olive
prod-expo
beviale-moscow
menshen
fiera di rimini
 

№5/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
КРАФТ ХОТИТЕ? ДА-ДА-ДА!
Обзор российского рынка пива

Новые требования - новые возможности



ЧАЙ. КОФЕ
В ЛЮБОЙ НЕПОНЯТНОЙ СИТУАЦИИ ПЕЙ ЧАЙ
Обзор российского рынка чая

Подарок миру от Шри-Ланки



КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
ЖИМ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА
Обзор российского рынка шоколада и шоколадных изделий

А МЫ ВСЕ ПЕЧЕМ, ПЕЧЕМ…
Обзор внешнеторговых поставок печенья в России

Как с помощью SRP-упаковки попасть в торговую сеть



МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
СУДЬБА ИНДЕЙКИ
Обзор российского рынка индюшатины


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
БАРЬЕР НЕ ПЕРЕД НАМИ – В НАС, И НУЖНО ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД
Обзор российского рынка молочной продукции

С ЧИСТОГО ЛИСТА
Особенности брендинга на российском рынке сыра

Haute Couture в упаковке для йогуртов
Haute Couture for Packing Yogurt


Надежность закрытия – многообразие применения


Из Италии со вкусом!



БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
НА ХОД НОГИ!
Обзор российского рынка снековых батончиков

30 лет успеха



КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
ЧТО ТАМ СПРЯТАНО ВНУТРИ?
Обзор российского рынка мясных консервов


ОБОРУДОВАНИЕ
ЧИСЛОМ ПОБОЛЕ, ЦЕНОЮ ПОДЕШЕВЛЕ…
Российский импорт кондитерского оборудования


УПАКОВКА
ЗА СЛОЕМ – СЛОЙ…
Обзор российского рынка термоусадочных пленок


ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ИЛЬ ЗАКАЛИЛИ НАС НАПАСТИ?
Рынок лизинга в России

«Агропродмаш-2017» – обязательное событие в календаре специалистов пищевой и перерабатывающей промышленности



ВЫСТАВКИ
21-я международная выставка упаковочных материалов, технологий и оборудования Interpack-2017


22-я международная выставка упаковочной индустрии RosUpack-2017



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки



АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Новости от компании «ПРОЛАЙТ»




ИЛЬ ЗАКАЛИЛИ НАС НАПАСТИ?

Рынок лизинга в России

Исследования рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА)

В ОЖИДАНИИ РЕКОРДА
В 2016 году рынок лизинга перешел от рецессии предшествующих лет к уверенному росту. По итогам прошлого года прирост нового бизнеса составил 36%, а стоимость имущества, переданного в лизинг, достигла 742 млрд рублей, по оценкам RAEX (Эксперт РА) (рис. 1). Стабилизация экономики и снижение стоимости банковского фондирования способствовали повышению спроса на лизинг со стороны субъектов МСБ, что оказало значимую поддержку восстановлению рынка лизинга в 2016 году. Кроме того, в конце прошлого года активно заключались крупные корпоративные сделки, что также позитивно повлияло на объемы лизингового рынка. В результате, на четвертый квартал 2016 года пришлось около 39% лизингового бизнеса за весь год (против 29% годом ранее).

ris.1

Большинство сделок, заключенных в конце года, являются крупными. Прежде всего к ним относится лизинг железнодорожной и авиатехники, морских и речных судов. Как комментирует сложившуюся ситуацию Владимир Добровольский, заместитель генерального директора «Государственной транспортной лизинговой компании» («ГТЛК»), в четвертом квартале 2016 года компания системно вышла на вертолетный рынок, активно развивала программу по самолетам «Сухой Суперджет 100» (SSJ-100), при этом сформирован задел на 2017 год, большая часть техники уже заказана.
Компания «ГТЛК», по итогам 2016 года, стала лидером по объему нового бизнеса (122,8 млрд рублей), формируя около 17% рынка, при этом 53% нового бизнеса лизингодателя пришлось на четвертый квартал 2016 года (табл. 1). Объем нового бизнеса ГК «Сбербанк лизинг» вырос на 47%, что позволило лизинговой компании подняться с третьего места на второе, при этом в последнем квартале лизингодателем также было сформировано более половины нового бизнеса 2016 года. Стоит отметить, что наибольшую долю (82%) в годовом объеме нового бизнеса показала ГК «МКБ-лизинг».

tab.1



ОТРАСЛЕВОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ
По итогам 2016 года, как и годом ранее, наибольшую долю в структуре нового бизнеса занимает лизинг автотранспорта. Совокупно легковой и грузовой автотранспорт, переданный в лизинг, формирует около 35% нового бизнеса за прошлый год, а в абсолютных значениях рост автолизинга составил около 37% (рис. 2).

ris.2

Второе место по объему занимает авиализинг, доля которого в 2016 году сохранилась неизменной (около 21%), но в абсолютном выражении объем сегмента авиатехники вырос на 36%. Доля железнодорожного сегмента в структуре нового бизнеса продолжает сокращаться: с 18 до 13% за прошедший год. Однако впервые с 2012 года в абсолютном выражении данный сегмент не показал существенного сокращения.
В целом крупнейшие сегменты на лизинговом рынке в 2016 году не показали существенных изменений. Вместе с тем был отмечен существенный рост доли лизинга морских и речных судов – с 2 до 7%. При этом RAEX (Эксперт РА) отмечает, что не менее 75% объема нового бизнеса с водным транспортом пришлось на клиентов лизинговых компаний «Сбербанк лизинг» и «ГТЛК». Ключевая причина роста лизинга водного транспорта заключается в значительном обветшании флота и необходимости в его обновлении. На текущий момент в России многие суда значительно превысили плановые сроки службы. Так, по итогам 2015 года, средний возраст грузового флота составил 37 лет, а пассажирского – 35 лет*.
Значительный прирост (около 64%) объема нового бизнеса показала строительная и дорожно-строительная техника, доля которой на рынке за 2016 год составила 7%. Сельскохозяйственная техника также продемонстрировала позитивную динамику: абсолютный объем сегмента вырос на 181%, а доля на рынке достигла 3%. С первого полугодия розничные игроки отмечали рост спроса на лизинг со стороны сельхозпредприятий вследствие увеличения объемов их продаж, в том числе из-за снижения конкуренции со стороны зарубежных производителей.
Доля оборудования для пищевой промышленности, включая холодильное оборудование и оборудование для ресторанов, в 2016 году сохранилась на уровне 2015 года – около 1% в объеме нового бизнеса. Тем не менее в абсолютных значениях сегмент пищевой промышленности вырос на 15% и составил около 6,3 млрд рублей, по итогам 2016 года (рис. 3). При этом специалисты RAEX (Эксперт РА) отмечают, что лизинг оборудования пищевой промышленности на протяжении второго года подряд прирастает на 14-15%.

ris.3

Наибольший объем сделок в сегменте оборудования пищевой отрасли в 2016 году заключила компания «Сименс Финанс» – 2,1 млрд рублей. Стоит отметить, что «Сименс Финанс», второй год подряд является лидером в части лизинга оборудования пищевой отрасли. Второе место в рэнкинге занимает «ЮниКредит Лизинг», новый бизнес которого составил 673 млн рублей, а на третьей позиции расположился «Опцион-ТМ» – 542,6 млн рублей.

ВТОРОЙ ГОД В ПЛЮСЕ
Официальные статистические данные свидетельствуют о замедлении сокращения экономики России, на что уже отреагировал лизинговый рынок, показав восстановительный рост. По мнению специалистов агентства RAEX (Эксперт РА), более высокий уровень определенности в 2017 году позитивно повлияет на планы предприятий по обновлению основных фондов, что обусловит дальнейший рост лизингового рынка. Ключевое влияние на объем лизинговых сделок в текущем году, по-прежнему, будет оказывать государство путем реализации программ по субсидированию лизинга. Кроме того, снижение стоимости банковского фондирования в случае отсутствия прецедентов повышения ключевой ставки привлечет к более активному финансированию банками лизинговых компаний. При этом RAEX (Эксперт РА) ожидает повышение спроса со стороны предприятий на лизинговые сделки в условиях высокой степени износа основных фондов (около 48% за 2015 год, по данным Росстат).
Согласно базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), объем нового бизнеса за 2017 год вырастет на 15% и составит около 850 млрд рублей. В значительной степени реализация сценария зависит от заключения крупных корпоративных сделок в сегментах железнодорожной и авиационной техники, а также морских и речных судов. Дмитрий Зотов, генеральный директор «ТрансФин-М», уверен в росте лизинга железнодорожной техники в 2017 году: «Основным фактором роста является значительное списание парка: в 2015–2016 годах было списано 212 тысяч полувагонов. В результате ставки доходности оперирования полувагонов на протяжении 2016 года выросли в 2 раза, а на отдельных направлениях даже образуется дефицит вагонов, что ведет к восстановлению спроса на данный тип вагона со стороны операторов».
По прогнозам RAEX (Эксперт РА), сегмент железнодорожной техники после стабилизации объемов лизингового бизнеса покажет рост на 10%, прежде всего за счет субсидирования приобретения инновационных вагонов и роста доходности оперирования полувагонов. Объем авиализинга в 2017 году покажет рост на уровне 10%. На авиасегмент позитивно повлияет госпрограмма по субсидированию аренды / лизинга российских самолетов, в том числе воздушных судов «Сухой Суперджет 100».
Крупнейшим сегментом рынка останется автолизинг, поддержку которому окажет перезапуск госпрограммы по льготному автолизингу, а также частичная реализация отложенного спроса. В результате объем нового бизнеса с автотранспортом вырастет на 20%. «Если смотреть на сегмент в целом, то он на текущий момент выглядит очень многообещающим, в том числе за счет «эффекта низкой базы», – отмечает Александр Кожевников, генеральный директор «МКБ-лизинг».
На следующий год также придется значительная часть работ по подготовке инфраструктурных объектов к Чемпионату мира по футболу 2018, что подстегнет рост объема лизинга строительной и коммунальной техники. Другие сегменты рынка в целом продемонстрируют позитивную динамику (+15%) в результате наращивания лизинговых сделок в регионах. Сегмент лизинга оборудования пищевой промышленности, по оценкам RAEX (Эксперт РА), также покажет аналогичный уровень роста и, по итогам 2017 года, составит около 7,2 млрд рублей.

* Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 года N 327-р «Об утверждении Стратегии развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года».

Павел Жолобов,
RAEX (Эксперт РА)





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания