текущий номер
rosupack
interpack
wf moscow
belagro
winevodka_2017
fiera di rimini
 

№2/2017


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ПРОЕКТ СФЕРИЧЕСКОГО КОНЯ В ВАКУУМЕ
Проблемы развития винодельческой отрасли

ТОЛЬКО СЕГОДНЯ И ЕЖЕДНЕВНО
Реклама пива в торговых сетях

ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ?
Потребительское поведение на российском рынке бутилированной воды


КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
АЛЕЕТ ВОСТОК, ВСХОДИТ СОЛНЦЕ
Обзор российского рынка кондитерских изделий


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ЕДА
Обзор российского рынка колбасных изделий


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ВСЯК ХРОМАЕТ НА СВОЮ НОГУ
Обзор российского рынка молочной продукции


БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
И ЖИТЬ ТОРОПИМСЯ, И УЖИНАТЬ СПЕШИМ
Обзор российского рынка охлажденных мясных полуфабрикатов

ХРУСТЕТЬ БУДЕТ ТАК, ЧТО КЛИЕНТ ЗАБУДЕТ ОБО ВСЕМ
Брендинг на российском рынке снеков

Со снеком по жизни



ФРУКТЫ И ОВОЩИ
САЖАТЬ БУДЕМ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ВЕСНЫ
Обзор российского рынка овощей и фруктов

ОРЦ «Радумля» – новый подход к продовольственной логистике



ТОРГОВЛЯ
НАДЕЯТЬСЯ, ВЕРИТЬ И ЖДАТЬ
Потребительское поведение россиян


УПАКОВКА
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ ПОД ПЛЕНКОЙ
Обзор российского рынка полиэтиленовых пленок

EASYSNAP®: ЛЕГКО, УДОБНО, АККУРАТНО



ВЫСТАВКИ
20-я международная выставка пищевых ингредиентов Ingredients Russia


15-я международная выставка «Молочная и мясная индустрия-2017»


2-я международная выставка индустрии напитков Beviale Moscow


25-я международная специализированная выставка «Упаковка-2017»
20-я международная специализированная выставка пластмасс и каучуков «Интерпластика-2017»



24-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2017»



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ ПОД ПЛЕНКОЙ
Обзор российского рынка полиэтиленовых пленок

Исследования компании Abercade

ПРОИЗВОДСТВО
На протяжении 2012–2016 годов объем производства полиэтиленовых пленок в РФ увеличивался. Росту спроса на полимерную упаковку способствовали процессы, происходившие на рынках товаров-заменителей, в частности на рынке гофрированной тары.
В 2012 году производство полиэтиленовых пленок увеличилось на 11,5%, а в 2013 году – еще на 5,1%. В 2014–2015 годах темпы прироста производства полиэтиленовых пленок сократились до 2-4%, что было связано с выходом большинства производителей на максимум производственных возможностей, ростом популярности других видов пленок, а также замедлением темпов роста российской экономики. В 2016 году объем производства полиэтиленовых пленок увеличился на 11,9% – до 454,9 тысячи тонн (рис. 1)*.
Основное производство полиэтиленовых пленок сконцентрировано в двух федеральных округах – Центральном и Приволжском.
Наибольший прирост производства в натуральном выражении в 2016 году произошел в Центральном федеральном округе (+6,7%, или 15 тысяч тонн). На втором месте располагается Сибирский ФО (+44,4%, или 12,2 тысячи тонн), на а третьем – Приволжский ФО (+12,7%, или 10,4 тысячи тонн). Совокупная доля этих регионов составляет 72,4% от общероссийского производства полиэтилена.

ЭКСПОРТ
В 2016 году из России было экспортировано 3,4 тысячи тонн полиэтиленовых пленок на сумму $ 8,3 млн. По сравнению с 2015 годом объемы экспорта полиэтиленовых пленок в натуральном выражении сократились на 0,2 тысячи тонн (-6,7%), а в денежном выражении – на $ 0,1 млн (-1,2%).
Доля экспорта по сравнению с общероссийским производством полиэтиленовых пленок мала – около 1,2%, – вследствие чего колебания экспорта практически не влияют на общие объемы рынка. 
Значительная часть российского экспорта в 2016 году осуществлялась двумя компаниями: ООО «Рани Пласт Калуга» и ООО «Полимер». Их совокупная доля в экспорте составила около 43,7%.
Достаточно крупные объемы полиэтиленовых пленок в 2016 году отправляли ООО «Проктер энд Гэмбл-Новомосковск» и ООО «Спектр», на долю которых приходилось, соответственно, 3,8 и 2,9% общего объема экспорта.

ИМПОРТ
Всего в 2016 году в Российскую Федерацию было импортировано 72,2 тысячи тонн полиэтиленовых пленок.
В 2016 году, по сравнению с 2015-м, объемы импорта полиэтиленовых пленок в натуральном выражении сократились на 0,7 тысячи тонн (-0,9%). В денежном выражении импорт вырос на $ 16,9 млн (+9,6%)**.
Основным экспортером полиэтиленовых пленок в Российскую Федерацию в 2016 году осталась Германия. Ее доля в общем объеме импорта достигла 20,1%.
Доли польских и китайских пленок составили, соответственно, 14,5 и 12% импорта. Крупными экспортерами остаются Литва и Финляндия, на долю которых в 2016 году приходилось, соответственно, 9,1 и 6,6% поставок.
Стоит отметить, что в 2014–2016 годах в российском импорте существенно снизилась доля украинских пленок. По сравнению с 2013 годом импорт полиэтиленовых пленок из страны сократился на 21 тысячу тонн, или на 89,7%.
Совокупная доля первой семерки стран в импорте полиэтиленовой пленки составила 69,8%, или 50,4 тысячи тонн.
C 2012 года украинская компания «Сириус экстружен» является крупнейшим экспортером полиэтиленовой пленки в Россию. Однако к 2016 году доля компании в общем объеме импорта полиэтиленовых пленок на российский рынок сократилась, по сравнению с 2012 годом – на 92,7%, составив 1,6 тысячи тонн.
Крупнейшим импортером полиэтиленовой пленки в Россию в 2016 году стала транснациональная компания Manuli Stretsh (7,2 тысячи тонн, или 10% от общего объема импорта), которая поставляла на российский рынок пленку из Германии, Литвы и Польши.
Также значительные объемы пленки, поставлявшейся в РФ, были произведены на предприятиях компаний RKW и Amerplast – соответственно, 6,4 и 4,2% импорта.

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА
Проанализировав показатели экспорта, импорта и производства, можно с уверенностью сказать, что российский рынок полиэтиленовых пленок очень тесно связан с состоянием российской экономики в целом. Все события, происходящие в российской экономике, сразу же сказываются на динамике развития общего рынка полимерных пленок и рынков всех видов пленок по отдельности. Это связано с тем, что в настоящее время пленки применяются практически во всех отраслях экономики – в качестве упаковочных материалов, сырья, в производственных процессах и других. 
До начала экономического кризиса 2014 года рынок полимерных пленок активно развивался. Увеличивался объем производства, росли объемы импорта. Незначительные объемы экспорта свидетельствуют о том, что рынок развивался благодаря росту внутреннего потребления.
Привлекательность российского рынка полиэтиленовых пленок привела к стремлению производителей увеличивать свои производственные мощности, а также притягивала в отрасль новые инвестиции. Например, в феврале 2011 года ООО «Биаксплен НК» запустило линии по производству CPP-пленок и выдувных полиэтиленовых пленок; 22 июня 2010 года было зарегистрировано новое предприятие по выпуску различных видов полиэтиленовой пленки – ООО «Полипром-Брянск»; в ноябре 2013 года ООО «БалтЭнергоСистемы» ввело в эксплуатацию новую линию по производству полиэтиленовых пленок. Однако в 2014–2015 годах рынок столкнулся с ухудшением экономической ситуации. К негативному влиянию макроэкономической ситуации добавилось влияние взаимных экономических санкций со многими странами. Это сказалось и на географической структуре импорта полиэтиленовых пленок. Значительно сократилась доля Украины в российском импорте.
Падение цен на нефть серьезнейшим образом повлияло на российскую нефтехимическую отрасль. Хотя цены на нефтехимическую продукцию снизились не так значительно как стоимость нефти, это привело к изменению доходности компаний, производящих полиэтиленовую пленку, и в ряде случаев к росту объемов производства.
Для российского рынка полиэтиленовых пленок 2016 год был успешным. Производители сырья продолжили ориентацию на отечественного переработчика, при этом объем наработки полиэтиленового гранулята увеличился, расширился марочный ассортимент заводов. В то же время сохраняется проблема резких ценовых колебаний на сырье для производителей пленки. Тем не менее, производство пленок и тарной упаковки выросло: крупные предприятия инвестировали в модернизацию производства и развитие продуктовых линеек.
Несмотря на сравнительно успешный 2016 год, прогноз роста рынка на 2017 год выглядит не очень оптимистично. Неблагоприятная макроэкономическая ситуация, взаимные санкции с основными внешнеторговыми партнерами, без сомнения, скажутся и на рынке полиэтиленовых пленок. По итогам работы за год ожидается сокращение рынка на 1-3%.

* Часть компаний выпускает полиэтиленовые изделия из пленок собственного производства, поэтому в статистических данных производство этой пленки учитывается не всегда. Недоучет производства полиэтиленовых пленок может происходить по следующим причинам: официальная статистика регистрирует в основном результаты деятельности крупных и средних компаний; некорректная отчетность некоторых компаний, производящих полимерные пленки; отчетность вновь созданных компаний, как правило, попадает в официальные данные спустя 1-2 года.

** Федеральная Таможенная Служба РФ не учитывает поставки из Белоруссии и Казахстана.

Владимир Мануленко,
аналитик исследовательской компании Abercade





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания