upackovka

rosupack
world-food
sial
 

№7/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
НА ОДИН СТАКАН БЛИЖЕ…
Обзор российского рынка алкогольных напитков
ПЕЧАЛЬНО Я ГЛЯЖУ НА НАШЕ ПОКОЛЕНЬЕ…
Обзор российского рынка пива

ЧАЙ. КОФЕ
ГОРЯЧИЙ КАК АД, ЧЕРНЫЙ КАК ЧЕРТ, СЛАДКИЙ КАК ГРЕХ
Обзор российского рынка кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
НЕ ДУМАЙ О ПЕЧЕНЬЕ СВЫСОКА
Обзор российского рынка кондитерских изделий

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
В ЦЕЛОМ МИРЕ ЛИШЬ ОДНА Я – ВСЯ ТАКАЯ ОТБИВНАЯ
Обзор российского рынка свинины

РЫБА
ГДЕ БЫЧКИ, АНЧОУС, СКУМБРИЯ, КАМБАЛА, САРДИНКА – ГДЕ РЫБА?
Обзор российского рынка рыбы и морепродуктов

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ЦЕЛИЛИСЬ-ЦЕЛИЛИСЬ – ПОПАЛИ В МОЛОКО
Обзор российского рынка молочной продукции
ИНЫЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К НАМ…
Обзор российского рынка сыра

БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
НА СОЛЕНЕНЬКОЕ ТЯНЕТ…
Обзор российского рынка несладких снеков

ИНГРЕДИЕНТЫ
И МОЖНО НЕ ЖДАТЬ МИЛОСТЕЙ ОТ ПРИРОДЫ!
Импорт заменителей и эквивалентов масла какао

УПАКОВКА
ПОЛНЫЙ ЭРЗАЦ!
Обзор российского рынка потребительской упаковки из картона хром-эрзац
ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ
Четыре эффективных способа преодолеть «бумажный голод»

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
В ОЖИДАНИИ КВАДРИЛЬОНОВ ТЫСЯЧ
Рынок лизинга в России

ВЫСТАВКИ
20-я центрально-азиатская международная выставка WorldFood Kazakhstan-2017

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


В ОЖИДАНИИ КВАДРИЛЬОНОВ ТЫСЯЧ

Рынок лизинга в России

Исследования рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА)

РЕКОРДНЫЙ ГОД
Объем нового бизнеса за январь–сентябрь 2017 года составил около 710 млрд рублей, что превышает на 58% показатели аналогичного периода прошлого года (рис. 1). Согласно анкетированию лизинговых компаний, увеличение объемов лизингового бизнеса за 9 месяцев 2017 года показали две трети респондентов, которые в совокупности по объему лизингового бизнеса составляют более 90% рынка. При этом ни для одного лизингодателя из топ-20 не была характерна отрицательная динамика объемов нового бизнеса. Причиной столь активного роста рынка стало исполнение государственных программ по субсидированию лизинга/аренды отдельных видов транспорта на фоне реализации отложенного спроса со стороны клиентов. Действие госпрограмм льготного лизинга обеспечило поддержку, прежде всего, транспортным сегментам, доля которых за 9 месяцев 2017 года достигла в объеме нового бизнеса около 78% против 72% годом ранее.

ris.1

Сумма новых договоров лизинга за январь–сентябрь 2017 года составила более 1,1 трлн рублей против 680 млрд рублей годом ранее, а объем лизингового портфеля на 1 октября 2017 года достиг 3,3 трлн рублей. Объем полученных платежей, по итогам трех кварталов 2017 года, составил 680 млрд рублей, что немногим больше показателя прошлого года. Среднее отношение полученных лизинговых платежей к портфелю по состоянию на 1 октября 2017 года составило 43% против 44,2% на 1 октября 2016 года. Средняя оборачиваемость портфеля у компаний, специализирующихся на розничных сегментах, сохранилась на уровне прошлого года (около 46–47%). Однако у лизингодателей, работающих с крупным и дорогостоящим оборудованием, этот показатель снизился с 30% до 23%. Причиной снижения данного уровня стало активное наращивание в последние 2 года сделок с оперативным лизингом, при котором арендные платежи распределены неравномерно, и основная часть долга приходится на конец договорных сроков.
По итогам 9 месяцев 2017 года лидером рынка стал «Сбербанк лизинг», нарастив объем нового бизнеса на 163% (табл. 1).

tab.1

Годом ранее компания была на третьей строке в рэнкинге. Второе место по объему нового бизнеса на лизинговом рынке удерживает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), а третью позицию в рэнкинге занимает «ВТБ Лизинг». Как и прежде отмечается высокая концентрация рынка на крупнейших лизингодателях, которая продолжает расти. Так, по итогам трех кварталов 2017 года на Топ-3 лизинговые компании приходится около 37% нового бизнеса (годом ранее – 35%). Стоит отметить, что бизнес трех крупнейших игроков формирует 88% авиасегмента, 38% железнодорожного лизинга и четверть рынка лизинга грузовиков. Доля Топ-10 в объеме нового бизнеса за январь–сентябрь текущего года выросла с 64% до 67%, а на 20 крупнейших лизингодателей приходится уже 80% против 78% годом ранее.
Наращивание лизингового бизнеса в капиталоемких сегментах привело к изменению структуры нового бизнеса в разрезе лизингополучателей за 9 месяцев 2017 года. Согласно данным исследования RAEX (Эксперт РА), доля крупных предприятий в новом бизнесе за январь–сентябрь 2017 года составила около 45% против 38% за аналогичный период прошлого года (рис. 2).

ris.2

Доля субъектов малого и среднего предпринимательства сократилась с 60% до 52%, на госучреждения пришлось около 2,5% против 1% годом ранее, а доля физических лиц существенно не изменилась и по-прежнему составляет менее 1%. Стоит обратить внимание на то, что треть объема нового бизнеса ГТЛК за 9 месяцев 2017 года приходится на компании, относящиеся по объему годовой выручки к субъектам малого бизнеса. Учитывая, что такие клиенты приобретали в лизинг дорогостоящую технику, прежде всего авиационную, то по существу их можно реклассифицировать в сегмент крупного бизнеса. В таком случае доля малого бизнеса составит 34,7%, а крупного – 49,3%, по итогам трех кварталов 2017 года.

ТРАНСПОРТНЫЙ ДРАЙВЕР
Крупнейшими составляющими лизингового рынка в России являются транспортные сегменты, к которым RAEX (Эксперт РА) относит автомобильный, железнодорожный и авиационный лизинг, а также сегмент водного транспорта. По итогам 9 месяцев 2017 года доля транспортных сегментов составила около 80% (годом ранее 72%), а крупнейшим сегментом на протяжении последних четырех лет остается грузовой и легковой автолизинг, на который приходится 38% нового бизнеса (рис. 3).

ris.3

Стоит отметить, что сегмент грузовых автомобилей по доле рынка обошел сегмент легковых: 22% против 16% (годом ранее 18% и 20%, соответственно). Изменение структуры автолизинга в пользу грузовой автотехники стало результатом реализации трех госпрограмм адресной поддержки: «Русский тягач», «Русский фермер» и «Свое дело», запущенных Министерством промышленности и торговли России.
Наибольший прирост нового бизнеса за 9 месяцев 2017 года показал сегмент железнодорожной техники (+153%) вследствие ускоренного списания парка старых вагонов, что привело к возникновению их дефицита на путях. Как комментирует ситуацию Александр Кожевников, генеральный директор «МКБ-лизинг, на данный момент привлекательность железнодорожного сегмента высокая: процентные ставки низки, как никогда, а вагонов не хватает по фундаментальным причинам – принудительная утилизация. Объем лизингового бизнеса в авиализинге за 9 месяцев 2017 года вырос на 56%, при этом стоит отметить, что авиационный сегмент преимущественно представлен лизингом самолетов, доля вертолетной техники не превышает 5%. В целом, по итогам первых 9 месяцев 2017 года, позитивную динамику показали 12 из 17 крупнейших сегментов, выделенных RAEX (Эксперт РА) в рамках исследования. Снижение объемов отмечено в 5 сегментах, на которые приходится менее 3% лизингового рынка.
Объем лизингового бизнеса в сегменте оборудования для пищевой промышленности, по итогам 9 месяцев 2017 года, составляет около 3,5 млрд рублей (0,5% лизингового рынка), что на 15% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Несмотря на сокращение сегмента лизинга оборудования для пищевой промышленности, компания-лидер «Сименс Финанс» увеличила свой бизнес в данном сегменте на 13%, при этом, по оценкам RAEX (Эксперт РА), на компанию приходится не менее 40% лизинга оборудования пищевой отрасли (табл. 2).

tab.2


ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ЛИЗИНГ В АРЬЕРГАРДЕ
Структура российской экономики продолжает носить сырьевой характер при слабом производственном секторе, в том числе по причине низкой оснащенности производственных мощностей высокотехнологичным оборудованием. При этом модернизация крупных промышленных компаний и госкорпораций за счет обновления физически и морально устаревшего оборудования интересна не только клиентам и производителям, но и государству. Так, возможность использования современного оборудования с более высоким КПД способна значительно снизить операционные издержки и повысить производительность в экономике. Основным инструментом обновления производственного оборудования мог бы стать лизинг. 
По итогам 9 месяцев 2017 года объем нового бизнеса высокотехнологичного оборудования составил около 34 млрд рублей, или всего 4,8% от лизингового рынка (рис. 4).

ris.4

К высокотехнологичному оборудованию RAEX (Эксперт РА) относит машиностроительное, телекоммуникационное, фармацевтическое и медицинское оборудование, а также энергетическое оборудование и оборудование для нефте- и газодобычи и переработки.
В ходе исследования рынка лизинга, по итогам 9 месяцев 2017 года, респондентам было предложено отметить ключевые стоп-факторы, ограничивающие развитие лизинга высокотехнологичного оборудования в России. Каждый второй участник опроса отметил, что ключевым стоп-фактором выступает низкая ликвидность узкоспециализированного оборудования, что является существенной проблемой при реализации изъятого оборудования (рис. 5).

ris.5

Четверть опрошенных отмечают, что отечественное высокотехнологичное оборудование практически отсутствует, а импортное существенно подорожало вследствие роста курса иностранных валют, что привело к снижению спроса на данный вид имущества. Более того, далеко не все лизингодатели готовы работать в этом сегменте. По словам Кирилла Царева, генерального директора «Сбербанк лизинг», это довольно узкоспециализированные проекты, высокорискованные, в том числе с позиции развития технологий и их скорости. Поэтому на это нужно иметь довольно сильные компетенции, с одной стороны, и понятных заемщиков – с другой.
Отвечая на вопрос, какие меры способны стимулировать развитие высокотехнологичного лизинга, 69% лизингодателей считают, что поддержать лизинг в этом сегменте могли бы государственные программы субсидирования, аналогичные льготному автолизингу. Около 14% участников опроса отмечают, что банки неохотно предоставляют кредитные ресурсы под залог неликвидного оборудования, таким образом стимулом к развитию могли бы стать более доступные кредитные ресурсы. Около 7% респондентов уверены, что первичным является необходимость поддержки промышленного производства, а не стимулирование лизинга, поскольку спрос на лизинг технологичного оборудования является следствием развития производственного сектора.
 
В ОЖИДАНИИ ТРИЛЛИОНА
Согласно предыдущему прогнозу RAEX (Эксперт РА), прирост нового бизнеса, по итогам 2017 года, мог составить около 15–18% и, как следствие, абсолютный объем рынка мог достигнуть 850–875 млрд рублей. Однако принимая во внимание рост рынка за 9 месяцев на 58% до 710 млрд рублей, агентство пересмотрело данный прогноз в сторону увеличения, полагая, что четвертый квартал будет еще более результативным с точки зрения объемов нового бизнеса (рис. 6).

ris.6

Поскольку именно в конце года заключаются наиболее крупные сделки, проработка которых велась в течение года, RAEX (Эксперт РА) ожидает, что четвертый квартал обеспечит 33–35% совокупного объема нового бизнеса в 2017 году. Таким образом в последние 3 месяца года в лизинг/аренду будет передано имущества на сумму не менее 350 млрд рублей, что позволит рынку превысить рубеж в 1 трлн рублей и достигнуть нового максимума.
Реализация прогноза наиболее вероятна при заключении крупных сделок с дорогостоящей техникой в авиа- и железнодорожном сегментах, а также росте объемов автолизинга, благодаря действию государственных программ поддержки. По итогам года RAEX (Эксперт РА) прогнозирует прирост сегмента грузового и легкового автотранспорта на 80 и 35%, соответственно. Объем авиализинга за 2017 год вырастет на 30%, а наиболее динамичным сегментом по итогам года станет лизинг железнодорожной техники (+120%). В настоящее время в железнодорожном сегменте по отдельным видам подвижного состава наблюдается дефицит. В 2018 году, по прогнозам генерального директора компании «ТрансФин-М» Дмитрия Зотова, железнодорожный сегмент покажет объем, соотносимый с 2017 годом. Лизинговым компаниям в таких условиях потребуется переходить в сегмент специализированного подвижного состава для проведения инвестиций в новые вагоны. Согласно комментарию Владимира Добровольского, заместителя генерального директора ГТЛК, рост будет продолжаться в тех секторах, где по-прежнему остро ощущается дефицит подвижного состава, в том числе хопперы-зерновозы, фитинговые платформы, платформы для перевозки леса, спеццистерны. Прогноз RAEX (Эксперт РА) основан на ожиданиях дальнейшего снижения ключевой ставки Банка России до уровня 7,5–8% до конца 2017 года, а также уровня инфляции не выше 3,5–4%.
В 2018 году, по мнению аналитиков агентства, позитивная динамика развития рынка продолжится, однако темпы прироста лизингового бизнеса замедлятся и будут находиться на уровне 10–20%, в результате за 2018 год объем нового бизнеса составит 1,1–1,2 трлн рублей. Несмотря на стабилизацию макроэкономических показателей и восстановление экономики, в следующем году лизингодатели сконцентрируются не на экспансии и выходе в новые для себя сегменты, а на дальнейшем повышении своей эффективности за счет развития существующих продуктовых предложений и совершенствования внутренних бизнес-процессов.

Павел Жолобов,
RAEX (Эксперт РА)




Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания