текущий номер

nika
wolf
tauras-plast
XXI специализированная выставка продуктов питания «Продукты питания - 2019»
XXIII международная выставка напитков «Напитки - 2019»
XХVIII Международный форум. «Пиво - 2019»
horeca
 

№7/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
НА ОДИН СТАКАН БЛИЖЕ…
Обзор российского рынка алкогольных напитков
ПЕЧАЛЬНО Я ГЛЯЖУ НА НАШЕ ПОКОЛЕНЬЕ…
Обзор российского рынка пива

ЧАЙ. КОФЕ
ГОРЯЧИЙ КАК АД, ЧЕРНЫЙ КАК ЧЕРТ, СЛАДКИЙ КАК ГРЕХ
Обзор российского рынка кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
НЕ ДУМАЙ О ПЕЧЕНЬЕ СВЫСОКА
Обзор российского рынка кондитерских изделий

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
В ЦЕЛОМ МИРЕ ЛИШЬ ОДНА Я – ВСЯ ТАКАЯ ОТБИВНАЯ
Обзор российского рынка свинины

РЫБА
ГДЕ БЫЧКИ, АНЧОУС, СКУМБРИЯ, КАМБАЛА, САРДИНКА – ГДЕ РЫБА?
Обзор российского рынка рыбы и морепродуктов

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ЦЕЛИЛИСЬ-ЦЕЛИЛИСЬ – ПОПАЛИ В МОЛОКО
Обзор российского рынка молочной продукции
ИНЫЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К НАМ…
Обзор российского рынка сыра

БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
НА СОЛЕНЕНЬКОЕ ТЯНЕТ…
Обзор российского рынка несладких снеков

ИНГРЕДИЕНТЫ
И МОЖНО НЕ ЖДАТЬ МИЛОСТЕЙ ОТ ПРИРОДЫ!
Импорт заменителей и эквивалентов масла какао

УПАКОВКА
ПОЛНЫЙ ЭРЗАЦ!
Обзор российского рынка потребительской упаковки из картона хром-эрзац
ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ
Четыре эффективных способа преодолеть «бумажный голод»

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
В ОЖИДАНИИ КВАДРИЛЬОНОВ ТЫСЯЧ
Рынок лизинга в России

ВЫСТАВКИ
20-я центрально-азиатская международная выставка WorldFood Kazakhstan-2017

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


НА ОДИН СТАКАН БЛИЖЕ…

Обзор российского рынка алкогольных напитков

Исследования информационного агентства «Крединформ»

ПОТРЕБЛЕНИЕ
По последним данным Всемирной организации здравоохранения, среднедушевое потребление алкоголя среди россиян старше 15 лет, по итогам 2016 года, составило 13,9 литра на человека – это один из самых высоких показателей в мире (табл. 1). Больше пьют спиртное только в соседних странах: в Литве на человека приходится 18,2 литра, в Белоруссии – 16,5 литра, а в Молдавии – 15,9 литра. В целом практически все страны Восточный Европы составляют самый пьющий регион на Земле.

tab.1

Минздрав России фиксирует, что в прошлом году средний россиянин выпил на 0,2 литра абсолютного алкоголя меньше, чем в 2015-м. Такое снижение эквивалентно 0,5 литра водки или 5 литрам пива. Тенденцию объясняют модой на здоровый образ жизни, укрепляющейся в последние годы. Отчасти снижению потребления спиртного способствует и введенный с 2013 года запрет на его ночную продажу.
По данным ведомства, публиковавшимся ранее, видно, что тренд на снижение потребления спиртного наблюдается не первый год. По статистике министерства, в 2014 году показатель потребления алкоголя составлял 11,78 литра на душу населения, в 2013-м – 11,87 литра (рис. 1). Этот показатель ниже данных ВОЗ, так как их методика делит количество всего выпитого в стране алкоголя на количество граждан старше 15 лет, а российское ведомство – на всех россиян.

ris.1

Данные Минздрава о снижении потребления спиртного подтверждает информация Росстата о спаде продаж горячительных напитков. Из доклада «Социально-экономическое положение России» с уточненными данными за 2016 год следует, что продажи спиртного в перерасчете на абсолютный алкоголь составили 968 млн литров – на 2,4% меньше, чем годом ранее. Больше всего сократились продажи слабоалкогольных напитков (на 12,2%), шампанских и игристых вин (на 6,9%) и напитков на основе пива (на 5,6%). Практически на прежнем уровне остались продажи водки и ликеро-водочных изделий (-0,6%). Объем продаж коньяков снизился на 2,4%, а продажи «тихих» вин – на 3,1%. При этом на 40,6% больше было куплено сидра, пуаре, медовухи и других напитков из категории «прочая алкогольная продукция».
Здоровый образ жизни как самостоятельная ценность получает все большее распространение. Стоит отметить, что наиболее ярко эти тенденции проявляются в молодежной среде. Кроме того, не следует забывать и тот факт, что основные потребители алкоголя – это возрастная группа 18–55 лет, и за счет демографической ямы, в которую Россия «провалилась» в 1990-е годы, за последние 10 лет потребителей алкоголя стало просто физически меньше.

ris.2


ОБЪЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ПРОИЗВОДСТВА
В 2016 году было разлито 728 млн декалитров пива разных сортов, что на 26,8% меньше, чем в 2011-м, когда было изготовлено 994 млн декалитров пива (рис. 3). Данную тенденцию можно рассматривать исключительно с положительной стороны: сокращается потребление пива во всех возрастных группах, в том числе, среди подростков в больших городах. Пить пиво становится немодно.

ris.3

Неоднозначная динамика производства наблюдается в сегменте водочной продукции: если в 2015 году ее выпуск упал до минимума за всю современную историю России, составив 63 млн декалитров, то по итогам 2016 года, производство водки вновь увеличилось до 73 млн декалитров (рис. 4).

ris.4

Отрицательный тренд присутствует и в сегменте столовых вин. В 2016 году отечественные компании поставили на рынок 37 млн тонн вина, что на 7,5% меньше, чем в 2015-м (рис. 5). Отличительной особенностью данного рынка является его высокая зависимость от импорта: если пивоваренная и водочная продукция производится в основном отечественными компаниям, то вино в большей своей массе импортируется. Особенности российского климата не позволяют выращивать виноград на большей части страны. Вина, производимые в Краснодарском крае и других южных регионах страны, пока не в состоянии удовлетворить спрос.

ris.5

Производство коньячной продукции за последние несколько лет держится примерно на одном уровне – 8–10 млн декалитров (рис. 6).

ris.6

СРЕДНИЕ РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ
Говоря о средних розничных ценах на основные виды алкогольной продукции, стоит отметить их плановое повышение. Так, в июле 2017 года в среднем литр коньяка отечественного производства стоил 1302 рубля, что на 0,1% выше уровня июля 2016-го. Литр водки продавался за 600 рублей, что на 4,3% дороже, чем годом ранее. Вино игристое отечественное реализовывалось по цене 318 рублей за литр – прирост цен составил 6,4%. Отечественное пиво стоило 108 рублей за литр, что на 4,9% выше прошлогоднего уровня.

КРУПНЕЙШИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Согласно данным, содержащимся в базе данных Глобас (продукт информационного агентства «Крединформ»), на сегодняшний день в России насчитывается лишь 7 производителей алкогольной продукции, выручка которых за 2016 год составила свыше 10 млрд рублей. В основном это пивоваренные предприятия, выпускающие широко известные бренды (табл. 2).

tab.2

С 2009 года идет последовательное снижение душевого потребления алкоголя, что обусловлено активной социальной рекламой и различными формами пропаганды здорового образа жизни. Кроме того, стали доступнее альтернативные виды досуга, например, занятие спортом.

Антон Щербаков,
эксперт информационного агентства «Крединформ»

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания