troostwijk

world-food
sial
menshen
 

№2/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ…
Обзор российского алкогольного рынка
ВСЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ
Состояние и тенденции развития российского рынка вина
А РЕШАЮЩИЕ МАТЧИ, БЕЗУСЛОВНО, ВПЕРЕДИ
Обзор российского рынка пива

ЧАЙ. КОФЕ
ЧТО ТАКОЕ КОФЕ? ЭТО БОДРОСТЬ
Обзор российского рынка кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
ЧТО БЫВАЕТ, ЕСЛИ НЕ МЕШАЮТ
Российский экспорт кондитерских изделий
ЧТОБЫ НЕ БЫЛО МУЧИТЕЛЬНО ГОРЬКО
Обзор российского рынка шоколадных изделий
Ингредиенты для инновационных продуктов

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
КРУТИТСЯ-ВЕРТИТСЯ КУРИЦА-ГРИЛЬ…
Обзор российского рынка мяса

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НАКАТИМ ПО 200?
Обзор российского рынка молочной продукции
ECOLEAN— позвольте вашему продукту побеждать каждый день!

КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
СГУЩЕННОЙ СТРАСТЬЮ ОДЕРЖИМЫ!
Обзор российского рынка сгущенного молока

ТОРГОВЛЯ
НА ЛИНИИ ОГНЯ БОЛЬШИЕ ГОРОДА
Российский продуктовый ретейл

ВЫСТАВКИ
25-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2018»
3-я международная выставка индустрии напитков Beviale Moscow
16-я международная выставка «Молочная и мясная индустрия»
8-я международная выставка технологий для пищевой отрасли и индустрии напитков Anuga FoodTec-2018
26-я международная специализированная выставка «Упаковка-2018»
21-я международная специализированная выставка пластмасс и каучуков «Интерпластика-2018»


БРЕНДИНГ
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Собственные торговые марки на российском рынке


ВСЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ

Состояние и тенденции развития российского рынка вина

Исследования Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА)

Россия очень выросла в сфере виноделия за последние 15-17 лет - и в количественном, и в качественном отношении. Базовым подготовительным периодом этого роста следует считать 1998–2008 годы; последующие 2009–2016-й – этапом доказательства своим потребителям и государству, а также зарубежным экспертам, что российское виноделие вполне приблизилось к мировому уровню; а с 2017 года мы вступили в третью фазу, которая продлится до 2025-2027 годов и предполагает удвоение площадей виноградников и производства виноматериала, упрочение позиций в среднем и высоком ценовых сегментах, продолжение привлечения на свою сторону ведущих мировых экспертов и создание положительного имиджа вину России и т. д.
Здесь будет небезынтересно процитировать президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича: «В России интерес к винам и виноделию в последнее время неуклонно растет. Российское виноградарство и виноделие имеет историю, исчисляемую несколькими тысячелетиями. Юг России с его культурными традициями, многонациональной кухней и местными благородными напитками, приготовленными из автохтонных, присущих только этой местности, сортов винограда (Красностоп Золотовский, Цимлянский Черный, Плечистик, Сибирьковый, Кокур, Алый Терский и другие до сих пор произрастающие на берегах Дона, в Дагестане и на Крымском полуострове), имеет огромный потенциал для развития эногастрономического туризма.
Уникальные природно-климатические условия российских виноградарско-винодельческих регионов в сочетании с их насыщенной событиями историей и самобытной кулинарной культурой дают все необходимое для создания популярных винно-гастрономических туристических маршрутов, так называемых винных дорог. Так, например, Абрау-Дюрсо уже сейчас включено в общую туристическую программу Евросоюза по данному направлению.
Сегодня формируется объединяющее качественную винодельческую продукцию понятие – “Вино России”. Россия шаг за шагом занимает прочное положение в структуре мирового виноделия и винопотребления».
А теперь в цифрах о том пути, который прошла наша отрасль за последние 20 лет. Мы сознательно опускаем здесь рассказы о наградах, полученных нашими винами за последние 10 лет на самых престижных конкурсах за рубежом, - только цифры производства.
Длинные статистические исследования любой отрасли экономики уже не так актуальны в России. Сегодня это максимум 10 последних лет. Тем не менее, мы сохраняем в таблице показатели с 1940 года как свидетельство способности и советской государственной системы, и нескольких поколений советских людей к реальному созиданию.
Реальный интерес представляет статистика производства винодельческой продукции с 2005 года. В 2005 винодельческой продукции из винограда (не учитывая крепкий алкоголь) мы произвели 45,9 млн дал, а в 2010-м уже 76,48 млн дал. Всего винодельческой продукции (без крепкого алкоголя) в 2005 году было произведено 48,9 млн дал, а в 2010-м (кризис почти преодолен) – 82,44 млн дал. В 2016 году произведено соответственно 82,5 млн и 88,6 млн дал. Таким образом, с 2005-го по 2016 год мы увеличили производство винодельческой продукции из винограда без крепкого алкоголя на +80% (сюда попал и кризисный рост производства в 2015 году в условиях сокращения импорта на треть, и падение производства в 2016-м с началом восстановления позиций импорта), а винодельческой продукции в целом без крепкого алкоголя - на +81%.
С 2012–2013 годов российский рынок винодельческой продукции живет в обстановке новой демографической реальности – наблюдается сокращение численности активных потребителей вина в возрастной группе 22-55 лет. С ноября 2014 года мы находимся в экономическом кризисе, при этом с июня 2016 года по настоящее время импорт практически восстановил свои позиции (вырос на 30-35%).
И тем не менее мы сделали колоссальный рывок в производстве готовой продукции из российского и импортного виноматериала, практически удвоив производство за 12 лет. Ну а откат в 2017-м достаточно объективен. Но в 2018 году мы уже никаких падений производства не ждем: демографическая возрастная женская «яма» на рынке будет компенсироваться притоком мужчин и ростом потребления вина женщинами от 35 до 50 лет.

tab.1

Росту производства будет способствовать и неизбежное административное замещение импорта в дешевых сегментах – мы полагаем, что наши виноделы, воодушевленные скорым принятием закона, пробьют и какие-то квоты для импорта бутилированной продукции.
Но особо мы хотим обратить внимание на реальный подвиг наших виноградарско-винодельческих компаний. Последняя строчка таблица – производство виноградного виноматериала: в 2000 году оно составляло 5,8 млн дал, в 2005-м - 13,5 млн дал в 2010-м - 21 млн дал, в 2015-м – 29 млн дал, в 2016-м - 34,5 млн дал, в 2017-м – 32 млн дал. Всего за 15-17 лет производство виноматериалов из собственного винограда в России выросло в 5-5,5 раз!
Но сегодня все обсуждают падение производства российского вина и игристого в 2017 году до десятилетнего минимума. Необходимо прежде всего увеличивать потребление винодельческой продукции, а этим государство не занимается и не собирается заниматься. Когда только год назад появилась до сих пор не принятая программа Министерства сельского хозяйства на 10 лет, мы сразу отметили один момент: слово «потребитель» или «потребление» там упоминается только один или два раза; и то не в контексте необходимости роста потребления винодельческой продукции.
Да, мы вернулись по производству вина к последнему предкризисному году – к 2014-му (32 млн дал). Закончился ажиотаж с российским и даже крымским вином в ретейле. Уже в 2017 году, по отзывам и наших производителей, и закупщиков ретейла, федеральным сетям, например, интересней работать с дешевым импортом (от 200 до 300 рублей), чем с аналогичным российским продуктом – российская продукция от 200 до 300 рублей уже дорогая. Потребительский патриотизм (особенно в женской среде), о преувеличении значения которого мы предостерегали с начала 2015 года, оказался ненадежным союзником рынка.
Но в последнее время мы не раз писали, что при падении объемов производства тихого и игристого вина рынок винодельческой продукции в 2017 году не упал. Винодельческая группа (без сидров) в 2017 году в России набрала 116,7 млн дал продукции (производство плюс импорт минус экспорт) – это сокращение поставок продукции на рынок всего на 1,6% к 2016 году. Причем у винодельческой продукции в 2017 году ни по одному виду перепроизводства не было, а вот в 2016-м было – по винным напиткам (примерно на 3 млн дал, которые перешли в продажи 2017 года и вызвали в нем дополнительный спад производства винных напитков). С учетом этого рынок винодельческой продукции составил 119,7 млн дал (или реально не падение на 1,6%, а прирост на 3,4% к 2016 году). Мы не упали в поставках продукции населению в целом – это важно, на склады сейчас уже никто не работает.
При имеющейся сегодня несовместимости показателей Росстата и ЕГАИС мы абсолютно уверены, что общий объем продаж винодельческой продукции в 2017 году вырос минимум на 1-2% к 2016-му, и мы выпили винодельческой продукции больше в 2017-м, чем в 2016-м.
Таким образом, нужно бороться за структурное изменение рынка винодельческой продукции: больше нашего российского в целом во всех секторах, больше нашего сырья, больше вина тихого и игристого.

Вадим Дробиз,
директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА)




Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания