текущий номер

olive
prod-expo
beviale-moscow
menshen
fiera di rimini
 

№6/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
БРОСЬ НЕ СКРЕПЛЕННОЕ ДЕЛОМ ПУСТОСЛОВИЕ!
Перспективы развития российского винного рынка

НУ, ЗА СТАБИЛЬНОСТЬ!
Обзор российского рынка пива


ЧАЙ. КОФЕ
ЧАЛДЫ VS КАПСУЛЫ
Обзор российского рынка кофе


КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
НАШИ БАБЫ САМЫЕ РОМОВЫЕ
Обзор российского рынка кондитерских изделий

МЫ ЗА ЯГОДОЙ ЗА КРАСНОЙ В ЛЕС НЕ ХОДИМ ПОНАПРАСНУ
Обзор российского рынка джемов

Протеиновые кексы



МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ПО ДОСТАТКУ И ЕДА
Обзор российского рынка мяса


РЫБА
РЫБЫ НЕТ, ОДИН МИНТАЙ
Обзор российского рынка рыбы и рыбной продукции


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
Как мы создаем новые йогурты


BACK IN THE USSR!
Обзор российского рынка молочной продукции

ДАЙТЕ ТОЛЬКО СРОК
Способы стимуляции продаж товаров на грани срока годности


ИНГРЕДИЕНТЫ
ЗАГУСТИТ ДАЖЕ СИНЕЕ МОРЕ
Обзор российского рынка крахмалопродукции


ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
А В РЕСТОРАНЕ, А В РЕСТОРАНЕ, А ТАМ ГИТАРЫ, А ТАМ ЦЫГАНЕ…
Обзор российского рынка ресторанов*


ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЕТЫ
Исследования рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА)


ВЫСТАВКИ
Инновации от компании TNA в области переработки и упаковки пищевых продуктов


22-я международная выставка «Агропродмаш-2017»


4-я международная выставка ANUFOOD China-2017


34-я международная выставка продовольствия и напитков Anuga-2017


Международная выставка технологий производства напитков и жидких продуктов Drinktec-2017


26-я международная выставка продуктов питания WorldFood Moscow



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




ПО ДОСТАТКУ И ЕДА

Обзор российского рынка мяса

Исследования компании «Маркет Аналитика»

Мясо является одним из основных продуктов питания для россиян (в 2017 году, по данным Росстата, расходы на мясо составляют 4,6% в общей структуре потребительских расходов населения России), поэтому немалый интерес представляет ситуация на рынке с точки зрения потребления. Рассмотрим объемы потребления мяса на душу населения и остановимся на таких показателях, как объемы и структура производства мяса, объемы импорта и экспорта.
По данным Росстата, объем потребления мяса в стране за период с 2013-го по 2016 год понизился на 3%.
Потребительские цены на мясо разных категорий, по итогам 2016 года относительно 2013-го, демонстрируют спад, в то же время они держатся на уровне 121–127% (рис. 1). При этом прирост начисленной номинальной среднемесячной заработной платы россиян составил около 23%. Такая ситуация, когда рост цен на мясо опередил рост заработной платы, заставила потребителей перейти от категорий мяса, по которым наблюдается более стремительное повышение цен (говядина и свинина), на самое дешевое мясо (курица) или уменьшить потребление этой продукции.

ris.1

В 2016 году объем производства скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составил 14 млн тонн, увеличившись на 4% по сравнению с 2015 годом. В январе–мае 2017 года в хозяйствах всех категорий, по оценке «Маркет Аналитка», было произведено 5,4 млн тонн скота и птицы на убой в живой массе, что на 3,1% больше, чем в 2016 году. Производство на убой свиней за тот же период увеличилось на 4,1%, а птицы – на 4,1%. Производство крупного рогатого скота, так же как и производство овец и коз, сократилось на 1%.
По данным Росстата, объем производства мяса в убойном весе в 2016 году составил 9,9 млн тонн и вырос на 3,5% по сравнению с 2015-м (рис. 2). В целом за последние 3 года темпы роста производства мяса всех категорий замедлились.

ris.2

В структуре производства мяса в убойном весе по всем типам хозяйств в 2016 году ведущие позиции заняли сельскохозяйственные организации с долей рынка 75,9%, при этом рост их доли по сравнению с 2013 годом составил более 5% (рис. 3). На втором месте расположились хозяйства населения с долей рынка 21,1%, а на третьем – крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели с долей 2,9%.

ris.3

По данным Министерства сельского хозяйства РФ, в 2016 году основным регионом производства мяса в убойном весе был Центральный федеральный округ – на его долю приходилось 35,7% рынка (рис. 4). Темп прироста производства в Центральном регионе остается максимальным в России в абсолютных показателях (+168 тысяч тонн к 2015 году). В относительных показателях лидером прироста является Южный федеральный округ (+11,5%).

ris.4

Структура производства мяса по видам претерпела некоторые изменения. Наибольший прирост производства наблюдается в сегменте мяса птицы: по итогам 2016 года относительно 2013-го, производство этого вида продукции выросло на 21%. В сегменте свинины прирост составил 20%, при этом производство говядины сократилось на 1%.
Изменилась и структура российского импорта по видам мяса. В 2013 году сегментам говядины и свинины принадлежало, соответственно, 31 и 30% поставок, сегменту мяса птицы – 20%, а на прочие виды мяса приходилось 19%. В 2016 году доля сегмента мяса птицы в импорте повысилась на 3%, а доля сегмента говядины – на 6%. по сравнению с 2015 годом. Доля сегмента свинины за тот же период уменьшилась на 4%, а прочих видов мяса – на 6% (рис. 5).

ris.5

В 2016 году в структуре импорта мяса наиболее емкими были сегменты говядины и свинины.
Что касается крупнейших поставщиков мяса на российский рынок, то, по данным ИКАР, в 2013 году лидирующие позиции принадлежали Бразилии и Белоруссии – на долю этих стран приходилось, соответственно, 512 тысяч и 252 тысячи тонн. По итогам января–апреля 2017 года лидером стала Бразилия, которой принадлежало более 50% импорта, или 149 тысяч тонн мяса, что на 3,5% превышает объем поставок за аналогичный период 2016 года. На втором месте располагается Белоруссия с долей в структуре импорта мяса 26% и объемом импорта 78 тысяч тонн, что на 4,3% ниже показателя годом ранее. Также в январе–апреле 2017 года выросли поставки из Парагвая – на 5,3% с 22 тысяч до 23 тысяч тонн, при этом доля страны в структуре импорта составила 8%.
Увеличение объема импорта мяса произошло из таких стран, как: Аргентина – на 48% (доля в структуре импорта – 8%), Уругвай – на 140% (доля в структуре импорта – 2%) и Казахстан – на 42% (доля в структуре импорта – 1%).
Сократились поставки из следующих стран: Чили – на 27%, Колумбии – на 6%, Новой Зеландии – на 30%, Монголии – на 49%.
В сложившейся ситуации игроки мясного рынка могут столкнуться со следующими препятствиями:
высокий уровень конкурентной борьбы, который может отрицательно отразиться на результатах финансовой деятельности, привести к уменьшению доли на рынке или к уходу компании с рынка;
отсутствие средств (инвестиций), поскольку для удержания своей позиции и роста доли на рынке необходимы большие затраты на продвижение и рекламу, обеспечение необходимого объема производства, а также выход в регионы и на рынки других стран;
рост цен на корма, который может привести к росту издержек компании;
болезни животных;
волатильность покупательной способности.

Татьяна Евдокимова,
компания «Маркет Аналитика»





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания