troostwijk

world-food
sial
menshen
 

№2/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ…
Обзор российского алкогольного рынка
ВСЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ
Состояние и тенденции развития российского рынка вина
А РЕШАЮЩИЕ МАТЧИ, БЕЗУСЛОВНО, ВПЕРЕДИ
Обзор российского рынка пива

ЧАЙ. КОФЕ
ЧТО ТАКОЕ КОФЕ? ЭТО БОДРОСТЬ
Обзор российского рынка кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
ЧТО БЫВАЕТ, ЕСЛИ НЕ МЕШАЮТ
Российский экспорт кондитерских изделий
ЧТОБЫ НЕ БЫЛО МУЧИТЕЛЬНО ГОРЬКО
Обзор российского рынка шоколадных изделий
Ингредиенты для инновационных продуктов

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
КРУТИТСЯ-ВЕРТИТСЯ КУРИЦА-ГРИЛЬ…
Обзор российского рынка мяса

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НАКАТИМ ПО 200?
Обзор российского рынка молочной продукции
ECOLEAN— позвольте вашему продукту побеждать каждый день!

КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
СГУЩЕННОЙ СТРАСТЬЮ ОДЕРЖИМЫ!
Обзор российского рынка сгущенного молока

ТОРГОВЛЯ
НА ЛИНИИ ОГНЯ БОЛЬШИЕ ГОРОДА
Российский продуктовый ретейл

ВЫСТАВКИ
25-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2018»
3-я международная выставка индустрии напитков Beviale Moscow
16-я международная выставка «Молочная и мясная индустрия»
8-я международная выставка технологий для пищевой отрасли и индустрии напитков Anuga FoodTec-2018
26-я международная специализированная выставка «Упаковка-2018»
21-я международная специализированная выставка пластмасс и каучуков «Интерпластика-2018»


БРЕНДИНГ
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Собственные торговые марки на российском рынке


ЧТОБЫ НЕ БЫЛО МУЧИТЕЛЬНО ГОРЬКО

Обзор российского рынка шоколадных изделий

Исследования компании «Маркет Аналитика»

Согласно анализу данных официальной статистики, наиболее емким сегментом отечественного кондитерского рынка является сегмент мучных изделий (включая торты и пирожные), на долю которых приходится 50,2% от общего объема рынка в натуральном выражении (рис. 1). На сахаристые кондитерские изделия приходится 30,2%, а наименьшую долю занимают шоколадные изделия – 19,6%.

ris.1

Шоколадные кондитерские изделия отличают более высокие цены по сравнению с мучными или сахаристыми кондитерскими изделиями. Так, в январе 2018 года средняя цена шоколада составляла 832,7 рубля за килограмм, а цена шоколадных конфет – 593,17 рубля.
Объем рынка шоколадных и сахаристых кондитерских изделий, по итогам 2017 года, составил 1755 тысяч тонн (+3,1% к показателю 2016-го), при этом доля импортной продукции на рынке с 2012 года упала почти в 2 раза – с 16,9% до 8,8%.
Рост рынка связан в первую очередь с увеличением объемов производства. По данным Росстата, в 2017 году, после небольшого спада в 2015-м, производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий продолжило тенденцию роста и увеличилось на 1,9% до 1,83 млн тонн (рис. 2). С 2011 года объем производства шоколада и сахаристых кондитерских изделий вырос на 19%.

ris.2

В 2016 году производство шоколада и продуктов, содержащих какао, упакованных, без добавок и начинки, составило 36,9 тысячи тонн (+4,4% к 2015 году). Производство шоколада и упакованных пищевых продуктов, содержащих какао, без начинки, но с добавками, за тот же период выросло на 9,5% по сравнению с 2015 годом и составило 58,9 тысячи тонн. Выпуск шоколадных конфет увеличился на 4,7%, составив 448,1 тысячи тонн, в том числе производство конфет с алкоголем снизилось на 14,2%, а производство прочих конфет выросло на 6,5%.
Лидером в производстве шоколада и сахаристых кондитерских изделий является Центральный федеральный округ, на долю которого приходится 53,6% от общего объема выпущенной в 2017 году продукции. Доля Центрального ФО несколько снизилась за последние 8 лет – с 57% в 2012 году до 53,6% в 2017-м. Далее следует Приволжский ФО с долей 20,2%. Стоит отметить, что структура производства характерна для большинства сегментов продуктов питания и обусловлена концентрацией населения по федеральным округам России.
Прирост производства, по итогам 2017 года, был отмечен в Центральном, Южном, Приволжском и Уральском округах. Снижение производства зафиксировано в Сибирском, Северо-Кавказском и Дальневосточном округах.
Что касается импорта шоколада и сахаристых изделий в Россию в 2017 году, то его объем составил 88 тысяч тонн, что на 17% выше уровня 2016 года (76 тысяч тонн).
По итогам 2017 года ключевыми странами–экспортерами шоколадных кондитерских изделий на российский рынок в натуральном выражении стали Германия (23%), Белоруссия (20,4%), Италия (10,5%) и Польша (9,2%), на долю которых в совокупности пришлось 63% импорта.
Россия поставляет шоколадные кондитерские изделия почти в 40 стран мира (табл. 1). В 2017 году экспорт шоколадных изделий практически достиг уровня 2013-го – 163 тысячи тонн (+4% к 2016 году). В денежном выражении экспорт увеличился по сравнению с 2016 годом – до $ 481 млн (+1%).

tab.1

Основными покупателями отечественных шоколадных кондитерских изделий являются Казахстан (21,3%), Китай (10,7%), Белоруссия (10,9%) и Киргизия (7,5%), на долю которых приходится половина российского экспорта в натуральном и денежном выражении.
Еще недавно рынок шоколадных изделий переживал кризис, снижение доходов населения сдерживало потребление шоколада. В настоящее время уровень потребления кондитерских изделий в России приближается к максимальному.
В 2017 году объем потребления кондитерских изделий в стране составил около 24,07 килограмма на человека в год (+4,6% к 2016 году). Динамика данного показателя демонстрирует рост удельного потребления как в общем объеме, так и по видам кондитерских изделий.
По мнению экспертов, потребление сладостей в целом стало резко расти со второй половины 2017 года. Это связано в основном с улучшением потребительских настроений, замедлением темпов роста цен на сладкое до уровня ниже продовольственной инфляции.
Наиболее высокими темпами в 2017 году росло потребление шоколадных кондитерских изделий, причем выше прогнозных ожиданий – до 5 килограммов в год на человека против 4,5 килограмма в конце 2016 года (рис. 3). Шоколадные кондитерские изделия остаются одними из наиболее любимых видов сладостей, после почти двух лет экономии потребители стали возвращаться к своим прежним привычкам и увеличивать расходы на эти виды кондитерских изделий. Существенно на ситуацию повлиял предновогодний сезон, во время которого отмечался резкий скачок спроса и ажиотаж вокруг шоколадных кондитерских изделий, что влияет в целом на итоги года. При этом самыми потребляемыми видами сладостей по-прежнему являются печенье, вафли и пряники.

ris.3

Наиболее динамичными категориями рынка шоколадных изделий остаются продукты, ориентированные на детей, в первую очередь это шоколад с игрушками. Также отмечается растущая популярность шоколадных батончиков.
Тенденцией последних лет стало увеличение интереса россиян к здоровому образу жизни и «правильному питанию». Поэтому тренд натуральности и здорового питания – один из основных и наиболее перспективных на кондитерском рынке. Многие производители в связи с этим считают выпуск функциональных кондитерских изделий стратегическим направлением развития. Помимо этого интерес потребителей к полезным сладостям оказывает влияние на каналы сбыта. Так, например, у посетителей фитнес-клубов популярны низкокалорийные конфеты и протеиновые батончики с шоколадом.

Татьяна Евдокимова,
компания «Маркет Аналитика»




Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания