текущий номер

swop

agroprodmash
fiera di rimini
peterfood
interfood_sib
 

№5/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
КРАФТ ХОТИТЕ? ДА-ДА-ДА!
Обзор российского рынка пива

Новые требования - новые возможности



ЧАЙ. КОФЕ
В ЛЮБОЙ НЕПОНЯТНОЙ СИТУАЦИИ ПЕЙ ЧАЙ
Обзор российского рынка чая

Подарок миру от Шри-Ланки



КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
ЖИМ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА
Обзор российского рынка шоколада и шоколадных изделий

А МЫ ВСЕ ПЕЧЕМ, ПЕЧЕМ…
Обзор внешнеторговых поставок печенья в России

Как с помощью SRP-упаковки попасть в торговую сеть



МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
СУДЬБА ИНДЕЙКИ
Обзор российского рынка индюшатины


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
БАРЬЕР НЕ ПЕРЕД НАМИ – В НАС, И НУЖНО ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД
Обзор российского рынка молочной продукции

С ЧИСТОГО ЛИСТА
Особенности брендинга на российском рынке сыра

Haute Couture в упаковке для йогуртов
Haute Couture for Packing Yogurt


Надежность закрытия – многообразие применения


Из Италии со вкусом!



БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
НА ХОД НОГИ!
Обзор российского рынка снековых батончиков

30 лет успеха



КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
ЧТО ТАМ СПРЯТАНО ВНУТРИ?
Обзор российского рынка мясных консервов


ОБОРУДОВАНИЕ
ЧИСЛОМ ПОБОЛЕ, ЦЕНОЮ ПОДЕШЕВЛЕ…
Российский импорт кондитерского оборудования


УПАКОВКА
ЗА СЛОЕМ – СЛОЙ…
Обзор российского рынка термоусадочных пленок


ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ИЛЬ ЗАКАЛИЛИ НАС НАПАСТИ?
Рынок лизинга в России

«Агропродмаш-2017» – обязательное событие в календаре специалистов пищевой и перерабатывающей промышленности



ВЫСТАВКИ
21-я международная выставка упаковочных материалов, технологий и оборудования Interpack-2017


22-я международная выставка упаковочной индустрии RosUpack-2017



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки



АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Новости от компании «ПРОЛАЙТ»




НА ХОД НОГИ!

Обзор российского рынка снековых батончиков

Исследования компании Euromonitor International

МИРОВОЙ РЫНОК СНЕКОВЫХ БАТОНЧИКОВ
Во всем мире рынок снековой продукции является наиболее динамичным и развивающимся в плане новых продуктов, решений в упаковке и способов потребления. Особый интерес представляет сегмент снековых батончиков*, который уверенно развивается благодаря росту спроса на продукцию, предназначенную для перекуса на ходу и при этом не вредную для здоровья.
По оценкам Euromonitor International, в 2016 году розничные продажи снековых батончиков в мире достигли $ 13 млрд. Более половины продаж генерируют злаковые батончики**. По среднедушевому потреблению этой продукции самыми развитыми рынками являются Канада и Новая Зеландия, где этот показатель составляет более килограмма на душу населения. Стоит отметить, что мировые продажи злаковых батончиков за период с 2012-го по 2016 год сократились на 7% в стоимостном выражении. Падение связано с насыщенностью ряда крупнейших рынков – таких, как рынки США, Великобритании и Австралии.
В зависимости от региона мира на рынке злаковых батончиков лидируют разные игроки. На рынке Северной Америки оперируют такие гиганты, как General Mills Inc (ТМ Nature Valley), Kellogg Co (ТМ Kellogg’s) и PepsiCo Inc (ТМ Quaker). В Австралазии популярны бренды Nestlé SA (ТМ Uncle Tobys), Carman’s Fine Foods Pty Ltd (ТМ Carman’s) и Griffins Foods Ltd (ТМ Nice & Natural). В Западной Европе среди лидеров – Kellogg Co (ТМ Kellogg’s), Hero Group GmbH (TM Corny), Mondelez International Inc (TM Cadbury, LU) и General Mills Inc (ТМ Nature Valley), а в Восточной Европе – Cereal Partners Worldwide SA/Nestlé SA (ТМ Fitness) и Hero Group GmbH (TM Corny).
Второй по объему продаж является категория энергетических батончиков***, которая занимает менее трети рынка. Ключевые позиции в категории принадлежат США, где продается две трети всей продукции в мире. В числе крупнейших игроков на этом рынке – компании Clif Bar & Co (ТМ Clif Bar) и Quest Nutrition LLC (ТМ Quest). Второе место по объему продаж энергетических батончиков занимает Азиатско-Тихоокеанский регион, где практически все продажи сосредоточены в Японии. Лидер японских продаж – компания Otsuka Holdings Co Ltd (ТМ Calorie Mate, Soy Joy).
Следующая по значимости категория – фруктовые батончики****. Со стороны потребителей наблюдается огромный интерес к данной продукции. Привлекательный состав продукта и натуральный источник витаминов и питательных веществ в удобном формате батончика предопределили успех категории. Начиная с 2012 года, глобальные продажи этого рынка удвоились как в натуральном, так и в денежном выражении. Наибольший рост продаж в денежном выражении с 2012 года наблюдался в Норвегии и Швеции. Крупнейшим игроком на этих рынках является Eat Natural Ltd (ТМ Eat Natural).
В России общее потребление снековых батончиков остается на начальном уровне, однако перспективы роста данного рынка очень высоки. На сегодняшний день российский показатель среднедушевых затрат на один батончик отстает от показателей европейских рынков, однако регистрируется стабильно высокий рост (рис. 1).

ris.1

РОССИЙСКИЙ РЫНОК БАТОНЧИКОВ
По оценкам Euromonitor International, в 2016 году розничные продажи снековых батончиков в России составили 4,7 млрд рублей. Два фактора, которые предопределяют потенциал развития рынка, – это растущий спрос на продукты питания в формате снека со стороны жителей городов и мода на здоровое питание или здоровый перекус. Самые популярные на сегодняшний день форматы – злаковые и фруктово-ореховые батончики (рис. 2). В меньшей степени россияне выбирают в качестве перекуса энергетические батончики и любые другие виды батончиков*****, например, известные всем козинаки.

ris.2

Злаковые батончики
Розничные продажи злаковых батончиков составляют 59% от всего российского рынка снековых батончиков в денежном выражении. Основным каналом продаж злаковых батончиков являются современные розничные продуктовые сети. Также злаковые батончики можно купить в традиционных продуктовых магазинах, аптеках, через вендинговые автоматы и онлайн. Представленность злаковых батончиков в сетевых магазинах по всей стране значительно выросла за последние несколько лет, что способствовало привлечению все большего количества новых покупателей в разных регионах. Начиная с 2011 года, объем продаж злаковых батончиков в натуральном выражении удвоился.
Другим серьезным толчком для развития рынка стал выход в 2014 году батончиков Fitness и Nesquik от компании Nestlé. Они быстро завоевали лидерство на рынке благодаря известности брендов и широкой дистрибьюции в розничных сетях. В 2016 году компания вывела на российский рынок новый бренд батончиков Cini Minis (под одноименным названием выпускаются  сухие завтраки). Кроме Nestlé крупнейшим игроком на рынке злаковых батончиков является компания Hero Group с ТМ Corny. В совокупности в 2016 году этим компаниям принадлежало 73% рынка злаковых батончиков в денежном выражении, поэтому данный рынок можно охарактеризовать как высоко концентрированный.

Фруктово-ореховые батончики
Фруктово-ореховые батончики – вторые по популярности на российском рынке. В 2016 году в денежном выражении они обеспечили более трети всех продаж снековых батончиков в стране. Приход сильных отечественных игроков за последние 5 лет позволил расширить ассортимент батончиков на рынке и повысить их доступность для покупателя. Цена фруктово-ореховых батончиков на полке незначительно отличается от цены злаковых батончиков, что привлекает потребителей. Интересным фактором, стимулирующим потребление батончиков, является их распространение через нерозничные каналы продаж, например, в ресторанах и кафе или на борту самолетов и в поездах. Таким образом потребитель имеет возможность узнать о продукте, познакомиться с конкретным брендом.
В отличие от рынка злаковых батончиков, на рынке фруктово-ореховых батончиков лидирующие позиции занимают отечественные компании. Крупнейшие игроки – московские ООО «БиоФудЛаб» (Москва, ТМ Bite) и ООО «Продинко» (ТМ Fit&Fruit), а также ООО «Белое дерево» (Новосибирская обл., ТМ «Фрутилад»), Компания «Дары Памира» (Москва, ТМ «Шелковица с Памира») и ООО «Клинские снеки» (Владимирская обл., ТМ Pikki). Кроме того, заметное место на рынке принадлежит продукции чешской компании Usovsko Food AS (ТМ Fit).

Энергетические батончики
Энергетические батончики являются нишевым рынком в России. Данный продукт ориентирован на потребителей, которые ведут активный образ жизни, занимаются спортом и ищут дополнительной источник энергии. На рынке оперируют компании, которые специализируются на спортивном питании и имеют в ассортименте протеиновые и энергетические батончики. Если протеиновые батончики предназначены для потребителя, соблюдающего специальную спортивную диету, то энергетические батончики ориентированы на более широкий круг потребителей и выступают в качестве снека для перекуса в промежутках между приемами пищи, до и после тренировок. В России среди лидирующих брендов на рынке энергетических батончиков присутствуют те же самые бренды, что и на рынке спортивных протеиновых батончиков, а именно: Weider Global Nutrition LLC (ТМ Weider), Atlantic Grupa dd (ТМ Multipower), Glanbia Plc (ТМ Optimum Nutrition) и Well Plus Trade Vertriebs GmbH & Co KG (ТМ Power System). Поэтому потребитель воспринимает энергетические батончики скорее как вариацию протеиновых батончиков, нежели как отдельный продукт. В 2016 году соотношение розничных продаж энергетических и протеиновых батончиков в стоимостном выражении составило примерно два к трем.

ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА РОССИЙСКОГО РЫНКА
По прогнозам Euromonitor International, к 2022 году рынок снековых батончиков увеличится в 2,5 раза в стоимостном выражении. Основной рост придется на фруктовые батончики (рис. 3).

ris.3

Недостаточная насыщенность рынка и растущий интерес со стороны покупателей к различным снековым форматам – основные условия будущего роста продаж батончиков. Также ожидается рост представленности батончиков в федеральных розничных сетях и более широкое использование нерозничных каналов распространения и продвижения, что благоприятно повлияет на узнаваемость брендов и частоту покупок. Снековые батончики продолжат привлекать все новых потребителей, которые желают попробовать что-то отличное от традиционно популярных снеков (печенье, шоколадные батончики). На фоне уверенного роста продаж СТМ в целом в различных продуктовых категориях по всей России стоит ожидать развитие СТМ крупнейшими федеральными сетями и в сегменте снековых батончиков. Также среди будущих трендов стоит выделить большой потенциал для выхода новинок в формате батончиков для детей. Снеки для детей, которые можно взять с собой в школу и которые несут дополнительную пользу для здоровья, имеют большой потенциал спроса со стороны российских родителей.

* Снековые батончики включают злаковые батончики, фруктовые батончики, энергетические батончики и другие виды.

** Злаковые батончики изготавливаются на основе злаков и могут позиционироваться в качестве завтрака.

*** Энергетические батончики изготавливаются на основе злаков или других ингредиентов, которые обогащены питательными веществами и позиционируются как источник энергии. К этой категории не относятся протеиновые батончики для спортивного питания.

**** Фруктовые батончики изготавливаются из фруктов и ягод или орехов, а также их комбинаций, и не содержат злаки.

***** Другие виды батончиков не входят в выше упомянутые группы, например батончики на основе кунжута или йогурта. Шоколадные батончики в статье не рассматриваются.

Лидия Шуктомова,
старший аналитик
компании Euromonitor International





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания