текущий номер

nika
wolf
tauras-plast
XXI специализированная выставка продуктов питания «Продукты питания - 2019»
XXIII международная выставка напитков «Напитки - 2019»
XХVIII Международный форум. «Пиво - 2019»
horeca
 

№2/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ…
Обзор российского алкогольного рынка
ВСЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ
Состояние и тенденции развития российского рынка вина
А РЕШАЮЩИЕ МАТЧИ, БЕЗУСЛОВНО, ВПЕРЕДИ
Обзор российского рынка пива

ЧАЙ. КОФЕ
ЧТО ТАКОЕ КОФЕ? ЭТО БОДРОСТЬ
Обзор российского рынка кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
ЧТО БЫВАЕТ, ЕСЛИ НЕ МЕШАЮТ
Российский экспорт кондитерских изделий
ЧТОБЫ НЕ БЫЛО МУЧИТЕЛЬНО ГОРЬКО
Обзор российского рынка шоколадных изделий
Ингредиенты для инновационных продуктов

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
КРУТИТСЯ-ВЕРТИТСЯ КУРИЦА-ГРИЛЬ…
Обзор российского рынка мяса

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НАКАТИМ ПО 200?
Обзор российского рынка молочной продукции
ECOLEAN— позвольте вашему продукту побеждать каждый день!

КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
СГУЩЕННОЙ СТРАСТЬЮ ОДЕРЖИМЫ!
Обзор российского рынка сгущенного молока

ТОРГОВЛЯ
НА ЛИНИИ ОГНЯ БОЛЬШИЕ ГОРОДА
Российский продуктовый ретейл

ВЫСТАВКИ
25-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2018»
3-я международная выставка индустрии напитков Beviale Moscow
16-я международная выставка «Молочная и мясная индустрия»
8-я международная выставка технологий для пищевой отрасли и индустрии напитков Anuga FoodTec-2018
26-я международная специализированная выставка «Упаковка-2018»
21-я международная специализированная выставка пластмасс и каучуков «Интерпластика-2018»


БРЕНДИНГ
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Собственные торговые марки на российском рынке


ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ…

Обзор российского алкогольного рынка

Исследования компании NeoAnalytics

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА
Основным итогом 2017 года на российском алкогольном рынке стало вытеснение нелегального алкоголя и увеличение акцизных платежей в бюджете страны.
30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В соответствии с этим законом с 1 января 2016 года программное обеспечение для ЕГАИС должны были установить все оптовые продавцы алкоголя, а с 1 июля – все розничные магазины, осуществляющие торговлю алкогольной продукцией (на территории городов и крупных поселений).
По данным Росалкогольрегулирования, после введения ЕГАИС на оптовом и розничном рынке алкоголя в 2016 году в бюджет дополнительно поступило 56 млрд рублей.
С середины 2018 года вводится система поштучного учета алкогольной продукции в ЕГАИС. В тестовом режиме система работает с 1 июля 2017 года. Согласно нововведениям, производитель или импортер должен регистрировать в системе отгрузку каждой единицы продукции. Движение каждой бутылки по товаропроводящей цепи можно будет отследить онлайн на всех этапах – от производителя до конечного потребителя.
В 2017 году были увеличены акцизы на импортный алкоголь: например, с 1 января 2017 года акцизы на импортные вина увеличились в 2 раза. Данный фактор может препятствовать дальнейшему росту импорта продукции высокого ценового сегмента.

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РЫНКА
В структуре объема российского рынка алкоголя значительную долю занимает сегмент пива – в 2017 году на него приходилось около 83% (рис. 1).

ris.1

В прошлом году объем рынка алкоголя увеличился на 3,4% по отношению к аналогичному показателю предыдущего года и составил 887,8 млн дал (табл. 1).

tab.1


ПРОИЗВОДСТВО
По результатам 2017 года положительную динамику внутреннего производства алкогольных напитков по отношению к показателям 2016-го показали только 2 сегмента: коньяки и пиво – прирост, соответственно, на 11,8 и 2,3% (рис. 2). По остальным сегментам – динамика отрицательная.

ris.2


ИМПОРТ
В 2014 году началось сокращение поставок алкоголя на российский рынок, что было вызвано девальвацией рубля и удорожанием импорта. В этот период наблюдалось снижение покупательской способности населения. В условиях падения импорта отечественные производители не смогли быстро восполнить рынок качественной продукцией, вместо этого увеличилась доля теневого рынка алкоголя. По мере относительной стабилизации рубля в 2017 году импорт вновь начал расти.
В 2017 году импорт алкогольной продукции в натуральном выражении увеличился на 23,4% по сравнению с 2016 годом и составил 79,7 млн дал (рис. 3).

ris.3

В 2017 году резко увеличился импорт алкогольной продукции по всем товарным позициям: импорт пива вырос на 100% в натуральном выражении, импорт вина натурального – на 51,4%, а импорт напитков алкогольных с содержание спирта менее 80 об. % – на 45%.
Стремительный рост импорта алкоголя связан с низкой сравнительной базой прошлых лет за 2014–2016 года. Снижение поставок алкоголя началось в 2014 году и было вызвано девальвацией рубля и удорожанием импорта. В данный период началось снижение покупательской способности населения. По мере укрепления рубля в 2017 году импорт алкоголя вновь начал расти.
В структуре импорта в натуральном выражении наибольшие доли занимают вина натуральные виноградные и пиво, на которые приходится, соответственно, 56,1 и 27% (рис. 4). Спиртные напитки с концентрацией спирта менее 80 об. % (настойки, ликеры, виски, ром, джин, водка и другие) занимают 9,9% импорта, а вермуты и вина с добавлением ароматических веществ – всего 2%.

ris.4


ЭКСПОРТ
В 2017 году экспорт алкогольных напитков в натуральном выражении (в пересчете на спирт) составил 40,4 млн дал, что на 8,6% ниже показателя 2016 года (рис. 5).

ris.5

В структуре экспорта в натуральном выражении на долю пива приходится 64,3% от всего объема экспорта (рис. 6). Спиртные напитки с концентрацией спирта менее 80 об. % занимают 5,4%, а спиртные напитки с концентрацией спирта более 80 об. – 28,4%. На долю виноградных вин приходится 0,7%.

ris.6


ПОТРЕБЛЕНИЕ
По данным Минздрава, фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения, с учетом не разрешенных к потреблению алкоголя (спиртосодержащей продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки), в 2017 году составило около 10 литров абсолютного алкоголя (безводного спирта), снизившись за год на 0,5 п.п.
Согласно данным Минздрава, с 2010 года идет постепенное снижение потребления алкоголя, что вызвано активной пропагандой здорового образа жизни, социальной рекламой и развитием альтернативных видов досуга (например, занятия спортом). Запрет на продажу спиртных напитков в ночное время, введенный в 2013 году, также способствует снижению показателя.

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
С учетом ретроспективного анализа развития конъюнктуры в 2013–2017 годах прогнозируется, что в период с 2018-го по 2020 год темпы роста рынка алкогольной продукции в России составят 4–5%. Это умеренный прогноз и более реалистичный. При оптимистичном (рост импорта высокого ценового сегмента) ожидаются темпы роста 7–9%, что маловероятно при увеличенных акцизах на импортные поставки высокого ценового сегмента. При пессимистичном прогнозе (при сокращении импорта непосредственно из Италии и Испании, а также при падении объемов внутреннего производства) рост рынка составит 1–3%, что также маловероятно.
Кардинальных изменений в структуре объема рынка в исследуемый период не произойдет. По-прежнему будет лидировать сегмент пива, в котором значительную долю составляет внутреннее производство. В период с 2016-го по 2017 год внутреннее производство пива показало положительную динамику и, по оценке NeoAnalytics, траектория в 2018–2020 годах сохранится.
По расчетам NeoAnalytics, емкостным потенциалом обладают экспортные поставки, доля которых незначительна в общей структуре выпуска алкогольной продукции. Выпускаемое предложение потребляется внутри страны, тем самым создавая дефицит экспорта.
Кроме того, в период с 2018-го по 2020 год ожидается некоторая индексация цен на алкогольную продукцию.

Ольга Луцева-Эр,
генеральный директор
исследовательской компании
NeoAnalytics
MSc in Social Management

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания