olive
prod-expo
beviale-moscow
menshen
fiera di rimini
 

№5/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
КРАФТ ХОТИТЕ? ДА-ДА-ДА!
Обзор российского рынка пива

Новые требования - новые возможности



ЧАЙ. КОФЕ
В ЛЮБОЙ НЕПОНЯТНОЙ СИТУАЦИИ ПЕЙ ЧАЙ
Обзор российского рынка чая

Подарок миру от Шри-Ланки



КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
ЖИМ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА
Обзор российского рынка шоколада и шоколадных изделий

А МЫ ВСЕ ПЕЧЕМ, ПЕЧЕМ…
Обзор внешнеторговых поставок печенья в России

Как с помощью SRP-упаковки попасть в торговую сеть



МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
СУДЬБА ИНДЕЙКИ
Обзор российского рынка индюшатины


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
БАРЬЕР НЕ ПЕРЕД НАМИ – В НАС, И НУЖНО ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД
Обзор российского рынка молочной продукции

С ЧИСТОГО ЛИСТА
Особенности брендинга на российском рынке сыра

Haute Couture в упаковке для йогуртов
Haute Couture for Packing Yogurt


Надежность закрытия – многообразие применения


Из Италии со вкусом!



БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
НА ХОД НОГИ!
Обзор российского рынка снековых батончиков

30 лет успеха



КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
ЧТО ТАМ СПРЯТАНО ВНУТРИ?
Обзор российского рынка мясных консервов


ОБОРУДОВАНИЕ
ЧИСЛОМ ПОБОЛЕ, ЦЕНОЮ ПОДЕШЕВЛЕ…
Российский импорт кондитерского оборудования


УПАКОВКА
ЗА СЛОЕМ – СЛОЙ…
Обзор российского рынка термоусадочных пленок


ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ИЛЬ ЗАКАЛИЛИ НАС НАПАСТИ?
Рынок лизинга в России

«Агропродмаш-2017» – обязательное событие в календаре специалистов пищевой и перерабатывающей промышленности



ВЫСТАВКИ
21-я международная выставка упаковочных материалов, технологий и оборудования Interpack-2017


22-я международная выставка упаковочной индустрии RosUpack-2017



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки



АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Новости от компании «ПРОЛАЙТ»




В ЛЮБОЙ НЕПОНЯТНОЙ СИТУАЦИИ ПЕЙ ЧАЙ

Обзор российского рынка чая

Исследования компании Step by Step

Российский рынок чая один из самых крупных в мире. Во многом это связано с тем, что почти все население страны пьет этот напиток. 

ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА
В период с 2010-го по 2016 год пик производства чая в России приходился на 2013 год (рис. 1). После этого наблюдалось снижение. Важно отметить, что выпуск кофе, который для некоторых потребителей является заменителем чая, стабильно растет, в том числе, перетягивая на себя часть потребления чая.

ris.1

Валовой сбор чайного листа в России невелик, и до 2013 года наблюдалось его сокращение. Однако с 2014 года он начал расти, благодаря общей государственной поддержке сельского хозяйства (рис. 2). На территории России чай выращивается только в Краснодарском крае и в Республике Адыгея.

ris.2

В основном производство чая сконцентрировано на территории Северо-Западного ФО, где выпускается почти 80% всего чая за счет расположения здесь производственных мощностей одного из ведущих игроков рынка – ООО «Орими-Трейд» (Санкт-Петербург) (рис. 3).

ris.3

На втором месте располагается Центральный ФО с долей в 15%, уступивший за 2010–2016 годы более 20 п.п. в пользу Северо-Западного и других федеральных округов. Третью позицию занимает Южный ФО с долей всего 5,3%. Важно отметить, что практически отсутствует привязка производства к местам произрастания чая.

ДИНАМИКА ОБЪЕМА РЫНКА
Происходит рост рынка в денежном выражении, что связано прежде всего с ростом цен на чай, всплеск которого приходился на 2015 год (рис. 4). На фоне падающих объемов производства, минимального экспорта и практически стабильного объема импорта можно говорить о падении рынка в натуральном выражении, несмотря на рост оборота розничной торговли в денежном выражении.

ris.4

В связи с тем, что чай пьет практически все население России, структура розничных продаж этой продукции в денежном выражении в последние годы остается практически неизменной. Лидерами по потреблению чая являются Центральный и Приволжский ФО (рис. 5). Доля Крымского ФО (до его присоединения к Южному ФО) в 2015 году составила 0,5% продаж. В целом же можно говорить, что есть прямая корреляция между потреблением чая и численностью населения федеральных округов.

ris.5



ЦЕНЫ
Согласно данным Росстата, в последние годы наблюдается значительный рост цен на чай. Резкий скачок произошел в 2015 году, когда пакетированный чай подорожал на 30,7%, а листовой – на 40% (рис. 6). В 2016 году рост цен замедлился, а за первое полугодие по обоим видам чая он составлял менее 5%. Наиболее высокие цены в июне 2017 года выявлены в Москве, а самые низкие – в Приволжском ФО.

ris.6



ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ
В Россию импортируется преимущественно черный чай: например, в 2016 году, как и в 2015-м, его доля в общем объеме импорта составила около 92% в натуральном выражении. На долю зеленого чая приходится 8,2%, а доля мате (парагвайского чая), медленно набирающего популярность в России, составила 0,02% импорта.
Объем импорта чая в 2014 году составил 173,5 тысячи тонн, в 2015 году – 173,1 тысячи тонн, а в 2016-м – 164,3 тысячи тонн. Таким образом, можно говорить о том, что санкции практически не коснулись чайного рынка. Размер импорта незначителен. Больше всего чая в Россию поставляют Индия, Шри-Ланка и Кения, на которые в 2016 году пришлось 67% импорта – 26,9, 24,3 и 15,8%, соответственно. Почти 75% чая в Россию приходит без торговой марки крупными партиями и предназначено для фасовки. Среди фасованных чаев лидирует AhmadTea (Ahmad Tea Ltd., Великобритания), на долю которого приходится около 5% импорта.

ПОТРЕБЛЕНИЕ
Потребление чая в России является достаточно стабильным и растет вместе с ростом оборота розничной торговли. Стоит отметить, что кофе существенно нарастил свою структурную долю в 2015–2016 годах. Во многом это связано с развитием в стране моды на него, которая распространяется не только на сферу HoReCa, но и на домашнее потребление и потребление на работе. Кроме того, интерес к этому напитку растет за счет роста потребления кофе в зернах и растворимого кофе под влиянием увеличения продаж кофемашин и кофеварок, а также высокой маркетинговой активности производителей. Чай же только начинает появляться в ассортименте продукции для капсульных кофемашин.
Такая динамика приводит к тому, что в рамках товарной группы «напитки» чай уступает свою структурную долю кофе, который также снижает долю прочих напитков (цикорий и другие) (рис. 7).

ris.7

По данным компании Nielsen, наибольший объем потребления приходится на пакетированный чай – 30,4% в натуральном и 29,2% в денежном выражении. Весовой чай занимает, соответственно, 16,7 и 11,7%. Стоит отметить, что в 2016 году, по сравнению с 2015-м, продажи собственных торговых марок сетей сократились: в категории пакетированного чая – на 16,3%, а в категории весового – на 2,8%.
Выявленные тенденции позволяют сделать вывод о том, что рынок чая находится под серьезным влиянием кофейного рынка, являющегося основным его товаром-заменителем. Такая ситуация складывается прежде всего под влиянием маркетинговой активности производителей кофе, с которой потребители сталкиваются не только в виде рекламы и продвижения в точках продаж, но и в сегменте HoReCa. Это приводит к переключению потребителей с чая на кофе как в ситуациях домашнего потребления, так и при посещении предприятий ресторанного бизнеса. Повлиять на ситуацию может появление новых видов чая, в том числе экзотических, которые привлекут внимание потребителей, а также работа производителей по пропаганде пользы чая для здоровья в противовес информации о негативном воздействии большого потребления кофе.

Елена Пономарева,
директор по развитию
ГК Step by Step





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания