troostwijk

world-food
sial
menshen
 

№2/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ…
Обзор российского алкогольного рынка
ВСЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ
Состояние и тенденции развития российского рынка вина
А РЕШАЮЩИЕ МАТЧИ, БЕЗУСЛОВНО, ВПЕРЕДИ
Обзор российского рынка пива

ЧАЙ. КОФЕ
ЧТО ТАКОЕ КОФЕ? ЭТО БОДРОСТЬ
Обзор российского рынка кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
ЧТО БЫВАЕТ, ЕСЛИ НЕ МЕШАЮТ
Российский экспорт кондитерских изделий
ЧТОБЫ НЕ БЫЛО МУЧИТЕЛЬНО ГОРЬКО
Обзор российского рынка шоколадных изделий
Ингредиенты для инновационных продуктов

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
КРУТИТСЯ-ВЕРТИТСЯ КУРИЦА-ГРИЛЬ…
Обзор российского рынка мяса

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НАКАТИМ ПО 200?
Обзор российского рынка молочной продукции
ECOLEAN— позвольте вашему продукту побеждать каждый день!

КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
СГУЩЕННОЙ СТРАСТЬЮ ОДЕРЖИМЫ!
Обзор российского рынка сгущенного молока

ТОРГОВЛЯ
НА ЛИНИИ ОГНЯ БОЛЬШИЕ ГОРОДА
Российский продуктовый ретейл

ВЫСТАВКИ
25-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2018»
3-я международная выставка индустрии напитков Beviale Moscow
16-я международная выставка «Молочная и мясная индустрия»
8-я международная выставка технологий для пищевой отрасли и индустрии напитков Anuga FoodTec-2018
26-я международная специализированная выставка «Упаковка-2018»
21-я международная специализированная выставка пластмасс и каучуков «Интерпластика-2018»


БРЕНДИНГ
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Собственные торговые марки на российском рынке


А РЕШАЮЩИЕ МАТЧИ, БЕЗУСЛОВНО, ВПЕРЕДИ

Обзор российского рынка пива

Исследования компании «Маркет Аналитика»

В России наблюдается сокращение объемов производства пива с 2008 года. Так, в 2016 году производство снизилось по сравнению с 2015 годом на 0,4% до отметки в 727 млн дал (рис. 1).

ris.1

Динамика производства пива в январе–ноябре 2017 года демонстрирует небольшой рост. За этот период в России было произведено 687,2 млн дал пива, что на 0,9% больше, чем в аналогичный период 2016 года (рис. 2).

ris.2

Что касается поставок пива из-за рубежа, то в 2017 году в Россию было ввезено 23,7 млн дал продукции, что на 43% больше, чем в 2016-м (16, 6 млн дал).
Крупнейшими странами–поставщиками пива на территорию РФ в натуральном выражении являются Белоруссия, Германия и Чехия – на их долю приходится, соответственно 22, 28 и 12% импорта.
При наблюдающемся росте импорта экспортные поставки пива снизились. В 2017 году на экспорт было отправлено 29,2 млн дал пива, в то время как в 2016 году – 36,1 млн дал.
Объем розничных продаж на отечественном рынке пива также демонстрирует отрицательную динамику. Такая ситуация характерна для последних нескольких лет. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2016 году объем продаж пива составил 781 млн дал, что на 3,7% ниже показателя 2015-го (рис. 3). В 2017 году продажи снизились еще на 4–5%, по оценкам Союза российских пивоваров.

ris.32

За исключением нескольких месяцев в 2016 году объемы продаж пива были меньше, чем в 2015-м (рис. 4).

ris.4

Одна из основных причин падения продаж пива – усиление регулирования: последнее ограничение – запрет на производство и продажу пива в пластиковой таре свыше 1,5 литра. Сказывается и падение реальных доходов населения.
На российском рынке пива ярко выражена сезонность продаж. Так, пик приходится на июнь-июль, далее следует постепенное снижение объемов продаж, продолжающееся вплоть до ноября. Декабрь и последующие зимние месяцы характеризуются неустойчивыми показателями. Разница между месячными объемами производства пива между январем и июлем варьируется в пределах 90–100%.
Наибольшая доля в структуре продаж пива принадлежит Центральному федеральному округу – 32% (рис. 5). На втором и третьем местах по объему рынка следуют Приволжский и Сибирский федеральные округа – их доли составляют, соответственно, 20,6 и 12,7%.

ris.5

При более детальном рассмотрении видно, что наиболее динамично, исходя из объемов продаж пива, развиваются следующие регионы: г. Севастополь, Башкирия, Мордовия, Костромская область, Марий Эл, Пермский и Хабаровский край, Вологодская область, Чукотка и Калининградская область.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в марте 2017 года средняя цена одного литра отечественного пива составила 107,3 рубля, что на 6,6% превышает цены аналогичного периода 2016 года (рис. 6). Цены на зарубежное пиво демонстрировали тот же темп прироста и составили в среднем 231,1 рубля за литр (+5,7%).

ris.6

Рост цен отразился на среднедушевом потреблении пива. По итогам 2016 года на одного жителя России приходилось 53,2 литра в год, хотя еще в 2011-м потребление пива находилось на уровне 64 литра в год (рис. 7). Пик потребления пришелся на 2007 год, составив 81,3 литра.

ris.7

На фоне общего падения пивного рынка, по данным Nielsen, отмечается рост сегмента безалкогольного пива – в 2016 году он увеличился почти на 12%. Неоспоримый лидер сегмента с долей около 60% – ООО «Пивоваренная компания «Балтика» (Санкт-Петербург). Одним из драйверов роста категории можно назвать рекламу безалкогольных сортов, которая производится в соответствии с №38-ФЗ «О рекламе», а также Кодексом коммерческих коммуникаций о безалкогольной продукции на основе пива (разработано Союзом российских пивоваров в сотрудничестве с Федеральной антимонопольной службой).
За последние несколько лет в целом обозначился новый тренд – модернизация регулирования различных категорий алкогольной продукции в соответствии с особенностями их производства и оборота. Принцип дифференцированного подхода к регулированию алкогольной отрасли будет благоприятствовать формированию основ «умного регулирования» отрасли, которое включает в себя повышение конкурентоспособности и открытости рынка, что должно способствовать снижению злоупотребления алкоголем.
В 2018 году рынок пива в России может вырасти. Такой сценарий прогнозирует и Союз российских пивоваров. Это связано с несколькими аспектами.
Во-первых, с нового года не увеличился акциз, а также не вводились новые ограничения. Существенный вклад внесет безалкогольное пиво – самый перспективный сейчас сегмент, считает директор по корпоративным вопросам Heineken Кирилл Болматов. Несмотря на снижение потребления пива, продажи безалкогольного пива в январе–сентябре 2017 года, по данным Союза российских пивоваров, выросли на 5,6%. Хотя сам сегмент пока невелик – в третьем квартале на него пришлось 1,6% продаж пива.
Еще одним драйвером роста рынка может стать Чемпионат мира по футболу, который пройдет в России летом этого года. Во время его проведения потребление пива в стране увеличится примерно на 5%, об этом говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям «САН ИнБев» Ораз Дурдыев. Кроме того, чемпионат проводится летом, а это высокий сезон для производителей пива.

Татьяна Евдокимова,
компания «Маркет Аналитика»




Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания