текущий номер

nika
wolf
tauras-plast
XXI специализированная выставка продуктов питания «Продукты питания - 2019»
XXIII международная выставка напитков «Напитки - 2019»
XХVIII Международный форум. «Пиво - 2019»
horeca
 

№2/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ…
Обзор российского алкогольного рынка
ВСЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ
Состояние и тенденции развития российского рынка вина
А РЕШАЮЩИЕ МАТЧИ, БЕЗУСЛОВНО, ВПЕРЕДИ
Обзор российского рынка пива

ЧАЙ. КОФЕ
ЧТО ТАКОЕ КОФЕ? ЭТО БОДРОСТЬ
Обзор российского рынка кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
ЧТО БЫВАЕТ, ЕСЛИ НЕ МЕШАЮТ
Российский экспорт кондитерских изделий
ЧТОБЫ НЕ БЫЛО МУЧИТЕЛЬНО ГОРЬКО
Обзор российского рынка шоколадных изделий
Ингредиенты для инновационных продуктов

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
КРУТИТСЯ-ВЕРТИТСЯ КУРИЦА-ГРИЛЬ…
Обзор российского рынка мяса

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НАКАТИМ ПО 200?
Обзор российского рынка молочной продукции
ECOLEAN— позвольте вашему продукту побеждать каждый день!

КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
СГУЩЕННОЙ СТРАСТЬЮ ОДЕРЖИМЫ!
Обзор российского рынка сгущенного молока

ТОРГОВЛЯ
НА ЛИНИИ ОГНЯ БОЛЬШИЕ ГОРОДА
Российский продуктовый ретейл

ВЫСТАВКИ
25-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2018»
3-я международная выставка индустрии напитков Beviale Moscow
16-я международная выставка «Молочная и мясная индустрия»
8-я международная выставка технологий для пищевой отрасли и индустрии напитков Anuga FoodTec-2018
26-я международная специализированная выставка «Упаковка-2018»
21-я международная специализированная выставка пластмасс и каучуков «Интерпластика-2018»


БРЕНДИНГ
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Собственные торговые марки на российском рынке


ЧТО БЫВАЕТ, ЕСЛИ НЕ МЕШАЮТ

Российский экспорт кондитерских изделий

Исследования Центра исследований кондитерского рынка

Как недавно сообщил журналистам один из чиновников Минсельхоза, ведомства, курирующего в том числе производство сладостей в стране, в 2020 году объемы экспорта кондитерских изделий российского производства вырастут на треть. Ни в коем случае не ставим цели опровергать чужие прогнозы, более того с удовольствием следим за успехами российских кондитеров за границей, но ожидания чиновников тем не менее кажутся слишком завышенными. Чтобы добиться желаемого, нужны заметные шаги навстречу с их стороны, тогда как текущие экспортные возможности российских кондитеров обладают куда более скромным потенциалом.
Так получилось, что из всех видов продуктов питания, производимых в России, больше всего на экспорт поставляются именно сладости – всего примерно на $ 1 млрд в год. Если говорить в целом об экспорте российского продовольствия, который в 2017 году, по данным Минсельхоза, был на уровне в $ 20 млрд, то основной его объем приходится на аграрное сырье, в первую очередь – зерновые и бобовые. Но именно кондитерские изделия стоят особняком среди готовых продуктов. В таких масштабах Россия не экспортирует ни икры, ни водки, ни колбас, ни молочной продукции. Просто удивительно, как целая отрасль без какой-либо дополнительной государственной поддержки, без заградительных пошлин, без дотаций и субсидируемых кредитов сумела настолько развиться, что не только почти полностью обеспечивает потребности внутреннего рынка, но еще и является одним из крупнейших экспортеров готовой продукции в стране. Причем не сырья, а продукции с высокой добавленной стоимостью.
В отличие от того же аграрного сектора или производства водки, российские кондитеры долгое время не пользовались особенным вниманием со стороны властей. Программа развития сельского хозяйства давно уже приносит свои плоды, в выпуске водки государство почти навело порядок. Что же касается производства сладкого, то создается впечатление, что оно развивалось сам по себе, без участия регуляторов.
Впервые российский кондитерский рынок стал объектом пристального внимания чиновников в контексте экспорта, наверное, в 2016 году, когда российские производители сладостей стали очень активно расширять свое присутствие на внешних рынках, столкнувшись с кризисом потребления на родном. Темпы роста продаж кондитерских изделий на экспорт в отдельные месяцы стали измеряться двузначными цифрами, а новые направления поставок представлялись эдаким потребительским Эльдорадо. Особенно поражал воображение Китай, в 2016 году в считанные месяцы вошедший в Топ-3 основных покупателей российских сладостей.
В 2016 году Россия установила рекорд по объемам поставок сладостей на экспорт в натуральном выражении – всего, по оценкам ЦИКР на основе данных ФТС, на внешние рынки было продано 406 тысяч тонн кондитерских изделий (+6,2% к 2015 году) на сумму $ 898 млн. В 2017 году рекорд предыдущего года был побит, и поставки выросли еще на 5,9%, составив 430,4 тысячи тонн на сумму $ 982 млн. Пока в стоимостном выражении максимума достичь не удалось – исторический рекорд случился раньше, в 2013 году, когда было экспортировано кондитерских изделий на $ 1,18 млрд.
Однако чтобы добиться 30-процентного прироста через 3 года, российским кондитерам надо наращивать внешние поставки на 10% в год. Но есть ли у них такой потенциал роста, если до сих пор этого не происходило?
Между тем уже по итогам 2017 года стало заметно, что динамика экспорта существенно замедляется, сахаристые кондитерские изделия теряют свои позиции, мучные остались практически на уровне предыдущего года и только шоколадные стали основным драйвером позитивных изменений.
Также нельзя сказать, что расширение географии продаж заметно влияет на их увеличение. Кроме Китая в ряду новых заметных стран-покупателей можно выделить только Монголию, которая попала в конец Топ-10 стран, закупавших российские сладости. Остальной перечень основных стран-покупателей остается неизменным на протяжении многих лет. Это все те же Казахстан, Белоруссия, Азербайджан, Киргизия и Таджикистан, а также некоторые страны, вроде Германии или США, где велика диаспора выходцев из стран – бывших республик Советского Союза (именно они, а не местные жители, формируют основной круг потребителей российских кондитерских изделий). Экзотические направления, недавно появившиеся на карте экспортных поставок из России, – Чили, Алжир, Южная Корея и Новая Зеландия – пока покупают очень незначительные объемы, и неизвестно, насколько прочны будут эти экономические связи в будущем. Пока все это выглядит как «проба пера».
Еще один момент – экспортом занимаются преимущественно крупные развитые предприятия. Например, наиболее активны на экспортных направлениях российские производители шоколада – представители самого конкурентного и консолидированного сегмента отечественного кондитерского рынка, в котором на пятерку лидеров (Mars, Mondelez International, Nestle, Холдинг «Объединенные кондитеры» и Ferrero) приходится около 80% внутренних продаж шоколадных изделий в РФ. Всего в 2017 году на экспорт было продано 179,1 тысячи тонн продукции (+16,1%) на сумму $ 531,3 млн. Этот сегмент в 2017 году оказался не только наиболее быстрорастущим, но и наиболее значимым по стоимости по сравнению с другими видами сладостей. За 2 года география поставок российского шоколада расширилась с 50 до 70 стран.
Продажи мучных кондитерских изделий за тот же 2017 год выросли всего на 2,7% – до 199 тысяч тонн на сумму $ 341 млн. А сегмент сахаристых кондитерских изделий и вовсе показал отрицательную динамику – за прошлый год на внешние рынки было продано 52,2 тысячи тонн этого вида сладостей, что на 10,4% меньше, чем в 2016-м.
Основной драйвер и основная же проблема экспортируемых из России сладостей – это то, что они по большей части относятся к невысоким ценовым категориям. То есть за границей востребованы именно дешевые кондитерские изделия и в основном на рынках с невысокой покупательной способностью. В период девальвации рубля эта продукция за пределами России становится более дешевой и, соответственно, более востребованной, тогда как укрепление российской валюты приводит к обратным процессам. По мнению одного из поставщиков российского шоколада на азиатские рынки, покупателей на месте интересует только цена, продукт же может быть практически каким угодно, главное, дешевым. Однако остается надеяться, что, проложив себе дорогу к сердцам и желудкам иностранных потребителей за счет цены, российские сладости смогут расширить свое присутствие и за счет более дорогой продукции. 
С другой стороны, развитые рынки с высокой покупательной способностью не очень-то доступны для российских сладостей из-за множества входных барьеров. Хотя отечественная продукция вполне способна конкурировать не только по цене, но и по качеству. Именно поэтому некоторые российские производители кондитерских изделий выходят на эти рынки, покупая или открывая собственные производственные предприятия.
В 2017 году сложились весьма благоприятные условия для российских кондитеров, одним из которых были низкие цены на основное кондитерское сырье, например на сахар и на какао с его производными. Это также удерживало цены на шоколад в более комфортном для потребителей диапазоне как внутри России, так и за ее пределами. Но уже с марта 2018 года цены на какао перешли к росту из-за снижения прогнозов по новому урожаю. Так что такое конкурентное преимущество российской продукции, как цена, постепенно исчезает. И, скорее всего, это будет означать, что от поставок на экспорт как минимум в ближайший год не стоит ждать взрывной 10-процентной динамики роста в год.
Минсельхоз, курирующий кондитеров, явно заинтересован в наращивании экспорта сладостей. По словам некоторых источников ЦИКРа, в ведомстве намерены поддерживать экспортеров и обсуждают меры поддержки с представителями отрасли, хотя о чем именно идет речь, пока неизвестно. Хочется надеяться, что сложившиеся механизмы, оказавшиеся полезными для других отраслей, смогут найти свое применение и в случае со стимулированием экспорта кондитерских изделий. Такая позиция ведомства кажется логичной. Кондитеры остаются одними из крупнейших потребителей российского сахара, которого в стране производится уже который год с профицитом. При том, что экспорт российского сахара пока остается на невысоком уровне, и, по оценкам отраслевых экспертов из ИКАР, он, вряд ли, превысит 600 тонн в год при производстве на уровне 5,5–6 млн тонн. Тогда как есть целая кондитерская отрасль, которая уже успешна в экспорте, да еще и продает не сырье, а продукцию с более высокой добавленной стоимостью.
С другой стороны, российских кондитеров на внутреннем рынке поджидают далеко не только поощрения – который год там и тут озвучиваются инициативы по введению дополнительной фискальной нагрузки на отрасль в виде пошлин или акцизов на сладкие и жирные продукты. Также предлагается ограничить рекламу сладостей или обезличить упаковку. Отчасти это и мировой тренд, регуляторы многих западных стран озабочены высоким потреблением сахара и сладостей и всерьез намерены как-то влиять на это. Как быстро это веяние придет в Россию, неизвестно, но ожидать, что государство откажется от дополнительного источника доходов, было бы наивно. Так что получается, что у российских кондитеров может и не быть другого выхода, кроме как наращивать продажи за пределами страны.

Елизавета Никитина

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания