rosupack
world-food
euromonitor
sial
beer_sochi2018
rosexpokrym
 

№2/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ…
Обзор российского алкогольного рынка
ВСЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ
Состояние и тенденции развития российского рынка вина
А РЕШАЮЩИЕ МАТЧИ, БЕЗУСЛОВНО, ВПЕРЕДИ
Обзор российского рынка пива

ЧАЙ. КОФЕ
ЧТО ТАКОЕ КОФЕ? ЭТО БОДРОСТЬ
Обзор российского рынка кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
ЧТО БЫВАЕТ, ЕСЛИ НЕ МЕШАЮТ
Российский экспорт кондитерских изделий
ЧТОБЫ НЕ БЫЛО МУЧИТЕЛЬНО ГОРЬКО
Обзор российского рынка шоколадных изделий
Ингредиенты для инновационных продуктов

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
КРУТИТСЯ-ВЕРТИТСЯ КУРИЦА-ГРИЛЬ…
Обзор российского рынка мяса

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НАКАТИМ ПО 200?
Обзор российского рынка молочной продукции
ECOLEAN— позвольте вашему продукту побеждать каждый день!

КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
СГУЩЕННОЙ СТРАСТЬЮ ОДЕРЖИМЫ!
Обзор российского рынка сгущенного молока

ТОРГОВЛЯ
НА ЛИНИИ ОГНЯ БОЛЬШИЕ ГОРОДА
Российский продуктовый ретейл

ВЫСТАВКИ
25-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2018»
3-я международная выставка индустрии напитков Beviale Moscow
16-я международная выставка «Молочная и мясная индустрия»
8-я международная выставка технологий для пищевой отрасли и индустрии напитков Anuga FoodTec-2018
26-я международная специализированная выставка «Упаковка-2018»
21-я международная специализированная выставка пластмасс и каучуков «Интерпластика-2018»


БРЕНДИНГ
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Собственные торговые марки на российском рынке


НА ЛИНИИ ОГНЯ БОЛЬШИЕ ГОРОДА

Российский продуктовый ретейл

Исследования компании «РБК Исследования рынков»

После двухлетнего перерыва в 2017 году российская продуктовая розница начала расти: ожидается, что прирост по итогам года составит около 1,2% (рис. 1). Однако пока рост нельзя назвать устойчивым – продолжающееся падение реальных доходов населения по-прежнему негативно влияет на потенциал развития розничной торговли. Минэкономразвития пока оказывает лишь вербальную поддержку реальным доходам, но предполагаемая индексация социальных выплат в 2018 году должна улучшить ситуацию.

ris.1

В 2017 году, судя по данным социологических опросов, потребительская модель россиян по-прежнему предполагает высокую склонность к сбережениям (правда, большая часть населения не может увеличивать накопления из-за значительных трат на продукты питания и товары первой необходимости). Это также оказывает давление на развитие рынка и предопределяет ряд особенностей, характерных для российской розничной торговли. Аналитиками «РБК Исследования рынков» были проанализированы ключевые тренды отечественного рынка продуктовой розницы в 2016–2017 годах.
Продуктовый ретейл вновь начал расти: впервые с 2013 года темпы роста в реальном выражении будут положительными. Однако это происходит на фоне статистических парадоксов, связанных с сокращением реальных доходов населения. Рост зарплат не может считаться устойчивым, в том числе и по причине отсутствия в планах Минэкономразвития и Минфина серьезного повышения социальных выплат, пенсий и зарплат бюджетникам. Подобная политика объясняется несколькими факторами, главные из которых – бюджетный дефицит и необходимость сдерживания инфляции.
Среди ключевых трендов – продолжающаяся консолидация рынка. Доля 10 крупнейших сетевых ретейлеров в обороте розничной торговли продуктами питания в 2017 году будет близка к 30%, а дальнейшая экспансия сетей в регионы приводит к закрытию региональных игроков и увеличению доли крупнейших федеральных сетей (рис. 2). X5 Retail Group и «Лента» в 2017 году были активны на рынке слияний и поглощений. Попытки совершения сделок M&A были и у «Магнита». Несетевая розница продолжила сокращать свою долю в структуре оборота розничной торговли.

ris.2

Не все ретейлеры из Топ-10 чувствовали себя одинаково хорошо в 2017 году: наиболее высокие темпы роста, по итогам 2017 года, были продемонстрированы лидером рынка – X5 Retail Group (рис. 3). Компания открыла более 2,9 тысячи магазинов, а темпы роста выручки составили 25,5%. Высокие темпы роста и у крупнейшего оператора гипермаркетов «Ленты» – по итогам года, они превысили 19%. При этом было открыто свыше 80 новых магазинов (крупноформатные магазины – гипермаркеты и супермаркеты). Двузначный рост выручки также характерен для сети «Красное и белое»: за год открыто более 1300 магазинов, а темпы роста выручки – более 40%.

ris.3

Выручка «Магнита», по итогам года, выросла на 6,4%. Минимальный рост выручки, судя по данным за первое полугодие, покажет «Ашан». Практически не изменилась выручка в рублях у Metro Cash & Carry. «О’кей» вырос всего на 1,1%, а «Дикси» сократил выручку на 9%.
Продолжается географическая экспансия крупнейших сетей России. Ведущие федеральные ретейлеры продолжили увеличивать число магазинов за Уралом и в Сибири. Так, в 2017 году X5 Retail Group открыла первые магазины в ЯНАО, Алтайском крае и других регионах, а в первой половине 2018 года планируется выход на рынок Томской области. «Лента» продолжила наращивать присутствие в Сибири, в том числе, за счет покупки супермаркетов ГК «Холидей». На Урале и в Сибири наращивали число точек «Верный», «Магнит» (начал открывать магазины у дома в г. Красноярске) и другие. С другой стороны, сибирские ретейлеры «Светофор» и «Ярче!» в прошлом году вышли на столичный рынок, а сеть «Красное и белое» активно развивается в Санкт-Петербурге, Южном ФО и других регионах.
Происходит технологизация ретейла: увеличение масштабов работы розничных продуктовых сетей и внедрение онлайн-касс привели к необходимости серьезных инвестиций в IT-технологии. Так, доля затрат на IT у крупнейшего российского ретейлера X5 Retail Group в 2017 году достигла 10%. Использование «больших данных», распознавание лиц, безопасность, контроль за наличием продуктов, кассы самообслуживания, работа логистических центров, онлайн-кассы и электронный документооборот с поставщиками – не исчерпывающий список применения технологий в современном ретейле. Безусловно, интерес к IT подогревается и открытием ретейлерами интернет-магазинов. Так, в 2017 году свои интернет-магазины открыли «Перекресток» и «Глобус», торговлю продуктами категории fresh запустил Ozon, а об интересе к интернет-торговле говорили в «Ашане» и других сетях.
Ретейлеры все активнее сотрудничают со стартапами и даже создают собственные инкубаторы: постепенно розничная торговля становится одним из наиболее технологичных секторов российской экономики.
Также в ряду ключевых трендов стоит отметить «дискаунтеризацию» региональных рынков. Продолжающееся падение реальных доходов населения и активное развитие федеральных сетей приводят к вынужденному уходу региональных сетей в сегмент «жестких» и «мягких» дискаунтеров, продуктовых рынков и прочего. Потребители, вынужденные экономить из-за падения доходов и роста цен на продукты питания, все чаще выбирают дискаунтеры в качестве основных магазинов для приобретения продуктов питания. 
Крупные сибирские ретейлеры с конца 2014 года активно развивают дискаунтеры, а красноярский «Светофор», вышедший на рынок Москвы и МО в 2017 году, продолжает активно наращивать количество точек и увеличивать выручку, входя в список 20 крупнейших сетей России.
Наконец, одним из главных трендов последних лет стало появление в рамках СТМ кулинарных производств полного цикла. И если раньше подобные отделы кулинарии чаще всего были уделом крупных премиальных сетей или гипермаркетов, то сейчас точки общественного питания встречаются и в небольших магазинах у дома, и в сетях, чья аудитория не является премиальной («Ярче!», «Я любимый» и другие). Работа точек общественного питания в магазинах организована по-разному: часто крупные ретейлеры создают фабрики-кухни, откуда доставляется товар по торговым точкам («Азбука вкуса»), у некоторых сетей производство происходит непосредственно на территории торговой точки (гипермаркеты или магазины у дома с малым ассортиментом). Настоящие фуд-корты создаются крупнейшими сетевыми гипермаркетами в рамках своих магазинов (например, «Глобус»).

Максим Боровиков,
руководитель аналитической группы
«РБК Исследования рынков»




Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания