текущий номер

nika
wolf
tauras-plast
XXI специализированная выставка продуктов питания «Продукты питания - 2019»
XXIII международная выставка напитков «Напитки - 2019»
XХVIII Международный форум. «Пиво - 2019»
horeca
 

№2/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ…
Обзор российского алкогольного рынка
ВСЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ
Состояние и тенденции развития российского рынка вина
А РЕШАЮЩИЕ МАТЧИ, БЕЗУСЛОВНО, ВПЕРЕДИ
Обзор российского рынка пива

ЧАЙ. КОФЕ
ЧТО ТАКОЕ КОФЕ? ЭТО БОДРОСТЬ
Обзор российского рынка кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
ЧТО БЫВАЕТ, ЕСЛИ НЕ МЕШАЮТ
Российский экспорт кондитерских изделий
ЧТОБЫ НЕ БЫЛО МУЧИТЕЛЬНО ГОРЬКО
Обзор российского рынка шоколадных изделий
Ингредиенты для инновационных продуктов

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
КРУТИТСЯ-ВЕРТИТСЯ КУРИЦА-ГРИЛЬ…
Обзор российского рынка мяса

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НАКАТИМ ПО 200?
Обзор российского рынка молочной продукции
ECOLEAN— позвольте вашему продукту побеждать каждый день!

КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
СГУЩЕННОЙ СТРАСТЬЮ ОДЕРЖИМЫ!
Обзор российского рынка сгущенного молока

ТОРГОВЛЯ
НА ЛИНИИ ОГНЯ БОЛЬШИЕ ГОРОДА
Российский продуктовый ретейл

ВЫСТАВКИ
25-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2018»
3-я международная выставка индустрии напитков Beviale Moscow
16-я международная выставка «Молочная и мясная индустрия»
8-я международная выставка технологий для пищевой отрасли и индустрии напитков Anuga FoodTec-2018
26-я международная специализированная выставка «Упаковка-2018»
21-я международная специализированная выставка пластмасс и каучуков «Интерпластика-2018»


БРЕНДИНГ
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Собственные торговые марки на российском рынке


НАКАТИМ ПО 200?

Обзор российского рынка молочной продукции

Исследования консалтинговой компании «Форсайт 24»

ПОТРЕБЛЕНИЕ
Потребление молока и молочных продуктов в России ежегодно снижается, что обусловлено целым рядом причин.
Кризисные явления в экономике, а также введение санкций способствовали росту стоимости молочной продукции, особенно в сегментах сыров и функциональной молочной продукции.
Уменьшение потребления в натуральном выражении происходит за счет продукции в новых видах упаковки, позволяющих сократить разовую покупку или потребление, – например, кефир в упаковке 0,2 литра вместо литровой упаковки.
Стоит отметить, что потребление молока и молочной продукции в Санкт-Петербурге и Ленинградской области существенно выше, чем в Москве и Московской области. Среди причин – более развитое сельское хозяйство в Ленинградской области (при меньшей численности населения региона), развитие фермерства и сетей магазинов фермерской продукции, наличие сильных региональных производителей, а также близость к Финляндии, традиционно славящейся своей продукцией, которая теперь производится и в России.
Потребление в регионах-донорах, имеющих молочную сельскохозяйственную специализацию, не является лидирующим по объемам. Во многом это связано с тем, что в них велика доля домашнего производства молока и молочной продукции. Например, в Ростовской области на хозяйства населения приходится почти 85% объемов производства сырого молока, в Татарстане – 32%, а в Новосибирской области – 23%. Также значительный объем продукции идет в регионы, где есть дефицит сырья (сырого молока) и продуктов его переработки.
Динамика потребления молочных продуктов на душу населения представлена в таблице 1. Для сравнения показаны значения по РФ в целом и регионам, где расположены крупнейшие российские города.

tab.1

На покупку молока и молочной продукции в третьем квартале 2017 года приходилось 5,2% всех расходов россиян (аналогичный показатель был отмечен в 2016 году). Есть различие в потреблении молока в городе и сельской местности: по данным Росстата, траты в этих типах поселений составляют, соответственно, 5,1 и 5,9%. При этом наличие детей в семьях практически не влияет на потребление молока и молочной продукции, поскольку это массовые товары. Уменьшение структурной доли затрат на молочную продукцию связано с ростом доли затрат на приобретение непродовольственных товаров (транспортные средства, мебель и домашнее оборудование), рынки которых медленно восстанавливаются после кризиса.
Говоря о распределении потребления молока по группам населения с разным уровнем дохода, можно отметить существенное снижение доли затрат при росте уровня доходов. В первой (наименее обеспеченной) группе на эту продукцию приходилось 8% расходов, а в десятой (наиболее обеспеченной) – 3,1%. Это связано с тем, что молоко и молочные продукты потребляются всеми слоями населения и являются относительно недорогой и доступной для всех продукцией.
Данные о доле затрат на молоко и молочную продукцию в общей сумме затрат на продукты питания позволяют говорить о том, что наибольшая структурная доля приходится на регионы с наиболее высоким уровнем цен и объемом потребления молока.

ПРОИЗВОДСТВО
Производство всех видов молочной продукции, кроме молока, в период с 2016-го по 2017 год демонстрировало рост, при этом падение по выпуску молока было минимальным (табл. 2). По этой причине растет и экспорт продукции, который компенсирует снижающееся внутреннее потребление молока и молочной продукции при росте объемов производства.

tab.2


ЭКСПОРТ
Экспорт молочной продукции медленно восстанавливается после существенного падения в 2015 году (табл. 3).

tab.3

Происходит изменение структуры экспорта в стоимостном выражении (рис. 1). Рост структурной доли демонстрируют следующие категории: «сыры и творог» (+1,2 п.п. за 2014–2017 годы) и «молоко и сливки» (+5,6 п.п.). Это обусловлено падением долей йогурта, кефира и других ферментированных продуктов (-0,8 п.п.), а также молока и сливок сгущенных (-7,6 п.п.).

ris.1

В категории несгущенных молока и сливок основной объем экспорта в 2017 году приходился на продукцию с содержанием жира более 1%, но менее 6% (75,9%), а также на продукцию с содержанием жира более 10% (13,8%). Крупнейшими странами–импортерами несгущенных молока и сливок в прошлом году стали Украина (45,5%), Казахстан (31,7%), Белоруссия (6,9%) и Абхазия (6,6%).
В 2017 году в структуре экспорта сгущенных сливок и молока продукция с содержанием жира не более 1,5% занимала долю в 12,8%, а с содержанием жира более 1,5% – 6,8%. На молоко и сливки прочие с жирностью более 1,5% приходилось 0,5%. Доля молока и сливок сгущенных без добавления сахара, с прочей жирностью составляла 23,3% экспортных поставок, а на прочее молоко и сливки сгущенные с добавлением сахара приходилось 56,6%. В основном сгущенные молоко и сливки поставлялись в нашу страну из Казахстана (66,8%), с Украины (13,4%) и из Белоруссии (6%).
В категории «йогурт, кефир и другие ферментированные продукты» экспорт распределился следующим образом: йогурты – 20,5%; прочая молочная продукция, неароматизированная или ароматизированная, с сахаром или без добавления сахара, с добавлением фруктов или без добавления фруктов, орехов или какао – 79,5%.Основные страны–импортеры продукции данной категории – это Казахстан (33,7%), Белоруссия (15,5%) и Украина (8,7%).
В категории молочной сыворотки основные объемы поставок приходились на сыворотку молочную, сгущенную или нет, с добавлением сахара или без (65,7%). Прочие молочные продукты с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ занимали долю в 34,3% экспорта. Импортная молочная сыворотка в РФ в основном поступала из Казахстана (45,5%), с Украины (33,3%) и из Белоруссии (10,1%).
В категории «сливочное масло» в 2017 году наибольшие объемы составляло натуральное сливочное масло (78%). На молочные пасты и прочие молочные жиры приходилось, соответственно, 15 и 7% поставок. Основные страны–импортеры продуктов данной категории – это Казахстан (49,2%) и Украина (37,1%).
В категории «сыры и творог» наибольшие доли импорта приходились на плавленые сыры, нетертые и не в порошке (42,9%), а также на сыры молодые (недозрелые или невыдержанные) и творог (39,1%). В поставках этой продукции лидировали Казахстан (49,2%), Белоруссия (15,2%) и Украина (12,5%).

ИМПОРТ
Сокращение импорта произошло по всем видам молочной продукции, что связано с последствием введения санкций и реализацией программы импортозамещения (табл. 4). Наибольшее падение за период с 2014-го по 2017 год было выявлено у сыров и творога (-47,8%), молока и сливок (-40,6%), а также молочной сыворотки (-36,9%).
Структура импорта в 2014–2017 годах претерпела определенные изменения (рис. 2). Как видно, за анализируемый период прежде всего произошло сокращение структурной доли сыров и творога (-6,4 п.п. за 2014–2017 годы), которые традиционно в большом объеме поставлялись в Россию. За счет этого изменения своих структурных долей показали остальные виды молочной продукции.

ris.2

Сравнивая структуры экспорта и импорта можно сделать вывод о том, что позиции России наиболее сильны в экспорте йогуртов, кефира, сыров, творога, и других ферментированных продуктов, а основные объемы импорта приходятся на сыры и творог, сливочное масло и молоко, сливки сгущенные. Важно учесть, что при расчете импорта учитываются данные ввоза продукции, произведенной на зарубежных площадках мировых лидеров рынка, представленных также в виде российского локализованного производства, и продукция, ввозимая в РФ для дальнейшей перепродажи.
В категории «молоко и сливки несгущенные» в 2017 году основные поставки в денежном выражении приходились на молоко и сливки несгущенные с содержанием жира более 1%, но менее 6% (57,7%) и молоко и сливки с содержанием жира более 10% (38,8%). Крупнейшим поставщиком этой продукции стала Белоруссия, на долю которой приходилось 93,3% импорта.
Основной объем импорта молока и сливок сгущенных приходился на продукцию с содержанием жира не более 1,5% (54,3%), а доля продукции с содержанием жира более 1,5% составляла 29,6%. Основные страны–экспортеры сгущенных молока и сливок – Белоруссия (73,4%), Уругвай (7,4%) и Аргентина (5,5%).
В категории «йогурт, кефир и другие ферментированные продукты» в 2017 году на йогурты приходилось 14,4% импорта. Доля импорта прочей молочной продукции, неароматизированной или ароматизированной, с сахаром или без добавления сахара, с добавлением фруктов или без добавления фруктов, орехов или какао, составила 85,6%. Крупнейшим экспортером данной продукции в 2017 году стала Белоруссия (95,9%).
В категории молочной сыворотки основные поставки приходились на сыворотку молочную, сгущенную или нет, с добавлением сахара или без (86,6%). Прочие молочные продукты с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ занимали 13,4% импорта. Крупнейшие поставки молочной сыворотки в нашу страну осуществляла Белоруссия (75,9%). Значительные доли принадлежали также Аргентине (13%) и Новой Зеландии (6,6%).
В категории сливочного масла основной объем импорта составляло натуральное сливочное масло (89,9%). Молочные пасты занимали 1,7% поставок, а прочие молочные жиры – 8,3%. Ведущими поставщиками данной продукции стали Белоруссия (72,2%) и Новая Зеландия (18%).
В категории «сыры и творог» наибольшие доли приходились на сыры молодые (недозрелые или невыдержанные) и творог (15,9%), а также на прочие сыры (42,9%). Экспортировалась данная продукция в основном из Белоруссии (23,2%), с Украины (14,5%), из Нидерландов (13%), Германии (8,9%), Литвы (7,5%) и Финляндии (7,5%).
Таким образом, основной объем экспорта молочной продукции из России приходится на страны бывшего СССР, а импорта – на Белоруссию. Доли остальных стран невелики в силу санкционных ограничений.
Исследование позволило сделать следующие выводы.
Потребление молока на душу населения сокращается, что связано, прежде всего, с изменением моделей потребительского поведения – например, смещение спроса с кефира или молока на йогурты, упаковка которых значительно меньше, а также отказ от потребления некоторых видов продукции после их исчезновения из магазинов под влиянием санкций. К сожалению, по некоторым видам молочной продукции российские аналоги пока существенно уступают (например, сыры).
Санкции и реализация программы импортозамещения привели к существенному изменению объемов импорта и экспорта молочной продукции. На фоне падения объемов ввозимой продукции при одновременном развитии внутреннего производства российская молочная промышленность начала увеличивать объемы экспортных поставок не только в страны бывшего СССР, на которые приходится основой объем экспорта, но и в другие страны (Монголия, Китай, ОАЭ и другие). Основной объем импорта молочной продукции сегодня приходится на Белоруссию. Можно ожидать, что такая ситуация сохранится в ближайшие 2–3 года. Развитие молочной промышленности при поддержке государства и при необходимости обеспечения внутреннего потребления будет стимулировать рост экспорта и продолжающееся снижение импортозависимости России по данной группе продуктов питания.

Елена Пономарева,
к.э.н., член Гильдии маркетологов,
управляющий партнер консалтинговой компании «Форсайт 24»

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания