текущий номер

nika
wolf
tauras-plast
XXI специализированная выставка продуктов питания «Продукты питания - 2019»
XXIII международная выставка напитков «Напитки - 2019»
XХVIII Международный форум. «Пиво - 2019»
horeca
 

№7/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
НА ОДИН СТАКАН БЛИЖЕ…
Обзор российского рынка алкогольных напитков
ПЕЧАЛЬНО Я ГЛЯЖУ НА НАШЕ ПОКОЛЕНЬЕ…
Обзор российского рынка пива

ЧАЙ. КОФЕ
ГОРЯЧИЙ КАК АД, ЧЕРНЫЙ КАК ЧЕРТ, СЛАДКИЙ КАК ГРЕХ
Обзор российского рынка кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
НЕ ДУМАЙ О ПЕЧЕНЬЕ СВЫСОКА
Обзор российского рынка кондитерских изделий

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
В ЦЕЛОМ МИРЕ ЛИШЬ ОДНА Я – ВСЯ ТАКАЯ ОТБИВНАЯ
Обзор российского рынка свинины

РЫБА
ГДЕ БЫЧКИ, АНЧОУС, СКУМБРИЯ, КАМБАЛА, САРДИНКА – ГДЕ РЫБА?
Обзор российского рынка рыбы и морепродуктов

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ЦЕЛИЛИСЬ-ЦЕЛИЛИСЬ – ПОПАЛИ В МОЛОКО
Обзор российского рынка молочной продукции
ИНЫЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К НАМ…
Обзор российского рынка сыра

БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
НА СОЛЕНЕНЬКОЕ ТЯНЕТ…
Обзор российского рынка несладких снеков

ИНГРЕДИЕНТЫ
И МОЖНО НЕ ЖДАТЬ МИЛОСТЕЙ ОТ ПРИРОДЫ!
Импорт заменителей и эквивалентов масла какао

УПАКОВКА
ПОЛНЫЙ ЭРЗАЦ!
Обзор российского рынка потребительской упаковки из картона хром-эрзац
ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ
Четыре эффективных способа преодолеть «бумажный голод»

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
В ОЖИДАНИИ КВАДРИЛЬОНОВ ТЫСЯЧ
Рынок лизинга в России

ВЫСТАВКИ
20-я центрально-азиатская международная выставка WorldFood Kazakhstan-2017

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


НЕ ДУМАЙ О ПЕЧЕНЬЕ СВЫСОКА

Обзор российского рынка кондитерских изделий

Исследования компании Step by Step

На российском кондитерском рынке традиционно выделяют 2 основных сегмента: мучные и сахаристые кондитерские изделия. Данные сегменты исследуются отдельно, поскольку они имеют сырьевые базы, имеющие определенные различия. Эти сырьевые базы оказывают значительное влияние на развитие рассматриваемых сегментов.
В данных российской статистики представлено несколько укрупненных категорий, по которым ведется наблюдение. В сегменте мучных изделий рассматриваются:
* мучные кондитерские изделия, торты и пирожные недлительного хранения;
* печенье и пряники имбирные и аналогичные изделия, сладкое печенье, вафли;
В сегменте сахаристых изделий принято выделять следующие категории:
* шоколад и сахаристые кондитерские изделия;
* карамель.
Рассмотрим динамику российского производства различных категорий кондитерских изделий за последние несколько лет.
Производство мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения после некоторого роста в 2013–2014 годах в 2015 году демонстрировало небольшой спад (рис. 1). Далее объем производства оставался практически неизменным, на уровне 348,6 тысячи тонн в год. В январе–сентябре 2017 года было выпущено 250,7 тысячи тонн рассматриваемой продукции, тогда как в тот же период 2016 года – 252,6 тысячи тонн. Этот показатель позволяет прогнозировать объем производства в 2017 году на уровне 334–352 тысяч тонн, то есть какого-то сильного прироста производства не ожидается.

ris.1

Производство печенья и пряников имбирных и аналогичных изделий, а также печенья сладкого и вафель в 2016 году составило 1411 тысяч тонн (рис. 2). В целом наблюдается положительная динамика производства этой продукции, и даже в кризисные годы отмечался рост категории. Объем производства рассматриваемых кондитерских изделий за 9 месяцев 2017 года достиг 1095 тысяч тонн, тогда как в тот же период 2016 года он составил 1039 тысяч тонн. Согласно прогнозам, за год в целом этот показатель составит 1460 тысяч тонн.

ris.2

В 2016 году произошел небольшой рост производства шоколада и сахаристых кондитерских изделий – до 1792 тысяч тонн (рис. 3). С учетом того, что в январе–сентябре 2017 года объем производства составил 1253 тысячи тонн, по итогам 2017-го этот показатель может достичь 1806 тысяч тонн. Для сравнения: объем производства за 9 месяцев 2016 года составил 1213 тысяч тонн.

ris.3

В последние годы в РФ растет выпуск карамели: в 2016 году объем производства этой продукции составил 212 тысяч тонн, а в 2017-м прогнозируется производство на уровне 222 тысяч тонн (рис. 4). Можно также сопоставить данные по объемам производства за 9 месяцев: в 2016 году он составил 160,5 тысячи тонн, а в 2017-м – 167,1 тысячи тонн.

ris.4

Таким образом, наблюдается спад в производстве мучных кондитерских изделий недлительного хранения, нулевой прирост в категориях шоколада и сахаристых кондитерских изделий, а также рост в категориях карамели и мучных кондитерских изделий длительного хранения.
Говоря о региональной разбивке отечественного производства кондитерских изделий, стоит отметить, что соотношение производства по федеральным округам стабильно. Наибольший объем производства мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения приходится на Центральный федеральный округ – в 2016 году его доля составила 25,9% против 24,4% в 2015-м. На долю Сибирского, Южного и Северо-Западного федеральных округов в 2016 году приходилось, соответственно, 19,2, 14,6 и 12,7% производства.
В категории печенья в 2016 году лидировали Центральный и Приволжский федеральные округа с долями, соответственно, 24,5 и 20,4%. Также велики показатели по Южному и Уральскому федеральным округам – соответственно, 19,8 и 15,9%.
В категории шоколада и сахаристых изделий более 50% производства занимает Центральный ФО. Также значимая доля в 19,4% принадлежит Сибирскому ФО. Аналогичная картина наблюдается на рынке карамели: в 2016 году 61% производства этого вида продукции приходился на Центральный ФО, а второе место со значительным отрывом занимал Сибирский ФО, доля которого составила 11,9%.
Объем розничных продаж кондитерских изделий в 2016 году в России достиг 979,5 млрд рублей, а по итогам 9 месяцев 2017 года этот показатель составил 730,7 млрд рублей (рис. 5). Аналогичный показатель в 2016 году составил 675,1 млрд рублей. Рост продаж связан не столько с ростом производства или импорта, сколько с ежегодным ростом цены на продукцию.

ris.5

По данным Росстата, практически по всем категориям продукции наблюдается ежегодный рост цен (рис. 6). При этом он наиболее выражен для шоколада и наименее выражен для пряников и печенья.

ris.6

Следует также отметить, что доля расходов россиян на кондитерские изделия практически не меняется. Только в категории «шоколад и изделия сахаристые» в 2016 году наблюдался небольшой скачок.
В 2015 году было отмечено сокращение объемов импорта кондитерских изделий. В 2016 году импорт остался практически на уровне 2015-го. Согласно данным за 3 квартала 2017 года, уже сейчас показатели импорта кондитерских изделий из сахара, не содержащих какао, выше, аналогичных показателей за весь 2016 год (рис. 7). Остальные категории, по итогам года, скорее всего, останутся на уровне 2016 года.

ris.7

Экспорт кондитерской продукции в 2016 году также практически не отличался от показателей 2015 года (рис. 8). Стоит отметить всплеск экспортных поставок по категории «вафли». Если принимать во внимание данные за январь–сентябрь 2017 года, то, скорее всего, по итогам года в целом показатели экспорта останутся на уровне прошлого года. Это свидетельствует о стабильности работы российских производителей, которые обеспечивают фиксированный объем поставок за границу.

ris.8

По всем категориям, кроме готовых продуктов, содержащих какао без начинки, экспорт несколько превышает импорт. Наибольшие объемы импорта и экспорта – в категории кондитерских изделий, не содержащих какао.
В заключение следует отметить, что рынок кондитерских изделий, как и все его продуктовые сегменты по отдельности, насыщен. Это старый, хорошо развитый рынок. Его рост в основном происходит уже за счет экстенсивного развития компаний. В условиях кризиса 2014–2015 годов рынок «замер». Крупные старейшие игроки пытались переждать сложный период. В 2017 году аналитики Step by Step наблюдают первые небольшие динамичные подвижки в сторону нового витка развития рынка. Пока этот рост небольшой, продолжают сказываться последствия кризиса и ограничений в поставках импортной продукции. Тем не менее и в такой ситуации есть предпосылки для роста, они связаны в первую очередь с выводом на рынок новых уникальных продуктовых предложений.

Ирина Забегаева,
директор проектов
Группы компаний Step by Step

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания