текущий номер

nika
wolf
tauras-plast
XXI специализированная выставка продуктов питания «Продукты питания - 2019»
XXIII международная выставка напитков «Напитки - 2019»
XХVIII Международный форум. «Пиво - 2019»
horeca
 

№4/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ВНИЗ ПО МАТУШКЕ ПО ВОДКЕ
Российский ретейл алкогольных напитков
НАКРЫВАЕТ ЗДОРОВОЙ ВОЛНОЙ
Обзор рынка здоровых напитков в Восточной Европе
Я ПИЛ СВОБОДНО, НЕ ГЛОТАЯ, ВЫСОКО ГОЛОВУ ПОДНЯВ
Обзор российского рынка соков

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
КОГДА КОНФЕТЫ КОНЧАЮТСЯ, ОЧЕНЬ ВСЕ ОГОРЧАЮТСЯ
Обзор российского рынка сахаристых кондитерских изделий
ВРЕМЯ Z. Новые веяния кондитерского рынка
POUCHUG™: В объятиях бренда

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
О МЯСЕ – ТОЛЬКО ХОРОШО
Обзор российского рынка мясной продукции

МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
МЕНЬШЕ ТРАНС-ИЗОМЕРОВ В РОССИЙСКИЙ МАРГАРИН!
Обзор российского рынка маргарина и специальных жиров

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НЕИСПОВЕДИМЫ СЫРНЫЕ ПУТИ…
Обзор российского рынка молочной продукции
МОРОЖЕНОЕ ИЗ СИРЕНИ! БЕКОНА, И ПЕРЦА, И ПИВА!
Обзор российского рынка мороженого

БАКАЛЕЯ
В КАСТРЮЛЕ КИПЕЛА, ВОРЧАЛА, ПЫХТЕЛА
Обзор внешнеторгового рынка круп*

ТОРГОВЛЯ
РАСКИНУЛИСЬ СЕТИ ШИРОКО
Обзор российского рынка продуктового ретейла

УПАКОВКА
ВЕДРА ВАРЕНЬЯ, БОЧКИ ПОРТВЕЙНА
Обзор российского рынка упаковки для жидких и вязких пищевых продуктов
ПЛАСТИК, ДЕРЕВО, БУМАГА
Тенденции на российском рынке упаковки

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ОКУНЕМСЯ, БЫЛА НЕ БЫЛА, В РЕСТОРАННУЮ ЖИЗНЬ УДАЛУЮ!
Российский рынок сетей общественного питания

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ПО ШПАЛАМ, ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ…
Рынок лизинга в России

ВЫСТАВКИ
19-я международная выставка продуктов питания CIBUS
22-я международная выставка продуктов питания и напитков InterFood St. Petersburg
27-й международный форум «Пиво-2018»

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


Я ПИЛ СВОБОДНО, НЕ ГЛОТАЯ, ВЫСОКО ГОЛОВУ ПОДНЯВ

Обзор российского рынка соков

Исследования компании AnalyticResearchGroup

Выпуск соковой продукции в России в последние годы планомерно сокращается: с 2011 года объем выпуска фруктовых и овощных соков почти каждый год демонстрировал спад, за исключением небольшого роста в 2013-м и 2014 годах – соответственно, +3,4% и +0,2% к результатам предыдущих лет (рис. 1).

ris.1

В 2017 году, как показывает статистика, рынок просел почти на треть: российскими предприятиями было выпущено 1,1 млрд условных банок продукции, что на 30,6% меньше по сравнению с результатами 2016 года. Ожидается, что в 2018 году спад объема производства в категории замедлится и составит около 2,4%.
Сокращение объема выпуска продукции на соковом рынке вызвано рядом причин. Во-первых, это снижение покупательской способности, наблюдающееся в течение последних кризисных лет. Участники рынка отмечают, что потребители склонны совершать покупки соков реже и переключаются на более доступные товары-заменители (например, на лимонад и газированную воду). Также негативно на объем выпуска соков влияет рост цен на сырье, вызванный валютными скачками. В связи с тем, что значительная доля сырья для производства соковой продукции завозится в Россию из-за рубежа, падение рубля привело к увеличению себестоимости в отрасли. Немаловажным является и тот факт, что промышленные соки в последние годы получили репутацию нездорового продукта, из-за чего их потребление сократилось. В числе факторов, позитивно влияющих на рынок, – открытие новых производств. Среди новых проектов крупнейших игроков стоит упомянуть запуск двух новых линий на одном из заводов Coca-Cola, расположенном в Санкт-Петербурге (производятся соки и нектары ТМ «Добрый» и «Моя семья»). Мощность выпуска новых линий составила 70 млн упаковок в год; в проект было инвестировано свыше 170 млн рублей.
Рассматривая помесячную динамику объема производства фруктовых и овощных соков с января 2017-го по март 2018 года, можно отметить, что пик производства ожидаемо приходился на осенние месяцы, а более низкие объемы выпуска были характерны для периода с конца зимы до начала лета (рис. 2).

ris.2

В целом за эти 15 месяцев показатель производства соковой продукции изменялся в диапазоне от 137 357,1 тысячи условных банок в октябре 2017 года до 59 671,5 тысячи банок в феврале 2018-го. В марте 2018 года российские заводы произвели 76 171,9 тысячи условных банок соков из фруктов и овощей. Это на четверть (27,7%) больше, чем месяцем ранее, однако по сравнению с мартом 2017 года наблюдался незначительный спад: год назад соков в России было выпущено на 1,3% больше.
Больше всего фруктовых и овощных соков в 2017 году было выпущено в Южном ФО, на который приходилось 43% от общего объема производства. Долю в 33,5% занимал Приволжский ФО, а на третьем месте с долей в 11,7% расположился Центральный ФО. Доля Сибирского ФО в 2017 году составила 7,6%, а на другие федеральные округа совокупно приходилось менее 5%.
При анализе динамики производства по видам соков заметно, что по большинству продуктовых категорий объем выпуска снижается в течение последних лет, а в 2017 году производители сократили выпуск по всем основным видам соков.
Самая популярная товарная категория – яблочный сок – пострадала меньше всего: объем производства этой продукции за год сократился на 39,6%, составив, по итогам 2017 года, 454 329,3 тысячи условных банок. В других категориях негативные тенденции были более заметными: к примеру, производство томатного сока, которое стабильно росло в течение трех лет, в 2016 году сократилось на 36,4%, а в 2017 году – на 55,4%. Наиболее заметную отрицательную динамику в 2017 году продемонстрировал грейпфрутовый сок: напитков этого вида российские производители выпустили на 82,4% меньше, чем годом ранее.
При этом импорт соков в 2017 году в натуральном выражении сократился только по нескольким категориям: например, в категории яблочного сока – на 4,5%, а в категории апельсинового сока – на 7,8%. Статистика показывает, что вырос объем поставок грейпфрутового, томатного и виноградного соков, а наиболее заметную динамику показали категории ананасового сока (+38,5%) и других соков (+63,8%) – это соки из клюквы, груши, тропических плодов, вишни и другие.
Сжатие рынка цитрусовых соков проходит на фоне сокращения потребления, проявляющегося в различных странах мира. На сокращение импортных поставок в Россию прямое влияние оказало снижение урожая апельсинов в Бразилии и ряде других государств.
По словам Алексея Маркова, коммерческого директора компании - импортера премиальных продуктов питания и напитков Lenmix, наблюдается спад спроса на импортируемые яблочные и апельсиновые соки, так как эти вкусы широко представлены российскими производителями. Перспективной нишей на отечественном рынке становятся соки с экзотическими вкусами: черника, киви, ананас, грейпфрут, груша, овощные миксы и другие. Некоторые иностранные производители идут дальше и разрабатывают эксклюзивные вкусы для российского потребителя, что тоже пользуется спросом.
По итогам 2017 года объем импорта соков в Россию в стоимостном выражении составил $ 303 359,6 тысячи, что на 5,8% больше по сравнению с 2016 годом (рис. 3). Экспорт в стоимостном выражении вырос за год более заметно – на 15,3% – и составил $ 35 046,3 тысячи. При этом в 2017 году объем импорта превышал объем экспорта в 8,7 раза.

ris.3

В натуральном выражении разрыв был менее существенным: объем импортных поставок превышал импорт в 3,7 раза. Объем ввоза соков в Россию вырос за год на 4,2%, составив в 2017 году 192 152 тонны, а объем вывоза показал аналогичный прирост, достигнув значения в 52 344,9 тонны.
Основной тренд – это спад импорта в 2015 году и затем дальнейший рост в течение двух лет, с 2016-го по 2017 год. В стоимостном выражении экспорт достиг минимума в 2016 году ($ 30 387,3 тысячи), а в натуральном выражении объем оставался примерно на одном уровне в течение 2015–2017 годов.
В 2018 году прогнозируется небольшое снижение объема ввоза соковой продукции и умеренный рост экспортных поставок. Так, ожидается, что импорт соков из фруктов, овощей и прочих плодов по итогам года составит 165 597,8 тонны, а экспорт – 56 278,5 тонны.
В 2017 году в структуре импорта как в стоимостном, так и в натуральном выражении наибольшие доли занимал яблочный сок – соответственно, 28,7 и 45,8%. Абсолютным лидером по ввозу яблочного сока в Россию является Китай, откуда за год было привезено 52 286 тонн сока данного вида стоимостью $ 50 402,1 тысячи. В Топ-5 стран по импорту в стоимостном выражении также вошли Польша, Узбекистан, Белоруссия и Иран.
Другая популярная категория – апельсиновый сок, объем ввоза которого имел долю в 28% по поставкам в долларах и 18% – по поставкам в тоннах. 
Значительные доли импорта занимают смеси соков (на долю этой категории приходится 11,7 и 9,5%, соответственно, в стоимостном и натуральном выражении), а также виноградный сок (соответственно, 6,7 и 7,6%).
Как и по импортным поставкам, в структуре экспорта в 2017 году в стоимостном и натуральном выражении наибольшие доли занимал яблочный сок – соответственно, 30,3 и 31,3%. При этом больше всего сока данной категории вывозится в Казахстан и Белоруссию. Второй по популярности категорией стали смеси соков. Также среди лидеров – сегмент прочих соков, в который включены продукты, производимые из клюквы, груш, тропических плодов, вишни и другие.
Заметные доли принадлежат томатному соку – 9 и 12,5%, соответственно, в стоимостном и натуральном выражении. Схожий объем по поставкам имеет апельсиновый сок – 10,5% по поставкам в долларах и 8,9% в тоннах. Меньше всего экспортируются соки, производимые из винограда, грейпфрута и ананаса.
В целом, несмотря на ряд положительных тенденций, негативные факторы (проблемы с сырьевой базой, нестабильность валютного курса, снижение покупательской способности россиян) оказывают существенное влияние на российскую соковую отрасль. В отличие от данных Росстата, согласно которым производство соков в 2017 году просело почти на треть, Российский союз производителей соков сообщил о менее существенном снижении рынка в целом (-1,95%, до 2287 млн литров). Сокращение темпов падения произошло во многом благодаря действиям игроков рынка: активному продвижению товаров и торговых марок, расширению ассортиментных линеек. При сохранении негативных тенденций эти шаги будут актуальными для развития рынка и в 2018 году.

Наталья Тетеркина,
аналитик компании
AnalyticResearchGroup

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания