текущий номер

olive
prod-expo
beviale-moscow
menshen
fiera di rimini
 

№6/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
БРОСЬ НЕ СКРЕПЛЕННОЕ ДЕЛОМ ПУСТОСЛОВИЕ!
Перспективы развития российского винного рынка

НУ, ЗА СТАБИЛЬНОСТЬ!
Обзор российского рынка пива


ЧАЙ. КОФЕ
ЧАЛДЫ VS КАПСУЛЫ
Обзор российского рынка кофе


КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
НАШИ БАБЫ САМЫЕ РОМОВЫЕ
Обзор российского рынка кондитерских изделий

МЫ ЗА ЯГОДОЙ ЗА КРАСНОЙ В ЛЕС НЕ ХОДИМ ПОНАПРАСНУ
Обзор российского рынка джемов

Протеиновые кексы



МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ПО ДОСТАТКУ И ЕДА
Обзор российского рынка мяса


РЫБА
РЫБЫ НЕТ, ОДИН МИНТАЙ
Обзор российского рынка рыбы и рыбной продукции


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
Как мы создаем новые йогурты


BACK IN THE USSR!
Обзор российского рынка молочной продукции

ДАЙТЕ ТОЛЬКО СРОК
Способы стимуляции продаж товаров на грани срока годности


ИНГРЕДИЕНТЫ
ЗАГУСТИТ ДАЖЕ СИНЕЕ МОРЕ
Обзор российского рынка крахмалопродукции


ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
А В РЕСТОРАНЕ, А В РЕСТОРАНЕ, А ТАМ ГИТАРЫ, А ТАМ ЦЫГАНЕ…
Обзор российского рынка ресторанов*


ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЕТЫ
Исследования рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА)


ВЫСТАВКИ
Инновации от компании TNA в области переработки и упаковки пищевых продуктов


22-я международная выставка «Агропродмаш-2017»


4-я международная выставка ANUFOOD China-2017


34-я международная выставка продовольствия и напитков Anuga-2017


Международная выставка технологий производства напитков и жидких продуктов Drinktec-2017


26-я международная выставка продуктов питания WorldFood Moscow



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




BACK IN THE USSR!

Обзор российского рынка молочной продукции

Исследования информационного агентства «Крединформ»

ПОТРЕБЛЕНИЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ И ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА
Молоко является незаменимым пищевым ингредиентом, на основе которого человечество научилось изготавливать огромное число разнообразных продуктов. Наряду с мясом и злаковыми культурами молоко составляет основу рациона питания практически всех российских семей. Переработка молока в различные пищевые продукты производится для придания особых вкусовых качеств и повышения устойчивости к хранению. Обычно используется молоко сельскохозяйственных животных, в первую очередь, коров, коз, овец, верблюдов, яков и других.
По последним статистическим данным, среднедушевое потребление молочной продукции в России в 2015 году составило 239 килограммов в год, что ниже на 2% показателя 2014 года и на 38% меньше уровня 1990-го, когда потребление достигало рекордных 387 килограммов на человека в год (рис. 1).

ris.1

Столь резкое снижение потребления объясняется общим экономическим положением в стране: вслед за падением реально располагаемых доходов населения снижается и спрос на более дорогую молочную продукцию (прежде всего сыры), происходит смещение спроса в сегмент сухого молока. Данное явление можно наблюдать и сейчас: если с 2000 года отмечался неуклонный рост спроса на молочную продукцию, то в 2013-м началось его падение. Плюс ко всему, запрет на поставки молочной продукции из стран ЕС в рамках российских ответных санкций также внес свою лепту – часть потребителей просто не нашла отечественного аналога завозимых сыров, йогуртов и других видов продукции из молока. Со стабилизацией рынка и восстановлением доходов населения спрос на молочную продукцию в России опять войдет в положительный тренд, так как эти пищевые продукты популярны практически во всех возрастных группах и составляют одну из основ сбалансированного рациона питания.
Среди регионов РФ больше всего молочной продукции потребляется в Татарстане – в среднем 362 килограмма на человека в год. Также в Топ-5 лидеров по этому показателю входит Санкт-Петербург – в городе на Неве на человека ежегодно приходится 312 килограммов этой продукции. Москва заметно отстает по потреблению – в столице в среднем потребляется 218 килограммов молочных продуктов на человека в год. Такое различие в объемах потребления можно объяснить поддержкой сельского хозяйства на региональном уровне: например, в Татарстане на литр молока приходится 3,1 рубля господдержки. Все это сказывается на относительно низкой цене молочных продуктов в рознице.
Меньше всего молочных продуктов потребляется жителями Чукотского автономного округа – 105 килограммов на человека в год. Удаленность территории, отсутствие собственного молочного животноводства, а также национальные кулинарные пристрастия привели к тому, что автономный округ в 3,5 раза уступает лидеру. Кроме того, минимальные объемы потребления молочной продукции отмечены в Архангельской области (162 килограмма на человека в год), Приморском крае (144 килограмма) и Тульской области (113 килограммов). 

ОБЪЕМ ВНУТРЕННЕГО ПРОИЗВОДСТВА
Если говорить о динамике внутреннего производства, то она остается положительной: в 2016 году в России было выработано11 896 тысяч тонн цельномолочной продукции (в пересчете на молоко), что выше уровня 2015-го и 2014 годов, соответственно, на 1,3 и 3,7% (рис. 2).

ris.2

Ограничительным фактором развития рынка выступает снижение покупательной способности населения, обусловленное сокращением реально располагаемых доходов. С другой стороны, уход с российского рынка европейских производителей молочной продукции и девальвация рубля привели к повышению привлекательности отечественной продукции на внешних рынках. В целом молочный рынок достаточно успешно справляется с кризисом. Потребителю предоставлен широкий перечень товаров различных ценовых категорий и вкусов. Рынок можно характеризовать как вполне устоявшийся, с низкой зависимостью от импорта. Существует проблема качества – по разным оценкам, от 30 до 50% выпускаемой продукции не соответствует стандартам – однако при должно контроле она вполне решаема.

СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА
В 2016 году молоко жидкое обработанное занимало 46,6% производства молочной продукции в соизмеримом весе (рис. 3). На долю йогурта и других видов кисломолочной продукции приходилось 26%, еще 11,7% занимали сыр и творог. Остальным сегментам принадлежало менее 10% от общего объема производства.

ris.3


ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ОСНОВНЫМ СЕГМЕНТАМ
Приведем сравнение показателей молочной индустрии за 2016-й и 2013 годы. Выбор не случаен, так как 2013 год следует рассматривать как докризисный: еще не было введено эмбарго на поставку молочной продукции из стран ЕС; в стране наблюдалось стабильное экономическое положение.
Как показал анализ, ключевые сегменты молочной промышленности демонстрируют уверенный рост показателей, особенно это заметно по сырам и творогу, сыворотке, маслу сливочному и сливкам. Аутсайдером рынка оказался сегмент сгущенного молока, выработка которого упала к уровню 2013 года на 41,3%.
Выработка молока в 2016 году достигла 5540 тысяч тонн (+2,9% к уровню 2010 года). Производство йогурта и других видов ферментированных или сквашенных молока или сливок в 2016 году составило 3095 тысяч тонн (+0,3% к уровню 2013 года). Выпуск сыра и творога в исследуемый период превысил 1390 тысяч тонн (+19,1% к уровню 2013 года). Сыворотки в 2016 году было выпущено 621 тысяча тонн (+26,6% к уровню 2013 года). Производство мороженного и десертов на основе мороженного в 2016 году достигло рекордных 407 тысяч тонн (+8,8% к уровню 2013 года). Выпуск продуктов молочных сгущенных снизился до 348 тысяч тонн (-41,3% к уровню 2013 года), а производство масла сливочного составило 253 тысячи тонн (+11,5%). Производство сливок увеличилось до 125 тысяч тонн (+21,4% к уровню 2013 года). Выпуск молока и сливок в твердых формах в 2016 году сократился до 116 тысяч тонн (-0,9% к уровню 2013 года). Лактозы было выпущено 0,2 тысячи тонн (-14,5% к уровню 2013 года). Производство казеина составило 0,1 тысячи тонн (+576,2% к уровню 2013 года). Причиной стабильного снижения спроса на казеин в первую очередь является спад закупок российского казеина со стороны иностранных предприятий, которые являлись основными потребителями отечественной продукции.

ОБЪЕМ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА
Проанализировав внешнеторговый оборот, можно со всей уверенностью констатировать, что отечественные компании практически полностью удовлетворяют внутренний спрос: по итогам 2016 года, объем импорта молочной продукции составил 1048 тысяч тонн, тогда как внутреннее производство достигло 11 896 тысяч тонн; на экспорт было направлено198 тысяч тонн (рис. 4).

ris.4

С учетом приведенных цифр, объем рынка молочной продукции России в натуральном выражении можно оценить в 12 746 тысяч тонн (в пересчете на молоко). Доля импорта в российских магазинах составляет около 8%, причем почти 87% его объема приходится на Белоруссию. Соседнее государство успешно воспользовалось запретом на поставки продукции в РФ из стран ЕС и заняло ключевую позицию в качестве основной страны-импортера (оставим за скобками возможные «серые» схемы, когда продукция поставляется из ЕС под маркировкой Белоруссии, это не входит в нашу компетенцию).
В целом молочная продукция импортируется в Россию из 45 стран (табл. 1)

tab.1

Казахстан и Украина являются основными направлениями экспорта отечественной молочной продукции – в совокупности на 2 соседние государства приходится 60% российского экспорта (табл. 2). Всего на экспорт отечественная продукция поставляется в 41 страну.

tab.2

Курс рубля и достаточно хорошее качество поставляемых товаров делают российскую продукцию привлекательной в глазах потенциальных потребителей из других стран, однако высокая конкуренция пока не позволяет российским компаниям выйти на рынки дальнего зарубежья.

ЦЕНЫ
В сентябре 2016 года начался резкий рост цен на масло сливочное, которое в среднем по стране в июне 2017 года стоило 515 рублей за килограмм (рис. 5). Сыры сычужные в июне текущего года продавались в среднем по 473 рубля за килограмм, творог нежирный – по 288 рублей за килограмм, молоко сгущенное с сахаром – по 79 рублей за 400 граммов, молоко питьевое – по 52 рубля за литр, а йогурт – по 23 рубля за 123 грамма.

ris.5


ПРОИЗВОДИТЕЛИ И БРЕНДЫ
По данным информационно-аналитической системы Глобас-i, среди производителей молочной продукции можно выделить несколько наиболее успешных компаний по объему выручки от продаж. Ключевыми игроками отрасли являются Группа компаний «Danone в России» и ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» (табл. 3). После реорганизации ГК «Danone в России» и присоединения «Юнимилк», выручка организации в 2015 году снизилась на 22,9%, однако объединенная группа продолжает удерживать лидирующее положение на молочном рынке России.

tab.3

Сегодня отдельному производителю сложно выжить на рынке молочной продукции, поэтому в будущем можно ожидать очередных волн слияний и поглощений. Уход европейских производителей сулит отечественным компаниям немало возможностей по наращиванию выручки и дальнейшему расширению своего присутствия на внутреннем рыке, а также в странах дальнего зарубежья, где отечественная продукция практически не представлена.

Антон Щербаков,
эксперт информационного агентства
«Крединформ»





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания