schur

world-food
agroprodmash-expo
brau-beviale
sial
menshen
peterfood
 

№7/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
НА ОДИН СТАКАН БЛИЖЕ…
Обзор российского рынка алкогольных напитков
ПЕЧАЛЬНО Я ГЛЯЖУ НА НАШЕ ПОКОЛЕНЬЕ…
Обзор российского рынка пива

ЧАЙ. КОФЕ
ГОРЯЧИЙ КАК АД, ЧЕРНЫЙ КАК ЧЕРТ, СЛАДКИЙ КАК ГРЕХ
Обзор российского рынка кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
НЕ ДУМАЙ О ПЕЧЕНЬЕ СВЫСОКА
Обзор российского рынка кондитерских изделий

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
В ЦЕЛОМ МИРЕ ЛИШЬ ОДНА Я – ВСЯ ТАКАЯ ОТБИВНАЯ
Обзор российского рынка свинины

РЫБА
ГДЕ БЫЧКИ, АНЧОУС, СКУМБРИЯ, КАМБАЛА, САРДИНКА – ГДЕ РЫБА?
Обзор российского рынка рыбы и морепродуктов

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ЦЕЛИЛИСЬ-ЦЕЛИЛИСЬ – ПОПАЛИ В МОЛОКО
Обзор российского рынка молочной продукции
ИНЫЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К НАМ…
Обзор российского рынка сыра

БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
НА СОЛЕНЕНЬКОЕ ТЯНЕТ…
Обзор российского рынка несладких снеков

ИНГРЕДИЕНТЫ
И МОЖНО НЕ ЖДАТЬ МИЛОСТЕЙ ОТ ПРИРОДЫ!
Импорт заменителей и эквивалентов масла какао

УПАКОВКА
ПОЛНЫЙ ЭРЗАЦ!
Обзор российского рынка потребительской упаковки из картона хром-эрзац
ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ
Четыре эффективных способа преодолеть «бумажный голод»

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
В ОЖИДАНИИ КВАДРИЛЬОНОВ ТЫСЯЧ
Рынок лизинга в России

ВЫСТАВКИ
20-я центрально-азиатская международная выставка WorldFood Kazakhstan-2017

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


ЦЕЛИЛИСЬ-ЦЕЛИЛИСЬ – ПОПАЛИ В МОЛОКО

Обзор российского рынка молочной продукции

Исследования компании NeoAnalytics

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА
Одним из главных факторов, влияющих на состояние и развитие молочной отрасли в России, является состояние молочного скотоводства, которое довольно сильно пострадало в начале 1990-х годов, что отразилось на объемах производства сырого молока.
В 2006 году началась реализация национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» по направлению «Ускоренное развитие животноводства». Основными мероприятиями по реализации проекта стали поставки племенного скота и строительство современных молочно-товарных ферм, что привело к незначительному росту валовых надоев молока.
В 2016 году объем валового надоя молока уменьшился на 0,1%, по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года, и составил 30,75 млн тонн (в 2015 году – 30,77 млн тонн) (рис. 1). В целом, как видно из ретроспективы, данный показатель имеет слабую динамику в последние 3 года.

ris.1

В общих чертах на сегодняшний день на российском рынке молока и молочной продукции сложилась достаточно сложная ситуация: производство молока в стране не успевает за ростом потребностей промышленности в молочном сырье. Прирост потребления молочных продуктов за период с 2000-го по 2016 год составил 14,15%, а объемы производства сырого молока сократились на 0,5%.
Наиболее успешный сегмент рынка – цельномолочная продукция (питьевое молоко, питьевые кисломолочные продукты и другие). В этом сегменте самая высокая доля самообеспеченности РФ, а на производство этой продукции уходит 70% сырого товарного молока. Импорт цельномолочной продукции крайне затруднен, что обусловлено малым сроком хранения, значительными транспортными издержками на единицу товара и другими факторами. В отсутствие конкуренции со стороны импорта цельномолочный сегмент успешно развивается.
В августе 2014 года было принято постановления Правительства РФ «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 6 августа № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ», согласно которому с 7 августа сроком на 1 год вводится запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из США, стран ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. В настоящее время эмбарго продлено до конца 2018 года. Как показывает ретроспективный анализ динамики рынка, влияние эмбарго на рынок неоднозначно.

ВНУТРЕННЕЕ ПРОИЗВОДСТВО
Согласно данным Росстата, динамика внутреннего производства молока и основных молочных продуктов в натуральном выражении в 2016 году, по сравнению с аналогичными показателями 2015-го, была незначительной. Наибольший рост объемов выпуска в 2016 году показал сегмент сливок – 3,6% (табл. 1). Отрицательная динамика наблюдалась в сегменте сметаны (-0,1%). Объемы производства кефира в 2016 году остались на том же уровне, что и в 2015-м.

tab.1

ИМПОРТ
Действие эмбарго, введенного в 2014 году, сказалось на импорте товарной позиции «Молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара (молоко цельное)», объемы ввоза которой сокращались (табл. 2). В 2016 году было ввезено на 18% меньше этой продукции в натуральном выражении, по сравнению с аналогичным показателем 2014-го. Планомерное снижение импорта наблюдается именно с 2014 года и коррелирует непосредственно с введением эмбарго.

tab.2

В продуктовой категории «Сыры и творог» уменьшение импорта началось еще в начале 2014 года и существенно усугубилось продуктовыми санкциями в конце года. Для сравнения: объем импорта этой продукции в 2014 году сократился на 25,9%, по сравнению с аналогичным показателем 2013-го, а если сравнивать показатели 2016-го и 2013 годов, то падение составило 47,7%. Однако 2016 год, по сравнению с 2015-м, показал уже рост на фоне динамики импорта других молочных продуктов.
Динамика импорта в таких сегментах, как молоко сухое, сливочное масло, сыры и творог, в течение 2015–2016 годов изменилась, что, по всей видимости, было обусловлено стабилизацией рубля. Импорт вырос, причем в некоторых сегментах существенно: в сегменте молоко сухое прирост составил 15,1%, по сравнению с аналогичным показателем 2015 года, в сегменте сливочное масло – около 5%, а в сегменте сыров и творога – около 8%.
Стоит отметить, что показатели прироста объемов импорта существенно превосходят показатели прироста внутреннего производства.

ЭКСПОРТ
По оценке NeoAnalytics, в сегменте молочной продукции рынка присутствует потенциал динамики, однако внутреннее потребление значительно опережает формирование предложения (производство) и, как результат, доля экспорта молока и молочных продуктов незначительна и составляет не более 2% от общего объема производства молочной продукции. Основная доля экспорта направляется в страны СНГ.

ОБЪЕМ РЫНКА
По расчетам NeoAnalytics, в 2016 году объем российского рынка молока и молочной продукции в стоимостном выражении составил около 1281,4 млрд рублей, что на 5,3% выше показателя 2015 года (рис. 2). На динамику роста влияют положительные показатели объемов как внутреннего производства, так и импорта.

ris.2

По прогнозам NeoAnalytics, в 2017–2019 годах сохранится положительная динамика объема рынка, в 2019 году показатель может составить около 1490 млрд рублей.

ЦЕНОВАЯ КОНЪЮНКТУРА
Главным фактором на российском рынке молочных продуктов, влияющим в первую очередь на мелких производителей, является сезонность. В летние месяцы объемы производства молока увеличиваются, а потребительский спрос и закупочные цены, наоборот, снижаются (рис. 3). С осени начинается обратный процесс: производство молока идет на спад, а потребление и цены увеличиваются.

ris.3

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ
В последние годы молочная отрасль подвергалась ряду негативных факторов, сказавшихся на ее развитии. В частности можно упомянуть следующие факторы:
* обострение конкуренции между отечественными и импортными производителями молочной продукции; 
* рост себестоимости продукции;
* значительные сезонные колебания цен реализации молока;
* снижение поголовья коров из-за удорожания кормов.
Совокупность данных факторов также продолжит влияние на дальнейшую конъюнктуру развития российского молочного рынка до 2019 года.
Кроме того, в результате удорожания содержания скота сохранится тенденция сокращения численности коров, прежде всего в хозяйствах населения, имеющих значительную долю в производстве молока среди других категорий хозяйств (45–48%). Следует отметить, что за последние годы в процессе интенсификации производства происходит существенный рост продуктивности коров. Однако вместе с тем рост надоев молока в расчете на одну корову не компенсирует сокращение объемов производства молока, происходящее из-за снижения поголовья.
Введенное в 2014 году эмбарго на ввоз молочной продукции из ряда стран еще больше увеличило спрос на российскую продукцию (включая как готовую продукцию, так и необработанное молоко в производстве сыра и сливочного масла).
Важным драйвером дальнейшего развития динамики рынка является устойчивый платежеспособный потребительский спрос на молочную продукцию в целом. Потребление молока и молочных продуктов жизненно важно для здорового функционирования человеческого организма. Следует отметить, что российские показатели потребления незначительно, но выше аналогичных показателей в Восточной Европе и намного выше общемирового потребления, которое составляет 15 литров на одного жителя Земли. Низкое значение мирового потребления обусловлено незначительным потреблением молочной продукции в жарких и очень холодных странах, а также в странах с неразвитой экономикой и сельским хозяйством, где отсутствует необходимая инфраструктура для переработки, упаковки и хранения этой продукции. Однако по прогнозам главы Минсельхоза РФ, потребление молока в РФ в 2017 году может снизиться на 2–3%.
Что касается ассортимента молочной продукции, то по оценкам Молочного союза России, будут появляться новые продукты функционального и профилактического значения.

Ольга Луцева-Эр,
генеральный директор
исследовательской компании NeoAnalytics
MScinSocial Management




Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания