текущий номер

olive
prod-expo
beviale-moscow
menshen
fiera di rimini
 

№6/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
БРОСЬ НЕ СКРЕПЛЕННОЕ ДЕЛОМ ПУСТОСЛОВИЕ!
Перспективы развития российского винного рынка

НУ, ЗА СТАБИЛЬНОСТЬ!
Обзор российского рынка пива


ЧАЙ. КОФЕ
ЧАЛДЫ VS КАПСУЛЫ
Обзор российского рынка кофе


КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
НАШИ БАБЫ САМЫЕ РОМОВЫЕ
Обзор российского рынка кондитерских изделий

МЫ ЗА ЯГОДОЙ ЗА КРАСНОЙ В ЛЕС НЕ ХОДИМ ПОНАПРАСНУ
Обзор российского рынка джемов

Протеиновые кексы



МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ПО ДОСТАТКУ И ЕДА
Обзор российского рынка мяса


РЫБА
РЫБЫ НЕТ, ОДИН МИНТАЙ
Обзор российского рынка рыбы и рыбной продукции


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
Как мы создаем новые йогурты


BACK IN THE USSR!
Обзор российского рынка молочной продукции

ДАЙТЕ ТОЛЬКО СРОК
Способы стимуляции продаж товаров на грани срока годности


ИНГРЕДИЕНТЫ
ЗАГУСТИТ ДАЖЕ СИНЕЕ МОРЕ
Обзор российского рынка крахмалопродукции


ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
А В РЕСТОРАНЕ, А В РЕСТОРАНЕ, А ТАМ ГИТАРЫ, А ТАМ ЦЫГАНЕ…
Обзор российского рынка ресторанов*


ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЕТЫ
Исследования рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА)


ВЫСТАВКИ
Инновации от компании TNA в области переработки и упаковки пищевых продуктов


22-я международная выставка «Агропродмаш-2017»


4-я международная выставка ANUFOOD China-2017


34-я международная выставка продовольствия и напитков Anuga-2017


Международная выставка технологий производства напитков и жидких продуктов Drinktec-2017


26-я международная выставка продуктов питания WorldFood Moscow



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




НУ, ЗА СТАБИЛЬНОСТЬ!

Обзор российского рынка пива

Исследования компании I-Marketing

В настоящее время в России наблюдается стабилизация показателей производства пива и пивных напитков.
Объем производства пива и пивных напитков увеличивался вплоть до 2007 года, когда он составил 1147 млн дал. Затем выпуск этой продукции в стране стал постепенно сокращаться: всего за период с 2008-го по 2015 год производство «падало» в среднем на 5% ежегодно. Ключевой причиной такого развития событий стала государственная политика – запрет на рекламу пива, ограничения в продаже продукции и рост акцизов. В 2016 году объем выпуска пива и пивных напитков остался практически на уровне 2015-го, а по итогам первого квартала текущего года, был отмечен прирост показателей (рис. 1).

ris.1

Отметим, что в 2016 году производство пива несколько сократилось, а выпуск пивных напитков вырос. Доля пивных напитков в общей структуре производства незначительна, однако она постепенно увеличивается. Собственно, с точки зрения упаковки и ограничений в продаже разницы между пивом и пивными напитками нет. Разница заключается в составе продукта и его крепости, при этом потребитель зачастую не обращает внимания на то, к какой категории относится напиток: главным критерием при выборе является соотношение «цена-марка-лояльность».
В региональной структуре производства пива и пивных напитков лидируют Приволжский и Центральный федеральные округа – в 2016 году им принадлежало, соответственно, 29 и 28,4% общего объема производства в натуральном выражении (рис. 2). Очевидно, что данная структура обусловлена концентрацией населения в данных федеральных округах. Отметим, что за последние 6 лет в общероссийском производстве выросла доля Приволжского ФО, а доля Уральского ФО сократилась. В остальных федеральных округах существенных изменений за этот период не произошло.

ris.2

За период с 2010-го по 2016 год самое существенное снижение производства было отмечено в Уральском ФО (-13% в среднем ежегодно) (табл. 1). Далее следуют Центральный ФО (-6%) и Сибирский ФО (-5%). Медленнее всего производство падало в Приволжском и Дальневосточном федеральных округах, снижаясь каждый год в среднем на 2%.

tab.1

Субъектами–лидерами по производству пива и пивных напитков в 2016 году стали Самарская область (здесь было выпущено 53 млн дал, что соответствует 7% общероссийского производства), Санкт-Петербург (52 млн дал, или 7%), Московская область (52 млн дал, или 7%) и Новосибирская область (41 млн дал, или 5%) (рис. 3).

ris.3

Объем предложения на российском рынке пива в 2016 году составил 763 млн дал, что практически соответствует уровню 2015 года (табл. 2). Производство, как уже было отмечено, осталось на уровне 2015 года. Импортные поставки сократились на 17% до отметки в 14,3 млн дал, а экспорт вырос на 23% до отметки в 32 млн дал.

tab.2

Импортные поставки пива и пивных напитков в Россию составляют порядка 2% от объема рынка. Всего по итогам 2016 года объем импорта составил 14,3 млн дал на сумму $ 127,1 млн, а по итогам первого квартала 2017 года, – 3,8 млн дал общей стоимостью $ 32,7 млн.
Ключевыми странами–поставщиками пива на российский рынок являются Белоруссия, на которую, по итогам 2016 года, приходилось 26% импорта в натуральном выражении, а также Германия и Чехия – доли импорта этих стран составили, соответственно, 23 и 12%. В стоимостном выражении лидируют Германия с долей 28%, Чехия, доля которой составляет 13%, а также Бельгия и Белоруссия – на их долю приходится, соответственно 12 и 11% поставок. Отметим, что с 2015 года Роспотребнадзор запретил импорт украинского пива и спиртных напитков. Однако этот запрет никак не сказался на российском рынке пива и пивных напитков: во-первых, доля украинской продукции была незначительной, а во-вторых, многие компании обошли запрет (например, ПАО «Оболонь» договорилось о лицензионном выпуске своей продукции на производственных мощностях ОАО «Московская пивоваренная компания»).
Ведущими иностранными поставщиками пива и пивных напитков в нашу страну являются компании Spaten (Германия, ТМ Spaten), Compania Cervecera Del Tropico (Мексика, ТМ Corona Extra), Tradicni Pivovar v Rakovniku (Чехия, ТМ Bakalar, Cernovar, Prazacka) и Diageo (Ирландия, ТМ Guinness, Harp, Kilkenny, Smithwicks). Отдельно стоит упомянуть корпорацию Anheuser-Busch Inbev, которая осуществляет поставки продукции из Бельгии (ТМ Leffe, Hoegaarden, Belle-Vue), Великобритании (ТМ Boddington’s), Китая (ТМ Harbin) и некоторых других стран.
Объем российского экспорта пива в 2016 году составил 32 млн дал (+23% к 2015 году) на сумму $ 125 млн (+18%). Ключевыми странами–получателями российского экспорта являются Белоруссия (20% в натуральном и 19% в стоимостном выражении, по итогам 2016 года), Украина (соответственно, 37 и 30%) и Казахстан (соответственно, 15 и 16%).
Объем розничных продаж пива и пивных напитков населению в 2016 году составил 841 млн дал, что на 4% ниже уровня 2015 года, когда этот показатель достиг 874 млн дал. Регионами–лидерами по продажам пива и пивных напитков являются Москва, где в 2016 году было реализовано 92 млн дал, или 11% общего объема продаж, и Московская область – 78 млн дал, или 9% (рис. 4). Отметим, что в 2016 году прирост розничных продаж пива и пивных напитков населению был отмечен в Московской области (+7%), Краснодарском крае (+2%) и Башкирии (+41%). В большинстве остальных регионов в этот период был отмечен спад продаж.
По итогам 2017 года российский рынок пива и пивных напитков несколько вырастет, по сравнению с 2016-м, – прирост составит 1-2%.

ris.4

Очевидно, что дальнейшее развитие пивного рынка зависит от государственного регулирования, при этом существенных послаблений в части акцизной политики не предвидится. Так, Минфин РФ предлагает сохранить ставки на алкоголь и табак в 2018–2019 годах на прежнем уровне, а в 2020 году проиндексировать их на 4% в соответствии с прогнозным уровнем инфляции. С 2020 года ведомство планирует увеличить размер акциза на пиво и пивные напитки с содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5 до 8,6% с 21 до 22 рублей за литр, а с содержанием свыше 8,6% – с 39 до 41 рубля за литр.

Никита Федюшин,
аналитик компании I-Marketing,

Сиротов Алексей,
аналитик компании I-Marketing





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания