текущий номер

olive
prod-expo
beviale-moscow
menshen
fiera di rimini
 

№6/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
БРОСЬ НЕ СКРЕПЛЕННОЕ ДЕЛОМ ПУСТОСЛОВИЕ!
Перспективы развития российского винного рынка

НУ, ЗА СТАБИЛЬНОСТЬ!
Обзор российского рынка пива


ЧАЙ. КОФЕ
ЧАЛДЫ VS КАПСУЛЫ
Обзор российского рынка кофе


КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
НАШИ БАБЫ САМЫЕ РОМОВЫЕ
Обзор российского рынка кондитерских изделий

МЫ ЗА ЯГОДОЙ ЗА КРАСНОЙ В ЛЕС НЕ ХОДИМ ПОНАПРАСНУ
Обзор российского рынка джемов

Протеиновые кексы



МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ПО ДОСТАТКУ И ЕДА
Обзор российского рынка мяса


РЫБА
РЫБЫ НЕТ, ОДИН МИНТАЙ
Обзор российского рынка рыбы и рыбной продукции


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
Как мы создаем новые йогурты


BACK IN THE USSR!
Обзор российского рынка молочной продукции

ДАЙТЕ ТОЛЬКО СРОК
Способы стимуляции продаж товаров на грани срока годности


ИНГРЕДИЕНТЫ
ЗАГУСТИТ ДАЖЕ СИНЕЕ МОРЕ
Обзор российского рынка крахмалопродукции


ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
А В РЕСТОРАНЕ, А В РЕСТОРАНЕ, А ТАМ ГИТАРЫ, А ТАМ ЦЫГАНЕ…
Обзор российского рынка ресторанов*


ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЕТЫ
Исследования рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА)


ВЫСТАВКИ
Инновации от компании TNA в области переработки и упаковки пищевых продуктов


22-я международная выставка «Агропродмаш-2017»


4-я международная выставка ANUFOOD China-2017


34-я международная выставка продовольствия и напитков Anuga-2017


Международная выставка технологий производства напитков и жидких продуктов Drinktec-2017


26-я международная выставка продуктов питания WorldFood Moscow



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЕТЫ

Исследования рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА)

Рынок лизинга в России

РЕКОРДУ БЫТЬ
По итогам первого полугодия 2017 года рынок лизинга вырос в 2 раза до 427 млрд рублей (рис. 1). При этом более четверти лизингового бизнеса пришлось на оперативный лизинг, сформированный сделками с железнодорожной и авиатехникой. Во второй половине года объем лизингового бизнеса в данных сегментах продолжит расти, что, согласно прогнозу RAEX (Эксперт РА), позволит рынку достичь рекордных объемов.

ris.1

За первые 6 месяцев 2017 года объем нового бизнеса составил 427 млн рублей, что на 55% больше чем за первое полугодие 2016 года. Согласно результатам анкетирования, отрицательную динамику лизингового бизнеса в первом полугодии показали 38% респондентов, годом ранее спад был характерен для четверти участников исследования. Тем не менее, сокращение нового бизнеса произошло в основном у небольших компаний. Так, из Топ-10 лизингодателей, формирующих 66% рынка, слабую отрицательную динамику показали лишь 2 компании, остальные игроки существенно нарастили новый бизнес в первом полугодии 2017 года.
Активный рост суммы новых лизинговых договоров в первом полугодии (+56% за последние 12 месяцев) привел к увеличению лизингового портфеля на 16% за период с 1 июля 2016 года по 1 июля 2017-го – до 3,24 трлн рублей. Стоит отметить, что размер лизингового портфеля с начала года вырос незначительно – лишь на 1,3%, что объясняется существенным сокращением портфеля одного из лидеров рынка.
Лидирующие позиции на рынке с 2009 года прочно занимают госкомпании. На первое место поднялся «Сбербанк лизинг», на втором месте – Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), а «ВТБ Лизинг» принадлежит третья позиция (табл. 1). Концентрация рынка в первом полугодии 2017 года на крупнейшем лизингодателе составила 17% нового бизнеса против 13% годом ранее. Доля 3 крупнейших лизинговых компаний в объеме нового бизнеса, по итогам первого полугодия 2017 года, достигла 39%, а за аналогичный период прошлого года – 34%.

tab.1

Как и в предыдущие периоды, основными направлениями для лидеров являются: лизинг грузового и легкового автотранспорта, авиационной и железнодорожной техники. При этом новый бизнес в отдельных сегментах практически единолично формируют лидирующие компании. Так, 94% авиализинга, по итогам первого полугодия 2017 года, покрывают 3 крупнейшие компании. В лизинге железнодорожной техники на Топ-3 лизингодателя приходится 35% рынка. Наименее монополизированными являются сегменты грузового и легкового автотранспорта, где на 3 крупнейшие компании приходится, соответственно, 21 и 17%.
В секторальном распределении рынка в целом отмечается позитивная динамика. Наибольший рост доли в первом полугодии 2017 года показали капиталоемкие сегменты: авиализинг прирос на 4 п.п. до 22,1%; железнодорожная техника на 2,7 п.п. до 16%; доля водного транспорта также выросла с 1,5% до 3,1%. Стоит отметить, что произошло не только перераспределение долей небольших сегментов в пользу крупных, но и рост последних в абсолютном выражении. Прирост объема нового бизнеса в авиасегменте за первое полугодие 2017 года составил 91%, в сегментах железнодорожного и водного транспорта – соответственно, 77 и 225%. Розничные сегменты, к которым RAEX (Эксперт РА) относит автолизинг, лизинг строительной и сельскохозяйственной техники, также показали рост в первом полугодии 2017 года (+37%). Снижение объемов лизинговых операций произошло в небольших сегментах, доля нового бизнеса которых на рынке составляет менее 1%. Так, в сегменте оборудования для пищевой промышленности объемы нового бизнеса упали на 40% по отношению к первому полугодию 2016 года и составили 1,74 млрд рублей.
Лидером в сегменте лизинга оборудования пищевой промышленности, как и годом ранее, остается «Сименс Финанс» (табл. 2). При этом, несмотря на общее снижение объемов данного сегмента, объем лизингового бизнеса данной компании в первом полугодии 2017 года вырос на 19% относительно аналогичного периода прошлого года. Импортозамещение на фоне продовольственного эмбарго активизировало развитие молочной и мясной промышленности, что обеспечивает спрос на приобретение оборудования для этих отраслей производства. В результате увеличения объемов переработки попутно возрастает потребность в упаковочных и складских мощностях, что поддерживает лизинг упаковочной и холодильной техники.

tab.2


ОПЕРАТИВНЫЙ ВЗЛЕТ
Доля оперативного лизинга в структуре нового бизнеса за последние несколько лет заметно выросла. Если в первом полугодии 2012 года на оперлизинг приходилось 4% нового бизнеса, то за 6 месяцев 2017 года доля арендных сделок выросла в 6,5 раза до 26% (рис. 2). При этом половина всех сделок аренды в первом полугодии пришлась на «Сбербанк лизинг», в структуре нового бизнеса которого оперативный лизинг составил 70% и был представлен арендой авиационной техники. Стоит отметить, что в настоящее время распространение получил лизинг не только самолетов, но и вертолетов. Холдинг «Вертолеты России» и АО «Сбербанк лизинг» подписали меморандум о сотрудничестве, нацеленный на расширение возможностей использования вертолетов и их модификаций на внутреннем и зарубежных рынках. Компания ГТЛК была докапитализирована на 3,8 млрд рублей для реализации контракта с «Вертолетами России» на закупку 29 вертолетов в рамках программы развития санитарной авиации.

ris.2

Объем нового бизнеса в оперлизинге в первом полугодии 2017 года был сформирован на 24% железнодорожной техникой и на 71% сделками с самолетами и вертолетами. Оперлизинг авиатехники активно поддержали государственные программы. Антон Борисевич, первый заместитель генерального директора ГТЛК, так комментирует ситуацию: «Авиационный бизнес активно расширяется как за счет реализации программы развития аренды самолетов SSJ-100, так и за счет новых типов воздушных судов. Запущены программы лизинга вертолетов в рамках развития санитарной авиации и локализации самолетов «Л-410».
Самый высокий уровень проникновения оперлизинга наблюдается в авиасегменте: в первом полугодии 2017 года 79% всех сделок с авиатехникой были оформлены в аренду. В других сегментах доля оперлизинга заметно ниже: в железнодорожном сегменте она составляет около 37%; сделки с оборудованием для нефте- и газодобычи и переработки оформляются как аренда в 12% случаев; доля оперативного лизинга в новом бизнесе с автомобилями составляет не более 3%. В дальнейшем наиболее активного роста доли аренды стоит ожидать в сегменте железнодорожной техники. «Ситуация движется в сторону мирового рынка – среди зарубежных компаний распространена light asset model, при которой непрофильные активы не ставятся на баланс предприятий. Так, например, в США доля оперативного лизинга составляет около половины на рынке подвижного состава», – отмечает Александр Годеев, начальник финансового отдела «НПК ОВК».
Стоит отметить, что в большинстве западных стран арендная модель распространена при использовании автопарка. На российском рынке доля аренды автотранспорта незначительна (1,2% в первом полугодии 2017 года). Сегодня основными арендаторами автомобильного парка являются представители международных компаний. Дальнейшее развитие оперлизинга автотранспорта будет зависеть от того, насколько распространенным станет потребительский лизинг со стороны физических лиц.

ВТОРОЙ ГОД РОСТА
По данным Росстата, прирост объема инвестиций в основной капитал в РФ в первом квартале 2017 года, по сравнению с первым кварталом 2016-го, составил 5,2%. Индекс промышленного производства в первом полугодии 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, также показал положительную динамику. Валовый внутренний продукт в первом квартале 2017 года демонстрировал небольшой рост (+0,5%) относительно аналогичного периода годом ранее. Рост основных показателей, характеризующих состояние российской экономики, свидетельствует о выходе экономики из рецессии, что способствует восстановлению и дальнейшему росту рынка лизинга. Опрос, проведенный агентством, показал, что 87% респондентов ожидают дальнейшего роста рынка во втором полугодии 2017 года.
Согласно статистике Росстат, в первом полугодии 2017 года относительно сопоставимого периода прошлого года выросло производство легковых автомобилей на 20,7%, автобусов на 31,4%, грузового автотранспорта на 16,4%, что, по мнению специалистов RAEX (Эксперт РА), приведет к увеличению объемов автолизинга в 2017 году не менее чем на 30% относительно 2016 года.
В результате продолжающегося списания железнодорожных вагонов выросло производство железнодорожной техники: по статистике Росстата в первом полугодии 2017 года прирост к первому полугодию 2016 года составил 92,7%*. Это окажет поддержку рынку лизинга железнодорожной техники. По итогам года, RAEX (Эксперт РА) ожидает прироста объема нового бизнеса в железнодорожном сегменте примерно на 70–75%. Однако в более долгосрочной временной перспективе в сегменте железнодорожной техники более вероятна стагнация, чем дальнейший рост из-за отсутствия регулирования емкости рынка вагонов.
Динамика лизинга в авиасегменте во втором полугодии 2017 года, по оценкам RAEX (Эксперт РА), сохранит восходящий тренд, превысив результат первых 6 месяцев текущего года, поскольку традиционно основной объем крупных сделок структурируется в течение года и выходит на завершающую стадию в четвертом квартале. Прочие сегменты рынка продолжат динамику первого полугодия и вырастут за год на 45%. В результате, по итогам 2017 года, объем нового бизнеса вырастет на 15% и составит около 850 млрд рублей (рис. 3). Этот сценарий специалисты агентства рассматривают как наиболее вероятный при инфляции на уровне 4%, что потребует поддержания ключевой ставки на уровне 8–8,25%.

ris.3


* «О промышленном производстве в первом полугодии 2017 года»
http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d02/140.htm.

Павел Жолобов,
RAEX (Эксперт РА)





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания