текущий номер

nika
wolf
tauras-plast
XXI специализированная выставка продуктов питания «Продукты питания - 2019»
XXIII международная выставка напитков «Напитки - 2019»
XХVIII Международный форум. «Пиво - 2019»
horeca
 

№4/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ВНИЗ ПО МАТУШКЕ ПО ВОДКЕ
Российский ретейл алкогольных напитков
НАКРЫВАЕТ ЗДОРОВОЙ ВОЛНОЙ
Обзор рынка здоровых напитков в Восточной Европе
Я ПИЛ СВОБОДНО, НЕ ГЛОТАЯ, ВЫСОКО ГОЛОВУ ПОДНЯВ
Обзор российского рынка соков

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
КОГДА КОНФЕТЫ КОНЧАЮТСЯ, ОЧЕНЬ ВСЕ ОГОРЧАЮТСЯ
Обзор российского рынка сахаристых кондитерских изделий
ВРЕМЯ Z. Новые веяния кондитерского рынка
POUCHUG™: В объятиях бренда

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
О МЯСЕ – ТОЛЬКО ХОРОШО
Обзор российского рынка мясной продукции

МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
МЕНЬШЕ ТРАНС-ИЗОМЕРОВ В РОССИЙСКИЙ МАРГАРИН!
Обзор российского рынка маргарина и специальных жиров

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НЕИСПОВЕДИМЫ СЫРНЫЕ ПУТИ…
Обзор российского рынка молочной продукции
МОРОЖЕНОЕ ИЗ СИРЕНИ! БЕКОНА, И ПЕРЦА, И ПИВА!
Обзор российского рынка мороженого

БАКАЛЕЯ
В КАСТРЮЛЕ КИПЕЛА, ВОРЧАЛА, ПЫХТЕЛА
Обзор внешнеторгового рынка круп*

ТОРГОВЛЯ
РАСКИНУЛИСЬ СЕТИ ШИРОКО
Обзор российского рынка продуктового ретейла

УПАКОВКА
ВЕДРА ВАРЕНЬЯ, БОЧКИ ПОРТВЕЙНА
Обзор российского рынка упаковки для жидких и вязких пищевых продуктов
ПЛАСТИК, ДЕРЕВО, БУМАГА
Тенденции на российском рынке упаковки

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ОКУНЕМСЯ, БЫЛА НЕ БЫЛА, В РЕСТОРАННУЮ ЖИЗНЬ УДАЛУЮ!
Российский рынок сетей общественного питания

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ПО ШПАЛАМ, ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ…
Рынок лизинга в России

ВЫСТАВКИ
19-я международная выставка продуктов питания CIBUS
22-я международная выставка продуктов питания и напитков InterFood St. Petersburg
27-й международный форум «Пиво-2018»

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


ВНИЗ ПО МАТУШКЕ ПО ВОДКЕ

Российский ретейл алкогольных напитков

Исследования компании «РБК Исследования рынков»

Специалисты «РБК Исследования рынков» подготовили комплексное исследование российского рынка алкогольной розницы. В ходе исследования аналитики проанализировали развитие более 650 специализированных сетей, работающих на рынке алкогольного ретейла России. В статье приводятся основные показатели и тенденции развития рынка.
Розничная торговля продуктами питания начала расти, а доля алкоголя в рознице продолжила сокращаться. По данным Росстата, в 2017 году оборот розничной торговли продуктами питания в реальном выражении вырос незначительно – на 0,2% (рис. 1).

ris.1

Однако даже столь минимальный рост наблюдается впервые с 2013 года, когда розничная торговля продуктами питания увеличилась на 2,6%. Высокие темпы роста, характерные для докризисного периода 2006–2008 годов, пока остаются недосягаемыми: продолжающееся падение доходов населения и отсутствие планов Минэкономразвития и Минфина, нацеленных на увеличение социальных выплат, делают практически нереальными темпы роста оборота розничной торговли выше 10%.
Развитие продуктовой розницы, повышение доходов населения и другие факторы продолжают оказывать влияние на структуру розничных продаж продуктов питания. Так, по оценке «РБК Исследования рынков», в 2017 году на алкогольные напитки и пиво пришлось лишь 14% оборота розничной торговли продуктами питания (рис. 2). Алкогольные напитки и пиво остаются одной из наиболее крупных категорий, рассматриваемых Росстатом, но доля алкогольных напитков в обороте розничной торговли продолжает сокращаться.

ris.2

Оборот розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво, в 2017 году достиг 2 трлн рублей, увеличившись, по оценке «РБК Исследования рынков», на 1,2% в номинальном выражении (рис. 3). Роста оборота розничной торговли алкогольными напитками в реальном выражении не происходит с 2013 года: падение реальных доходов населения, повышение акцизов, введение минимальной стоимости отдельных видов алкогольной продукции и другие факторы удерживали развитие рынка.

ris.3

В реальном выражении объем розничной продажи алкоголя снижается уже 4 года подряд. Однако, согласно оценке «РБК Исследования рынков», в 2017 году объемы продаж алкогольной продукции в реальном выражении практически не сократились: этому способствовали как эффект низкой базы (мощное падение в предыдущие периоды), так и постепенный рост зарплат в реальном выражении.
В ходе подготовки исследования аналитики «РБК Исследования рынков» оценили долю специализированных магазинов в структуре розничных продаж алкогольной продукции. Активное развитие сетевого сегмента розничной торговли продуктами питания привело к сокращению доли несетевой розницы в продажах – как продуктов питания, так и алкоголя. Согласно оценкам «РБК Исследования рынков», в 2017 году доля 10 крупнейших ретейлеров достигла 29% рынка продуктовой розницы, увеличившись еще на 1,7 п.п. Суммарная выручка от продажи алкогольных напитков 10 крупнейших алкогольных ретейлеров в 2017 году достигла, по оценке «РБК Исследования рынков», 258 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 44% (рис. 4).

ris.4

Ключевым фактором увеличения доли алкоголя, реализуемого через сети, является рост крупнейших сетей – «Красного и белого» и «Бристоля». По оценкам «РБК Исследования рынков», доля челябинской сети «Красное и белое» в 2017 году выросла на 45–50%, а нижегородской «Бристоль» – на 60%.
Среди операторов алкогольного рынка выделяют 3 основных типа сетей, осуществляющих свою деятельность в России. Основными критериями выделения сетей являются широта географического охвата и оборот сети (табл. 1).

tab.1

Федеральные сети составляют более половины рынка по количеству точек. Ключевой тенденцией рынка является продолжающееся укрупнение федеральных игроков, которое обеспечивается за счет роста крупнейших федеральных сетей – «Красного и белого», «Бристоля» и, в меньшей степени, «Ароматного мира».
Наибольший уровень потребления крепких алкогольных напитков в абсолютном выражении отмечается в наиболее крупных по количеству жителей субъектах: на Москву с Московской областью приходится 18,8% потребления, на Санкт-Петербург с Ленинградской областью – 6,5%, а на Татарстан, Свердловскую область и Башкирию – соответственно, 3,7, 3,4 и 2,9%.
По удельным показателям потребления крепких алкогольных напитков лидируют дальневосточные и северные регионы: Сахалинская область (14,7 литра на человека), Магаданская область (14 литров), Карелия (12,6 литра), Коми (12,6 литра), Камчатский край (11,4 литра) и Ненецкий АО (11,4 литра).
Согласно прогнозам, подготовленным аналитиками «РБК Исследования рынков», состояние рынка алкогольного ретейла продолжит постепенно улучшаться, однако активное развитие ведущих игроков будет оказывать негативное влияние на локальные и региональные сети.

Максим Боровиков,
руководитель аналитической группы
«РБК Исследования рынков»

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания