текущий номер

swop

agroprodmash
fiera di rimini
peterfood
interfood_sib
 

№5/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
КРАФТ ХОТИТЕ? ДА-ДА-ДА!
Обзор российского рынка пива

Новые требования - новые возможности



ЧАЙ. КОФЕ
В ЛЮБОЙ НЕПОНЯТНОЙ СИТУАЦИИ ПЕЙ ЧАЙ
Обзор российского рынка чая

Подарок миру от Шри-Ланки



КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
ЖИМ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА
Обзор российского рынка шоколада и шоколадных изделий

А МЫ ВСЕ ПЕЧЕМ, ПЕЧЕМ…
Обзор внешнеторговых поставок печенья в России

Как с помощью SRP-упаковки попасть в торговую сеть



МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
СУДЬБА ИНДЕЙКИ
Обзор российского рынка индюшатины


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
БАРЬЕР НЕ ПЕРЕД НАМИ – В НАС, И НУЖНО ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД
Обзор российского рынка молочной продукции

С ЧИСТОГО ЛИСТА
Особенности брендинга на российском рынке сыра

Haute Couture в упаковке для йогуртов
Haute Couture for Packing Yogurt


Надежность закрытия – многообразие применения


Из Италии со вкусом!



БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
НА ХОД НОГИ!
Обзор российского рынка снековых батончиков

30 лет успеха



КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
ЧТО ТАМ СПРЯТАНО ВНУТРИ?
Обзор российского рынка мясных консервов


ОБОРУДОВАНИЕ
ЧИСЛОМ ПОБОЛЕ, ЦЕНОЮ ПОДЕШЕВЛЕ…
Российский импорт кондитерского оборудования


УПАКОВКА
ЗА СЛОЕМ – СЛОЙ…
Обзор российского рынка термоусадочных пленок


ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ИЛЬ ЗАКАЛИЛИ НАС НАПАСТИ?
Рынок лизинга в России

«Агропродмаш-2017» – обязательное событие в календаре специалистов пищевой и перерабатывающей промышленности



ВЫСТАВКИ
21-я международная выставка упаковочных материалов, технологий и оборудования Interpack-2017


22-я международная выставка упаковочной индустрии RosUpack-2017



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки



АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Новости от компании «ПРОЛАЙТ»




ЖИМ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА

Обзор российского рынка шоколада и шоколадных изделий

Исследования компании NeoAnalytics

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА
По оценке NeoAnalytics, в настоящее время на отечественном рынке шоколада наблюдаются изменения, при этом наметились положительные тенденции.
Следует отметить, что в 2015 году рынок переживал кризис, в частности отмечалось сокращение объемов практически во всех сегментах. Средний прирост по всем сегментам в 2015 году составил -14,8%. Положительную динамику показали только внутреннее производство и экспорт шоколадных конфет (по 4,6%, соответственно) и совокупное производство шоколада и шоколадных конфет (всего 0,8%). В целом на рынке происходило снижение спроса, вызванное ростом цен на продукцию на фоне сокращения доходов населения. Помимо девальвации рубля на рост цен влияла мировая ситуация на рынке какао.
Однако уже 2016 год продемонстрировал положительные результаты: наметился рост по всем сегментам рынка. Средний прирост при этом достиг уже 9,6%, приблизившись к аналогичному показателю 2013 года (в 2014 году он был равен 14,6%, -1,1% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года). Наиболее позитивной была динамика экспорта шоколадных конфет – рост объема составил около 50%.
В целом прогнозируется, что в 2017 году положительная тенденция продолжится.

ВНУТРЕННЕЕ ПРОИЗВОДСТВО
В 2016 году объем производства шоколада и шоколадных изделий составил 567 тысяч тонн, увеличившись за год на 5,5% (рис. 1).

ris.1

В 2016 году объем производства упакованного шоколада составил 118,9 тысячи тонн, продемонстрировав рост на 8,4% по сравнению с предыдущим годом (рис. 2).

ris.2

Объем производства шоколадных конфет в прошлом году достиг 448,1 тысячи тонн, увеличившись за год на 4,7% (рис. 3).

ris.3

ИМПОРТ
В 2016 году объем импорта шоколада составил 38 тысяч тонн, при этом рост достиг 12,8% по сравнению с 2015 годом (рис. 4).

ris.4

Объем импорта шоколадных конфет в рассматриваемый период составил 36,9 тысячи тонн, снизившись за год на 2,6% (рис. 5).

ris.5


ЭКСПОРТ
В 2016 году объем российского экспорта шоколада был равен 43,1 тысячи тонн – рост на 3,4% по сравнению с предыдущим годом (рис. 6).

ris.6

Объем экспорта шоколадных изделий в рассматриваемый период достиг 157,3 тысячи тонн, увеличившись на 49% (рис. 7).

ris.7


ОБЪЕМ РЫНКА
В прошлом году объем российского рынка шоколада и шоколадных изделий составил 441,5 тысячи тонн, сократившись за год на 4,4% (табл. 1). В снижении объема рынка существенную роль сыграл значительный рост экспорта шоколадных конфет.

tab.1


АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В структуре объема российского рынка шоколада и шоколадных изделий основная доля – более 83% – приходится на продукцию отечественного производства. Доля импорта в 2016 году составила 17%. Наблюдается тенденция ежегодного сокращения импорта – за 5 лет его доля снизилась на 22,7%.
По оценке NeoAnalytics, в структуре предложения, представленного на российском рынке, наибольшие доли занимают плиточный шоколад и весовые конфеты – соответственно 45 и 33%. Доли шоколадных батончиков и упакованных конфет в коробках составляют, соответственно, 11 и 9%.
Наибольшая доля в сегменте плиточного шоколада приходится на шоколад, упакованный по 100 граммов, – его доля в сегменте составляет около 70%. Более нишевыми продуктами являются плитки по 150–200 граммов, пористый и порционный шоколад. Стоит отметить, что плитки с добавками пользуются большей популярностью.
Из всех категорий стабильный спрос сохраняется в сегменте весовых конфет, так как эта продукция относится к категории повседневного спроса. В сегменте коробочных конфет происходит снижение спроса из-за перехода части покупателей в формат весовых конфет.
Еще одна категория, которая продолжает развиваться, – шоколадные изделия с игрушками для детей.

УРОВЕНЬ КОНКУРЕНЦИИ
Отечественный рынок шоколадных изделий является консолидированным. Около 67% рынка занимают 5 компаний, 4 из которых образованы с участием иностранного капитала и принадлежат западным компаниям: холдинг «Объединенные кондитеры» (Россия), ООО «Марс» (Mars Inc., США), ООО «Нестле Россия» (Nestle, Швейцария), ООО «Мон’дэлис Русь» (Mondelêz International, Inc., ранее Kraft Foods, Германия), ЗАО «Ферреро Россия» (Ferrero SpA, Италия).

АНАЛИЗ СПРОСА
В перспективе на российском рынке шоколада и шоколадных изделий продолжится рост цен на сырье и конечную продукцию. Ожидается дальнейшее снижение спроса на шоколадную продукцию и переход части потребителей на более дешевые кондитерские изделия (пряники, печенье и другие).

ЦЕНОВАЯ КОНЪЮНКТУРА РЫНКА
В 2016 году средние цены производителей на шоколад и шоколадные изделия (кроме конфет) составили 599,2 рубля за килограмм – рост на 63,14% за год (рис. 8). Средние цены производителей на шоколадные конфеты достигли 250 рублей за килограмм – рост на 23,52% за год.

ris.8


ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА
В целом на сегодняшний день, по оценке NeoAnalytics, по объему потребления шоколада российский рынок нельзя назвать достаточно насыщенным, сохраняется потенциал для его роста. Как показывает национальная статистика, в период с 2014-го по 2015 год российский рынок переживал кризис. В 2016 году сформировалась тенденция улучшения динамики. Ожидается, что 2017–2019 годы будут периодом выхода отрасли из негативных показателей.
В период с 2017-го по 2019 год прогнозируется рост рынка на уровне 5% и к 2019 году он должен выйти на докризисный уровень. Данному росту будет способствовать положительная динамика внутреннего производства, среднерыночный прирост которого составит 5–7%. Кроме того, главным драйвером роста рынка станет стабилизация экономики в стране (оптимистичный прогноз).
Вслед за ростом объемов внутреннего производства будут увеличиваться и объемы экспорта. Наиболее перспективный сегмент в структуре экспорта – шоколадные изделия. В 2016 году объем экспорта этой продукции составил 157,3 тысячи тонн, увеличившись на 49%. В 2017–2019 годах данный сегмент продолжит положительную динамику. Более 50% экспорта идет в 3 страны – Казахстан, Белоруссию и Азербайджан.
Ожидается, что доля импорта в структуре объема российского рынка будет медленно сокращаться. Однако по оценке NeoAnalytics, ситуация может измениться после 2020 года. Прогнозируется, что в 2017–2019 годах основными странами–импортерами шоколадных конфет будут Германия и Польша. Доля импорта продукции из Швейцарии составляет незначительную долю – всего 5% в общей структуре импорта. 
В связи с ростом мировых цен на какао-бобы в 2015–2016 годах отечественные производители увеличили выпуск шоколада с меньшим содержанием какао-продуктов. Кроме того, увеличилось производство шоколада с различными начинками и добавками (орехи, злаки, сухофрукты и другие). Прогнозируется, что данная тенденция сохранится до 2017 года, так как вектор спроса направлен на потребление более экономичной продукции.
В целом в перспективе прогнозируется, что производители начнут диверсифицировать предложение, предлагая рынку новые продукты. Так, в частности, на современном рынке сформировалась новая тенденция – производство экологически чистых продуктов (шоколада) с добавлением меда вместо сахара. Однако следует отметить, что данная тенденция в основном будет динамично развиваться после 2020 года при положительной коррекции макроэкономических показателей.

Ольга Луцева-Эр,
<генеральный директор
исследовательской компании
NeoAnalytics,
MScin Social Management





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания