текущий номер

swop

wf moscow
winevodka_2017
fiera di rimini
interfood
peterfood
 

№4/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ХАРЭ ВЫПЕНДРИВАТЬСЯ!
Состояние и перспективы развития мирового рынка вина

НЕ ХОДИТЕ, ДЕТИ, В ШКОЛУ, ПЕЙТЕ, ДЕТИ, КОКА-КОЛУ
Потребительское поведение на российском рынке газированных напитков

Выставка drinktec-2017 – рекордное количество участников



КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
И ЖУЧКИ, И ЧЕРВЯЧКИ, И, КОНЕЧНО, ПАУЧКИ
Обзор импорта жевательного мармелада


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ХОТИМ, ЧТОБЫ С МЯСОМ БЫЛ БОРЩ!
Брендинг на российском рынке мяса

ВЕРЕН ЕЙ В ГОРЕ И В РАДОСТИ, В БОГАТСТВЕ И В БЕДНОСТИ
Обзор российского рынка колбасной продукции

«Активная упаковка» – увеличение сроков хранения без консервантов



РЫБА
ПЛЕЩЕТ НЕЖНОСТЬ В ГЛУБИНЕ
Обзор российского рынка свежей и переработанной рыбы


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
«МЫ ДО СИХ ПОР ПЫТАЕМСЯ ДОИТЬ ТЕХ, КТО И ТАК ЛЕЖИТ»
Обзор российского рынка молока

ПОЯВЯТСЯ И РАСТВОРЯТСЯ СНОВА
Специализированные сети по продаже молока и молочных продуктов

ВКУС ЗИМЫ НА ЯЗЫКЕ ЗАСТЫЛ И ТАЕТ
Обзор российского рынка мороженого

Инновационные технологии Henkel для упаковочных линий в пищевой промышленности


МОЛОЧНЫЕ ИНННОВАЦИИ



ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
ЗАПРЕТИТЬ БЫ ЗАПРЕЩАТЬ!..
Потребительское поведение на рынке детского питания

С MENSHEN возможно все!



ИНГРЕДИЕНТЫ
НАЛЕТАЙ – ПОДЕШЕВЕЛО!
Российский импорт какао-продуктов

Почему нельзя пропустить 27-ю выставку SIMEI



ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
КУПЛЮ НА РЫНКЕ Я КАРТОШКУ ВИ-АЙ-ПИ
Обзор российского рынка здорового питания

Россия: новые инвестиции в компании «Констанция Кубань»



ТОРГОВЛЯ
СУДЬБА ВИНОВАТА БЫЛА, ЧТО СКОРО ВЫ ИМ ИЗМЕНИЛИ
Перспективы СТМ в продовольственных категориях*


УПАКОВКА
ВСЕГО ОДИН ЛИШЬ ТОЛЬКО РАЗ
Обзор российского рынка одноразовой посуды

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГОФРОУПАКОВКИ
Исследование департамента маркетинга группы предприятий ПЦБК

Упаковочное оборудование. 550 компаний-участников. Более 150 поставщиков упаковочного оборудования



ВЫСТАВКИ
21-я международная выставка продуктов питания, напитков и ингредиентов InterFood St. Petersburg-2017


26-й международный форум «Пиво-2017»



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




ВКУС ЗИМЫ НА ЯЗЫКЕ ЗАСТЫЛ И ТАЕТ

Обзор российского рынка мороженого

Исследования компании NeoAnalytics

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА
На сегодняшний день российский рынок мороженого, по оценке NeoAnalytics, является достаточно сформировавшимся. На нем присутствует сезонный фактор, что влияет на объем и структуру потребления. Однако рынок РФ существенно уступает европейским рынкам.
Главной особенностью отечественного рынка мороженого является то, что сегодня постепенно происходит формирование более жесткой конкурентной среды, а сам рынок постепенно укрупняется и структурируется. Также отличительной чертой российского рынка является то, что в его структуре, по данным Росстат, около 97% занимает доля внутреннего производства. Соответственно, доля импорта составляет всего лишь 3%. В ближайшей перспективе изменения в данной структуре не предвидятся. Импорт в основном поставляется из дальнего зарубежья – главным образом это продукция, относящаяся к премиальному ценовому сегменту.
Ухудшение макроэкономических показателей, начиная с конца 2014 года, оказало двойственное влияние на рынок мороженого. С одной стороны, в 2015 году сократился объем потребления этой продукции в силу уменьшения размеров денежных доходов населения. Но в 2016 году объемы потребления выросли и, соответственно, наблюдался рост объемов производства. Однако, с другой стороны, кризис придал импульс рынку посредством увеличения экспортных поставок на фоне ослабления национальной валюты относительно пары евро-доллар. Прогнозируется, что именно спрос на экспортные поставки будет способствовать динамике увеличения объемов внутреннего производства.
Кроме того, доля импорта мороженого также будет сокращаться в силу ценовой разницы закупочных цен в валюте, что делает продукцию более дорогой и в ряде сегментов неконкурентоспособной.
Российская отрасль мороженого достаточно адаптировалась к кризису, что подтверждается значительным ростом объема внутреннего производства в 2016 году (рис. 1). При этом, как уже отмечалось, увеличились объемы внутреннего потребления и экспортные поставки мороженого. Объем экспорта продукции составил около $ 37,4 млн против $ 30,6 млн в 2015-м.

ris.1



ВНУТРЕНЕЕ ПРОИЗВОДСТВО
Объем внутреннего производства мороженого в 2016 году, по данным Росстат, увеличился на 7,8%, составив 406,6 тысячи тонн (рис. 2). Следует отметить, что 2016 год был крайне удачным для производителей мороженого. Прогнозируется, что в 2017–2018 годах тенденция на увеличение объемов выпуска мороженого на территории РФ сохранится – в основном это будет обусловлено ростом экспортных поставок.

ris.2


Динамика объема производства мороженого в РФ имеет сезонный характер, что в свою очередь, напрямую коррелирует со структурой спроса. Увеличение спроса наблюдается в период с марта по август. Соответственно, растет объем предложения. В летние месяцы 2016 года объем выпуска мороженого достиг 59 693,02 тонны, в то время как в январе, ноябре и декабре этот показатель находился на уровне 13 965,71 тонны (рис. 3).

ris.3


В общей структуре производства мороженого наибольшая доля приходится на пломбир – 40,8% (рис. 4).

ris.4


В общей структуре производства мороженого по федеральным округам преобладает Сибирский ФО, доля которого в 2016 году составила 25,8% (рис. 5).

ris.5

Следует отметить, что на тройку лидеров по производству (Сибирский, Приволжский и Центральный федеральные округа) совокупно приходится 66% в общей структуре выпуска мороженого. Менее всего выпускается мороженого в Уральском, Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах – соответственно, 5,3, 3,8 и 1,6%.
В период с 2014-го по 2016 год по объемам производства также лидировали Сибирский, Приволжский и Центральный федеральные округа. Прогнозируется, что в 2017 году данная тенденция сохранится.

СПРОС
В целом россияне предпочитают мороженое в качестве десерта или лакомства – так ответили 88% потребителей. Систематически мороженое едят лишь 12% опрошенных*.
По оценке NeoAnalytics, наибольшим спросом пользуется мороженое в вафельном стаканчике – его доля в общей структуре потребления на сегодняшний день составляет 31% (рис 6).

ris.6


В структуре спроса по ценовым сегментам значительная доля принадлежит среднему ценовому сегменту – в 2016 году она составила 56% (рис. 7).

ris.7


По вкусовым добавкам для россиян наиболее предпочтительны традиционные продукты с шоколадным вкусом – такое мороженое выбирают 30% опрошенных (рис. 8). В тройку лидеров по потребительскому спросу также вошли крем-брюле и ванильное мороженое.

ris.8



СРЕДНИЕ РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ
Согласно данным Росстат, в 2016 году максимальная средняя цена на мороженое наблюдалась в Центральном ФО, включая Москву, – 470,05 рубля за килограмм (рис. 9). На втором месте – Северо-Западный ФО, где цена достигала 412,5 рубля за килограмм. Наименьшая средняя цена – 262,5 рубля за килограмм – была отмечена в Северо-Кавказском ФО. Прежде всего, это связано с величиной округа. Стоит отметить, что потребление мороженого в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах примерно одинаково, но в Южном ФО – цифра больше, так как здесь учитывается статистика Крымского ФО.

ris.9


В целом в 2016 году по всем федеральным округам наблюдалось планомерная динамика увеличения средней цены на мороженое.

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В среднесрочной перспективе, по оценке NeoAnalytics, ожидается рост объема российского рынка мороженого. Прогнозируется, что в 2017 году в натуральном выражении он вырастет на 5% и составит 450 тысяч тонн против 420,6 тысячи тонн в 2016-м. В основном положительная динамика роста будет связана с увеличением объемов внутреннего производства. По прогнозу NeoAnalytics, в 2017 году объем выпуска мороженого увеличится на 7,5% и составит 437 тысяч тонн. Практически у всех производителей в 2016 году наблюдался рост объемов выпуска мороженого.
Кроме того, укрупнится доля экспорта. Наиболее привлекательными странами для экспорта в 2017–2018 годах будут КНР и страны СНГ. На фоне ослабления рубля российская продукция стала конкурентоспособной, кроме того, она востребована благодаря вкусовым качествам. Импорт, напротив, не претерпит радикальных изменений – его доля в общей структуре рынка минимальна с тенденцией к уменьшению.
Следует отметить, что в 2017 году значительно усилится конкурентная борьба за потребителя. Перспективы участников рынка будут зависеть от эффективности маркетинговой политики компаний, ввода новых торговых марок, расширения ассортимента и экспериментов с дизайном и вкусами продукции.
Немаловажную роль в перестановке сил окажет новый игрок. Так, в частности, в июне 2016 года британский производитель мороженого R&R Ice Cream объявил о планах выхода на российский рынок. Производство будет организовано в рамках совместного предприятия на фабрике ООО «Нестле Россия» в г. Жуковском Московской области. По данным R&R Ice Cream, компания занимает второе место по объему производства мороженого в Европе и третье место – в мире.
По оценке NeoAnalytics, структура спроса на мороженое по ценовым сегментам претерпит небольшие изменения. Основным драйвером станет умеренный рост реальных доходов населения (по оценке МЭР, в 2017–2019 годах они суммарно вырастут на 3,8%), что в свою очередь скажется на небольшом увеличении долей продукции премиального и среднего ценовых сегментов за счет сокращения доли продукции экономичного сегмента.
В структуре производства по федеральным округам изменений не произойдет. В 2017 году по-прежнему будут лидировать Сибирский, Приволжский и Центральный федеральные округа, на долю которых придется около 70% в общей структуре выпуска мороженого. Однако в 2018 году Центральный ФО может опередить Приволжский за счет ввода новых мощностей R&R Ice Cream.
По прогнозу NeoAnalytics, в среднесрочной перспективе в общей структуре выпуска мороженого по типам увеличится доля пломбира – в 2017 году она ориентировочно составит 45-47% против 40,6% по итогам прошлого года.

* Опрос проводился на сайте www.neoanalytics.ru в январе-феврале 2017 года. Объем выборки составил 1000 респондентов.

Ольга Луцева-Эр,
генеральный директор
исследовательской компании NeoAnalytics
MScin Social Management





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания