСЕМ
Брендинг на российском рынке снеков

Со снеком по жизни



ФРУКТЫ И ОВОЩИ
САЖАТЬ БУДЕМ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ВЕСНЫ
Обзор российского рынка овощей и фруктов

ОРЦ «Радумля» – новый подход к продовольственной логистике



ТОРГОВЛЯ
НАДЕЯТЬСЯ, ВЕРИТЬ И ЖДАТЬ
Потребительское поведение россиян


УПАКОВКА
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ ПОД ПЛЕНКОЙ
Обзор российского рынка полиэтиленовых пленок

EASYSNAP®: ЛЕГКО, УДОБНО, АККУРАТНО



ВЫСТАВКИ
20-я международная выставка пищевых ингредиентов Ingredients Russia


15-я международная выставка «Молочная и мясная индустрия-2017»


2-я международная выставка индустрии напитков Beviale Moscow


25-я международная специализированная выставка «Упаковка-2017»
20-я международная специализированная выставка пластмасс и каучуков «Интерпластика-2017»



24-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2017»



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




ВСЯК ХРОМАЕТ НА СВОЮ НОГУ
Обзор российского рынка молочной продукции

Исследования компании Petrova Five Consulting

Недавно компания Petrova Five Consulting завершила исследование развития российского молочного рынка после введения продуктового эмбарго. Мы будем рады поделиться основными выводами этого исследования. Считается, что введение эмбарго дало преференции для развития молочной отрасли, однако так ли это на самом деле и каковы результаты прошедших двух лет?
Развитие молочного рынка невозможно рассматривать в отрыве от его ключевых показателей: объема производства молока-сырья и поголовья крупного рогатого скота. К сожалению, за прошедшие 3 года валовое производство молока-сырья не выросло – в 2014-м и 2015 годах оно составило около 30,8 млн тонн, а в 2016 году сократилось до 30,75 млн тонн. Это является важнейшим тормозом развития отрасли. На фоне общего спада в сельхозорганизациях и крестьянских фермерских хозяйствах наблюдался небольшой прирост производства: в сельхозорганизациях с 14,4 млн тонн в 2014 году до 15 млн тонн в 2016-м, а в крестьянских фермерских хозяйствах с 1,9 млн до 2,1 млн тонн. В результате продолжающегося недостатка молока-сырья цены на него постепенно росли, и в 2016 году они достигли рекордных значений – 24-25 рублей за литр, что отразилось на увеличении стоимости всей выпускаемой молочной продукции.
Поголовье молочного стада в 2014–2016 годах также продолжило тенденцию к сокращению. Так, если в 2014 году в России насчитывалось 8,5 млн голов, а в 2015 году – уже 8,4 млн голов, то на 1 декабря 2016 года этот показатель составил всего 8,2 млн голов. При этом сокращалось количество коров в личных подсобных хозяйствах. Поголовье в крестьянских фермерских хозяйствах и сельхозорганизациях остается стабильным, и прирост объемов производства молока-сырья происходит за счет роста продуктивности скота. Однако без существенного увеличения поголовья добиться коренного изменения ситуации с молоком в России не получится.
Из всех сегментов молочного рынка продовольственное эмбарго оказало наибольшее влияние на рынок сыра. Исчезновение с прилавков качественных европейских сыров стало болезненным для российских потребителей, которые более 20 лет наращивали потребление европейских сыров. Благодаря этому именно рынок сыра показал и наибольший рост за этот период – в 2015 году внутреннее валовое производство сыров выросло на 18% (c 379 тысяч тонн в 2014 году до 448 тысяч тонн в 2015-м). В 2016 году оно выросло еще на 3,5% до отметки в 464 тысячи тонн. Производство сырных продуктов в этот период также росло: в 2015 году объем произведенных сырных продуктов увеличился на 14,7% (cо 116 тысяч тонн в 2014 году до 133 тысяч тонн в 2015-м), а в 2016 году он вырос еще на 2,3% – до 136 тысяч тонн.
Увеличение объемов производства позволило отечественным производителям занять 70% сырного рынка (для сравнения: в 2013 году их доля составляла 49%). При этом очевидно, что возможности роста практически исчерпаны: с одной стороны, недостаток молока-сырья не позволяет дальше наращивать объемы производства, с другой – снижение реальных доходов населения и рост стоимости сыра сократили потребительский спрос.
Сегодня российские производители попали в «воронку падающего спроса» и в большинстве своем конкурируют, прежде всего, за счет снижения цены, упуская сегменты, в которых ценовой фактор не играет ключевую роль. При этом стоит отметить, что небольшие фермерские сыроварни успешно начали осваивать высокомаржинальные сегменты рынка сыра, ранее занимаемые французскими и итальянскими производителями. Однако производимые ими сыры не могут обеспечить потребности российского рынка, как с точки зрения объемов, так и с точки зрения стабильности качества.
Остальные сегменты молочного рынка не показали значительного роста с момента введения эмбарго, а некоторые из них даже сократились. Так, производство питьевого молока в 2016 году выросло на 2% и составило 5491 тонну, что немногим выше, чем в 2015-м и 2014 годах (5378 и 5318 тонн, соответственно). Производство кефира в ушедшем году осталось стабильным по сравнению с 2015-м и составило 1068 тонн – прирост всего 0,04%. При этом в 2015 году наблюдалось небольшое падение производства кефира – 1067,5 против 1082,8 тонны в 2014 году. Подобная стагнация наблюдалась и в производстве сметаны: объем ее выпуска в 2016 году составил 585,8 тонны, уменьшившись на 0,13% по сравнению с 2015 годом, когда было произведено 586,6 тонны – на 7% больше показателей 2014 года. Производство творога в 2016 году сократилось на 2% и составило 432,9 тонны, притом что в 2015 году оно выросло на 8% по сравнению с 2014-м (441,5 против 409,1 тонны).
Что помешало росту этих сегментов рынка, кроме недостатка молока-сырья? Одной из важнейших причин стало сокращение потребительского спроса на молочные продукты вследствие роста их стоимости и сокращения реальных доходов населения. Снижение доступности даже базовых молочных продуктов (таких, как кефир, творог и сметана) подтолкнуло многих россиян к сокращению объемов их потребления.
Но больше других сегментов сократилось производство сливочного масла. Так, в 2016 году было произведено 240,6 тысячи тонн этой продукции, что на 4,5% меньше, чем в 2015-м. В 2015 году было выпущено 252 тысячи тонн, что на 2,7% меньше, чем в 2014-м. Ключевая причина продолжающегося падения производства – рост стоимости молочных жиров и, соответственно, конечного продукта (на 25% только в 2016 году). Для многих покупателей сливочное масло перешло в сегмент дорогих продуктов питания.
В целом, за прошедшее с момента введения эмбарго время российский молочный рынок прошел значительный путь, в ходе которого, во-первых, стало понятно, что один запрет на поставки европейской продукции не поможет вывести отрасль из долгосрочного кризиса. Необходима длительная программа развития, включающая как меры государственной поддержки, так и создание стимулов для частных инвестиций в отрасль. Во-вторых, из всех сегментов только рынок сыра показал значительный рост, но потенциал его роста на данный момент уже практически исчерпан.
Кроме того, значительные изменения произошли в сфере потребления: рост цен на молочные продукты на фоне сокращения реальных потребительских доходов привел к тому, что многие из них перешли из категории продуктов ежедневного употребления в категорию дорогих продуктов питания. А это означает, что потребители значительно сократили объемы покупок и ошибки, которые они прощали производителям в условиях растущей экономики, в ситуации падения доходов прощать уже не готовы. Поэтому игрокам рынка нужно серьезно пересмотреть свои подходы к производству и быть готовыми меняться для того, чтобы удерживать потребителей – улучшать качество, упаковку, вкладывать силы и средства в развитие брендов. Без этого будет сложно выдержать конкуренцию даже в условиях эмбарго.

Марина Петрова,
генеральный директор
Petrova Five Consulting





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания