текущий номер

swop

wf moscow
winevodka_2017
fiera di rimini
interfood
peterfood
 

№4/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ХАРЭ ВЫПЕНДРИВАТЬСЯ!
Состояние и перспективы развития мирового рынка вина

НЕ ХОДИТЕ, ДЕТИ, В ШКОЛУ, ПЕЙТЕ, ДЕТИ, КОКА-КОЛУ
Потребительское поведение на российском рынке газированных напитков

Выставка drinktec-2017 – рекордное количество участников



КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
И ЖУЧКИ, И ЧЕРВЯЧКИ, И, КОНЕЧНО, ПАУЧКИ
Обзор импорта жевательного мармелада


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ХОТИМ, ЧТОБЫ С МЯСОМ БЫЛ БОРЩ!
Брендинг на российском рынке мяса

ВЕРЕН ЕЙ В ГОРЕ И В РАДОСТИ, В БОГАТСТВЕ И В БЕДНОСТИ
Обзор российского рынка колбасной продукции

«Активная упаковка» – увеличение сроков хранения без консервантов



РЫБА
ПЛЕЩЕТ НЕЖНОСТЬ В ГЛУБИНЕ
Обзор российского рынка свежей и переработанной рыбы


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
«МЫ ДО СИХ ПОР ПЫТАЕМСЯ ДОИТЬ ТЕХ, КТО И ТАК ЛЕЖИТ»
Обзор российского рынка молока

ПОЯВЯТСЯ И РАСТВОРЯТСЯ СНОВА
Специализированные сети по продаже молока и молочных продуктов

ВКУС ЗИМЫ НА ЯЗЫКЕ ЗАСТЫЛ И ТАЕТ
Обзор российского рынка мороженого

Инновационные технологии Henkel для упаковочных линий в пищевой промышленности


МОЛОЧНЫЕ ИНННОВАЦИИ



ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
ЗАПРЕТИТЬ БЫ ЗАПРЕЩАТЬ!..
Потребительское поведение на рынке детского питания

С MENSHEN возможно все!



ИНГРЕДИЕНТЫ
НАЛЕТАЙ – ПОДЕШЕВЕЛО!
Российский импорт какао-продуктов

Почему нельзя пропустить 27-ю выставку SIMEI



ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
КУПЛЮ НА РЫНКЕ Я КАРТОШКУ ВИ-АЙ-ПИ
Обзор российского рынка здорового питания

Россия: новые инвестиции в компании «Констанция Кубань»



ТОРГОВЛЯ
СУДЬБА ВИНОВАТА БЫЛА, ЧТО СКОРО ВЫ ИМ ИЗМЕНИЛИ
Перспективы СТМ в продовольственных категориях*


УПАКОВКА
ВСЕГО ОДИН ЛИШЬ ТОЛЬКО РАЗ
Обзор российского рынка одноразовой посуды

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГОФРОУПАКОВКИ
Исследование департамента маркетинга группы предприятий ПЦБК

Упаковочное оборудование. 550 компаний-участников. Более 150 поставщиков упаковочного оборудования



ВЫСТАВКИ
21-я международная выставка продуктов питания, напитков и ингредиентов InterFood St. Petersburg-2017


26-й международный форум «Пиво-2017»



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




«МЫ ДО СИХ ПОР ПЫТАЕМСЯ ДОИТЬ ТЕХ, КТО И ТАК ЛЕЖИТ»

Обзор российского рынка молока

Исследования компании Global Reach Consulting

Сельское хозяйство на территории России требует кардинальных мер для выхода из системного кризиса. С начала 1990-х годов сельскохозяйственная отрасль замедлила свое развитие, и скотоводство не стало исключением. По данным Росстат, поголовье крупного рогатого скота молочного стада в начале 2000-х годов составляло около 13 млн коров, а к 2016 году этот показатель снизился почти на 37%. В последние годы Правительство разрабатывает и проводит государственные программы, направленные на улучшение ситуации в отрасли, благодаря чему темп снижения поголовья замедляется.
Положительная динамика отмечается в приплоде на 100 маток в год. По последним данным отмечается максимальный показатель приплода за последние 24 года – 78,4 головы.
Несмотря на стабильный рост надоя молока в последние годы (только в 2016 году надой молока на одну корову в год вырос более чем на 4% по отношению к 2015-му), производство сырого молока с 2013 года находится в стагнации, а в 2016-м оно продемонстрировало небольшое снижение. Кроме того, производство молока подвержено сезонности: в теплое время года, с мая по август, производится около 42% годового объема.
Основной объем производства сырого молока – около 93% – приходится на сельскохозяйственные организации и хозяйства населения (рис. 1).

ris.1

Стоит отметить, что сельскохозяйственные организации ежегодно увеличивают свою долю – с 46% в 2012 году до 49% в 2016-м. В то же время хозяйства населения теряют позиции – минус 4 п.п. в 2016 году по отношению к 2012-му.
Традиционно лидером в производстве молока являются регионы Приволжского федерального округа, доля которых в 2016 году составила около 31%. Далее с существенным отставанием следуют Центральный, Сибирский и Южный федеральные округа с суммарной долей около 47%.
Наименьший объем производства наблюдается в Дальневосточном ФО: по итогам 2016 года, в регионах данного округа было выпущено около 0,5 млн тонн молока, что составляет всего около 2% российского производства.
Рассматривая региональную структуру, можно отметить, что в Татарстане, Башкирии, Алтайском и Краснодарском краях, а также в Ростовской области объем производства молока превышает 1 млн тонн. При этом только в двух регионах – Башкирии и Алтайском крае – по итогам 2016 года, наблюдается снижение объемов производства, в то время как остальные регионы-лидеры продемонстрировали рост выпуска сырого молока.
Несмотря на то, что объемы производства сырого молока снижаются, ресурсы российского рынка формируются за счет внутренних производителей, показывая увеличение доли отечественного сырья на молочном рынке. По итогам 2016 года наблюдается снижение импортных поставок сырого молока на 1%.
Развитие сырьевой базы молочной отрасли очень важно, так как молочная продукция является неотъемлемой частью рациона 90% россиян. Российскими предприятиями выпускается цельномолочная продукция (молоко, сливки), кисломолочная продукция (кефир, творог, йогурты, кумыс, простокваша), масла, сыры, сыворотки и другие виды продукции.
В 2016 году наблюдалась разнонаправленная динамика производства молочной продукции. В 2016 году производство молока, сливок, кисломолочных продуктов и сыров продемонстрировало положительную динамику, увеличившись по отношению к показателю 2015 года на 1-4% (рис. 2). Больше всего, по итогам 2016 года, снизился объем производства молочной сыворотки, масла и творога – минус 3-4%.

ris.2

Рост производства некоторых видов молочной продукции обуславливается направленностью российского рынка на импортозамещение. Вследствие продовольственного эмбарго, введенного в 2014 году, производители увеличили выпуск молочной продукции для удовлетворения спроса потребителей. Так, в 2016 году отмечался рост производства основных видов молочной продукции на 1-4%. Исключение составили только масло сливочное, творог и сыворотка, объем производства которых снизился на 3-5% по отношению к 2015 году.
Импортные поставки молочной продукции снижаются третий год подряд. Так, по отношению к 2013 году объем импорта сократился почти на 32% в натуральном выражении. Максимальное снижение было отмечено в 2015 году, когда поставки зарубежной молочной продукции из США, Канады, Австралии и стран Европы были полностью прекращены, а с новыми поставщиками отношения только налаживались.
В 2015 году снижение объема импорта отмечалось по всем видам молочной продукции, при этом больше всего сократились поставки сыров/творога и сливочного масла – соответственно, на 41 и 39%. По итогам 2016 года снижение поставок импортной продукции в натуральном выражении отмечается только по сгущенному молоку и сливкам – по отношению к показателю 2015 года падение составило около 29%.
Разнонаправленная динамика импорта наблюдается по сырам и творогу. В 2016 году темпы роста поставок этой продукции в натуральном выражении увеличились почти на 5%, в то время как в денежном выражении импорт снизился более чем на 1,4%. Это объясняется снижением стоимости поставляемой продукции. В 2016 году увеличились поставки сыров и творога из Белоруссии, а страны, поставляющие более дорогую продукцию, такие как Аргентина и Армения, снизили объемы импорта данной продукции на 13 и 58%, соответственно.

ris.3


Белоруссия, по итогам 2016 года, является безусловным лидером по объемам импорта всех видов молочной продукции. Из данной страны на территорию России было поставлено более 70% всего импортного сливочного масла, более 80% сыров, сгущенного молока и сливок, а также более 90% кисломолочной продукции, молочной сыворотки и несгущенного молока.
Отметим, что при снижении объемов производства и импорта Россия в 2016 году нарастила объем экспорта молочных продуктов на 4%. Более 65% импорта в натуральном выражении приходится на поставку кисломолочных напитков и несгущенного молока и сливок. Главным покупателем молочных товаров является Казахстан, в который поставляется около 37% экспортной продукции.
В рамках импортозамещения Правительством Российской Федерации принимаются меры, направленные на создание условий для развития сельского хозяйства. По прогнозам развития ожидается рост потребления сырого отечественного молока и увеличение объемов производства, в виду чего конкурентоспособность молока и молочной продукции российских производителей будет расти.

Александра Яковлева,
аналитик Global Reach Consulting





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания