текущий номер

nika
wolf
tauras-plast
XXI специализированная выставка продуктов питания «Продукты питания - 2019»
XXIII международная выставка напитков «Напитки - 2019»
XХVIII Международный форум. «Пиво - 2019»
horeca
 

№4/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ВНИЗ ПО МАТУШКЕ ПО ВОДКЕ
Российский ретейл алкогольных напитков
НАКРЫВАЕТ ЗДОРОВОЙ ВОЛНОЙ
Обзор рынка здоровых напитков в Восточной Европе
Я ПИЛ СВОБОДНО, НЕ ГЛОТАЯ, ВЫСОКО ГОЛОВУ ПОДНЯВ
Обзор российского рынка соков

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
КОГДА КОНФЕТЫ КОНЧАЮТСЯ, ОЧЕНЬ ВСЕ ОГОРЧАЮТСЯ
Обзор российского рынка сахаристых кондитерских изделий
ВРЕМЯ Z. Новые веяния кондитерского рынка
POUCHUG™: В объятиях бренда

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
О МЯСЕ – ТОЛЬКО ХОРОШО
Обзор российского рынка мясной продукции

МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
МЕНЬШЕ ТРАНС-ИЗОМЕРОВ В РОССИЙСКИЙ МАРГАРИН!
Обзор российского рынка маргарина и специальных жиров

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НЕИСПОВЕДИМЫ СЫРНЫЕ ПУТИ…
Обзор российского рынка молочной продукции
МОРОЖЕНОЕ ИЗ СИРЕНИ! БЕКОНА, И ПЕРЦА, И ПИВА!
Обзор российского рынка мороженого

БАКАЛЕЯ
В КАСТРЮЛЕ КИПЕЛА, ВОРЧАЛА, ПЫХТЕЛА
Обзор внешнеторгового рынка круп*

ТОРГОВЛЯ
РАСКИНУЛИСЬ СЕТИ ШИРОКО
Обзор российского рынка продуктового ретейла

УПАКОВКА
ВЕДРА ВАРЕНЬЯ, БОЧКИ ПОРТВЕЙНА
Обзор российского рынка упаковки для жидких и вязких пищевых продуктов
ПЛАСТИК, ДЕРЕВО, БУМАГА
Тенденции на российском рынке упаковки

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ОКУНЕМСЯ, БЫЛА НЕ БЫЛА, В РЕСТОРАННУЮ ЖИЗНЬ УДАЛУЮ!
Российский рынок сетей общественного питания

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ПО ШПАЛАМ, ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ…
Рынок лизинга в России

ВЫСТАВКИ
19-я международная выставка продуктов питания CIBUS
22-я международная выставка продуктов питания и напитков InterFood St. Petersburg
27-й международный форум «Пиво-2018»

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


НАКРЫВАЕТ ЗДОРОВОЙ ВОЛНОЙ

Обзор рынка здоровых напитков в Восточной Европе

Исследования компании Euromonitor International

Стремление современного человека к здоровому образу жизни становится все заметнее в его привычках и предпочтениях. Наряду с активными занятиями спортом потребители все больше уделяют внимание качеству потребляемых продуктов питания и напитков. Акцент на полезности и питательной ценности напитков становится неотъемлемой частью ассортимента всех крупных игроков продуктового рынка на мировой арене. Не является исключением и Восточная Европа, где подобные тенденции видоизменяют рынок напитков и где потенциал для его развития далеко не исчерпан.
В 2017 году розничный рынок безалкогольных прохладительных напитков в Восточной Европе зафиксировал рост в 1,6% в натуральном выражении. Такое положение дел стало возможным прежде всего из-за растущих продаж бутилированной воды. Эта категория продемонстрировала рост в 3,5% в натуральном выражении и в своей динамике уступила место только спортивным и энергетическим напиткам. Обусловлено это в первую очередь стремлением потребителей к здоровому питанию и растущим пониманием диетической ценности продуктов в целом. Стоит отметить, что во многих восточноевропейских странах развитие рынка бутилированной воды подстегивается низким качеством водопроводной воды.
В среднем в 2017 году каждый житель восточноевропейского региона выпил 52 литра бутилированной воды, причем более 50% всего объема сгенерировали Россия и Польша. В последней среднедушевое потребление уже выше среднего – 88 литров, тогда как в РФ возможности развития рынка не исчерпаны: в 2017 году в среднем на одного россиянина приходилось только 36 литров бутилированной воды (рис. 1).

ris.1

Условное оздоровление наблюдается и внутри самой категории: выбор потребителя падает на негазированную воду. Так, доля потребления негазированной воды в Восточной Европе стабильно прибавляет в весе, и на сегодняшний день она составляет 49% (рис. 2).

ris.2

Свою лепту в такое положение дел привносит Россия, где исторически высокое потребление газированной воды обусловливалось ее восприятием как продукта с дополнительной ценностью. Меняющиеся потребительские предпочтения, продиктованные растущими знаниями о продуктах, а также стремлением к натуральности и здоровому образу жизни, способствуют более высокой доле негазированной воды на российском рынке – 54% в 2017 году по сравнению с 2012 годом, когда этот показатель составлял 49%.
Современный потребитель особое внимание уделяет напиткам с такими свойствами, как функциональность, наличие полезных добавок и удобство потребления. На этот интерес реагируют игроки рынка, пополняя свой ассортимент водой с содержанием сока, спортивными и функциональными напитками, а также трансформируя упаковку для единовременного употребления.
Увлеченность потребителей активным образом жизни способствует повсеместному росту числа спортклубов. Их растущая популярность и доступность способствуют увеличению числа потребителей, интересующихся специализированным питанием и напитками.
В 2017 году категория спортивных напитков продемонстрировала самую высокую динамику среди всех прохладительных напитков – 16% в натуральном выражении. Это было обусловлено не только низкой базой во всех странах Восточной Европы, но и заметной тенденцией продвижения товаров, удовлетворяющих конкретный спрос (способствование красоте, активному образу жизни, получение дополнительных витаминов). Доступность информации о товарах и высокая заинтересованность потребителя в том, что он покупает, позволяют снизить барьер входа покупателя на этот некогда новый рынок.
Радужные перспективы рисуются и для рынка напитков со сниженным количеством сахара. Озабоченность высоким потреблением белого песка, ожирением и «пустыми калориями» толкает потребителей в Восточной Европе к пересмотру своих предпочтений. Тенденция на снижение потребления сахара неблагоприятно влияет на продажи традиционных лимонадов*, соков и холодного чая (рис. 3). Все эти категории в 2017 году продемонстрировали падение в натуральном выражении.

ris.3

Стоит обратить внимание и на растущий спрос на лимонады-«лайт». В 2017 году розничные продажи лимонадов со вкусом колы и пометкой «лайт» продемонстрировали 2,4% роста в натуральном выражении, что было продиктовано вышеописанным трендом и неплохими результатами обычной колы.
Стремление к снижению сахара производителями напитков происходит не только с подачи потребителей, но и вслед за лидерами рынка. Интернациональные гиганты, такие как Coca-Cola и PepsiCo, решительно настроены на «здоровую волну» и в обозримом будущем нацелены снизить содержание сахара в своей продукции. «Антисахарная» кампания проходит и на уровне политических решений некоторых стран Восточной Европы. В Венгрии налоговый сбор на сахар был введен в 2011 году, и пока это единственная страна Восточной Европы, примкнувшая к данной инициативе. В Эстонии подобные действия властей ожидаются к 2019 году, а в Литве они остаются на стадии обсуждения.
В 2017 году рост розничного рынка прохладительных напитков со сниженным количеством сахара составил 4% в натуральном выражении, что в 2,5 раза превысило рост рынка прохладительных напитков в целом. Несмотря на здоровую динамику, среднедушевое потребление напитков со сниженным количеством сахара все еще остается в зачаточном состоянии в сравнении с положением дел в Западной Европе. Передовой по употреблению такой продукции среди стран Восточной Европы остается Венгрия, где в 2017 году среднестатистическим потребителем было выпито более 14 литров напитков со сниженным количеством сахара. Для сравнения: в России на человека приходилось чуть более литра подобных напитков, а на Украине этот показатель в прошлом году не достиг полулитра.
Растущий интерес к здоровому образу жизни нашел отклик и в таком, на первый взгляд, нездоровом сегменте, как «алкогольные напитки». Наряду с ежегодным сужением алкогольного рынка в Восточной Европе наблюдается укрепление позиций безалкогольного пива. В 2016 году розничные продажи последнего показали прирост на уровне 8,6% в натуральном выражении, тогда как рынок других алкогольных напитков демонстрировал падение на 1,7%.
Стремительному росту рынка безалкогольного пива способствовала синергия нескольких факторов: запрет на рекламу алкогольных напитков и вынужденная мера продвижения одноименной безалкогольной продукции, растущее понимание значимости социальной ответственности и, безусловно, «здоровый тренд». Стоит отметить, что меняется и отношение потребителей к безалкогольному пиву. Если раньше оно воспринималось как низкопробный продукт, то сейчас к нему относятся как к здоровой, качественной и потому выигрышной альтернативе пива с содержанием алкоголя.
Ежегодно в рыночную нишу безалкогольного пива входят новые игроки и бренды. Уже одно это может стать свидетельством перспективности сегмента в ближайшем будущем. Стоит отметить, что доля безалкогольного пива на пивном рынке большинства стран Восточной Европы колеблется в пределах 1–3% в натуральном выражении, исключением является только Словения с долей в 4% (рис. 4). Несмотря на ожидаемый высокий рост в обозримом будущем, «оздоровленная категория» останется скорее нишевым решением, чем повсеместной заменой стандартному продукту.

ris.41

Вовлечение потребителей в здоровый образ жизни в обозримом будущем будет оказывать влияние на рынок напитков со здоровым позиционированием. Стремление потребителей к хорошему самочувствию и внешнему виду будет подпитывать продажи бутилированной воды. Эта категория укрепит свою лидирующую позицию среди прохладительных напитков в Восточной Европе, а ее совокупный средневзвешенный рост в ближайшие 5 лет достигнет 3,5% (рис. 5). Спортивные напитки и функциональная вода будут фиксировать максимальные значения роста, однако из тени своих «больших братьев» они так и не выйдут.

ris.5

Понимание и заинтересованность потребителя в том, что он ест и пьет, будут набирать обороты и далее. Это поспособствует развитию инновационных решений в индустрии напитков и продуктов питания. Все чаще будут появляться продукты-гибриды, совмещающие напиток и легкий перекус. Население больших городов как никогда будет стремиться к натуральности и качеству потребляемой продукции, открывая новые ниши для развития игрокам рынка.

* Включают в себя все лимонады, кроме лимонадов со вкусом колы.

Юлия Полищук,
старший аналитик
компании Euromonitor International

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания