schur

agroprodmash-expo
brau-beviale
sial
menshen
peterfood
 

№4/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ВНИЗ ПО МАТУШКЕ ПО ВОДКЕ
Российский ретейл алкогольных напитков
НАКРЫВАЕТ ЗДОРОВОЙ ВОЛНОЙ
Обзор рынка здоровых напитков в Восточной Европе
Я ПИЛ СВОБОДНО, НЕ ГЛОТАЯ, ВЫСОКО ГОЛОВУ ПОДНЯВ
Обзор российского рынка соков

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
КОГДА КОНФЕТЫ КОНЧАЮТСЯ, ОЧЕНЬ ВСЕ ОГОРЧАЮТСЯ
Обзор российского рынка сахаристых кондитерских изделий
ВРЕМЯ Z. Новые веяния кондитерского рынка
POUCHUG™: В объятиях бренда

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
О МЯСЕ – ТОЛЬКО ХОРОШО
Обзор российского рынка мясной продукции

МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
МЕНЬШЕ ТРАНС-ИЗОМЕРОВ В РОССИЙСКИЙ МАРГАРИН!
Обзор российского рынка маргарина и специальных жиров

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НЕИСПОВЕДИМЫ СЫРНЫЕ ПУТИ…
Обзор российского рынка молочной продукции
МОРОЖЕНОЕ ИЗ СИРЕНИ! БЕКОНА, И ПЕРЦА, И ПИВА!
Обзор российского рынка мороженого

БАКАЛЕЯ
В КАСТРЮЛЕ КИПЕЛА, ВОРЧАЛА, ПЫХТЕЛА
Обзор внешнеторгового рынка круп*

ТОРГОВЛЯ
РАСКИНУЛИСЬ СЕТИ ШИРОКО
Обзор российского рынка продуктового ретейла

УПАКОВКА
ВЕДРА ВАРЕНЬЯ, БОЧКИ ПОРТВЕЙНА
Обзор российского рынка упаковки для жидких и вязких пищевых продуктов
ПЛАСТИК, ДЕРЕВО, БУМАГА
Тенденции на российском рынке упаковки

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ОКУНЕМСЯ, БЫЛА НЕ БЫЛА, В РЕСТОРАННУЮ ЖИЗНЬ УДАЛУЮ!
Российский рынок сетей общественного питания

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ПО ШПАЛАМ, ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ…
Рынок лизинга в России

ВЫСТАВКИ
19-я международная выставка продуктов питания CIBUS
22-я международная выставка продуктов питания и напитков InterFood St. Petersburg
27-й международный форум «Пиво-2018»

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


КОГДА КОНФЕТЫ КОНЧАЮТСЯ, ОЧЕНЬ ВСЕ ОГОРЧАЮТСЯ

Обзор российского рынка сахаристых кондитерских изделий

Исследования Центра исследований кондитерского рынка

Сегмент сахаристых кондитерских изделий, пожалуй, наиболее традиционен и даже консервативен и потому в большей степени ориентирован на внутренний рынок. Но именно в нем рождаются основные тренды, меняющие весь кондитерский рынок в сторону более здорового и ответственного потребления.
Сегмент сахаристых кондитерских изделий второй по величине на отечественном кондитерском рынке и, наверное, самый неоднородный и разноплановый, как по типам представленной в нем продукции, так и по особенностям потребления. Сюда попадают карамель традиционных советских брендов и привнесенный на наш рынок жевательный мармелад, зефир с пастилой и восточные сладости (рис. 1).

ris.1

Основная часть выпускавшейся в СССР кондитерской продукции приходилась на сахаристые изделия, а точнее на леденцы, карамель и ириски – эти сладости могло себе позволить в большинстве своем небогатое население страны. Зефир с пастилой были дефицитом и редкостью, а шоколад и шоколадные конфеты - еще и достаточно дорогой продукцией, в основном доступной только жителям больших городов. Поэтому неудивительно, что в доставшейся нам в наследство системе учета фигурируют только 5 видов шоколадных кондитерских изделий, 2 из которых – конфеты, притом что только одной карамели насчитывается более 12 видов.
Но рынок меняется: с открытием границ российские потребители узнали, насколько велик ассортимент кондитерских изделий – например, зефир и пастила могут быть представлены десятком наименований только в рамках одного магазина. Так что традиционные, привычные еще с советских времен виды сладостей несколько потускнели на фоне кондитерского изобилия, а некоторые из них даже стали терять своих потребителей.
В 2017 году в наибольшей степени сократился сегмент сахаристых кондитерских изделий. Объемы производства этого вида сладостей в России снизились на 3,1%, до 1,07 млн тонн. При том, что в целом объемы выпуска кондитерских изделий в стране выросли на 2,5%, до 3,63 млн тонн. Более того, по итогам 2017 года, уменьшились поставки сахаристых кондитерских изделий на экспорт – на 10,4%, до 52,2 тысячи тонн. Хотя надо заметить, что объемы вывоза сахаристых изделий на экспорт никогда не шли в сравнение с поставками мучных и шоколадных кондитерских изделий. В целом же экспорт всех видов кондитерских изделий в прошлом году вырос на 5,9%, до 430,4 тысячи тонн. Уже с 2018 года стал сокращаться и импорт сахаристых изделий – на 7,7%, до 4,7 тысячи тонн за январь-февраль 2018 года по отношению к аналогичному периоду 2017 года. Помимо прочего также снижается потребление всех видов сахаристых кондитерских изделий в целом по России: в сумме в 2015 году этот показатель составлял 8,21 килограмма на человека в год, а в 2017-м – уже 7,9 килограмма.
Что же, собственно, происходит? И можно ли в целом говорить об охлаждении интереса российских потребителей к сахаристым кондитерским изделиям и о переходе на другие виды сладостей?
Ответ на этот вопрос неоднозначен. Все дело в очень широком многообразии сегмента сахаристых кондитерских изделий. Например, потребление карамели действительно снижается: в 2017 году на одного россиянина приходилось 1,2 килограмма этой продукции в год, а в начале 2018-го – уже 1,1 килограмма. Если же взять весь сегмент сахаристых изделий за 100%, то доля карамели в общем объеме производства в 2017 году составляла 14,6%, тогда как в 2015-м этот показатель был равен 15,8%. При этом выпуск зефира, пастилы и мармелада за это время заметно вырос: с 55,5% от совокупного выпуска всех видов сахаристых изделий в 2015 году до 57,1% в 2017-м. Восточные сладости за этот же период, напротив, сократили свою долю с 21,5 до 19,4%.
Причин оттока потребителей несколько. В кризисный период покупатели отказываются от дорогих шоколада и тортов в пользу более экономичных видов сладостей. В 2015–2016 годах относительно недорогие сахаристые изделия были как раз в их числе. Однако с улучшением потребительских настроений покупательский интерес вновь разворачивается в сторону более дорогих видов сладостей, например шоколада и конфет. Именно так развивались события на рынке в течение 2017 года. С другой стороны, внутри самого сегмента сахаристых изделий отток потребителей происходит из традиционных подкатегорий в пользу современных, а также позиционируемых как более натуральные и новационные: например, растет популярность жевательного мармелада. Среди взрослого населения все больше внимания уделяется вопросам здорового питания, контроля за потреблением углеводов в целом и сахара в частности. И здесь как нельзя кстати приходится продукция, которая также относится к сахаристым изделиям: пастила и мармелад без добавок и с низким содержанием сахара (они позиционируются как натуральные и часто готовятся по историческим рецептам). Сюда же относятся сладости, изготовленные на основе фруктового пюре без сахара или с небольшим его количеством, батончики из сухофруктов, злаков и орехов.
Возникает несколько парадоксальная ситуация, когда к сахаристым кондитерским изделиям относятся сладости, которые позиционируются как здоровые и особенностью производства которых являются рецептуры с уменьшенным содержанием сахара или вовсе без него (например, пастила из фруктового пюре, мармелад). Здесь мы снова возвращается к вопросу о сегментации – рынок и запросы потребителей настолько стремительно меняются, что сам сегмент нуждается либо в принципиально иной, либо в более детальной сегментации. Если он и далее будет оцениваться по устаревшим лекалам, то общая картина будет все более заметно искажаться. Ведь что такое шоколадные или мучные кондитерские изделия? Это достаточно однородные сегменты, в которых продукты объединены близкими характеристиками по составу и цене, а покупатели похожи по своим потребительским привычкам. В сегменте сахаристых изделий, например, карамель, халва и зефир весьма сильно различаются как по своим свойствам, так и по особенностям потребления: любитель маршмеллоу или червяков из жевательного мармелада может в принципе не интересоваться халвой или нугой, и наоборот.
В России уже второй год подряд ведутся разговоры о введении дополнительной нагрузки на кондитерский рынок в виде налогов на вредные продукты (содержащие жир и/или сахар) или ограничений по рекламе. Пока оценивать возможные последствия этих инициатив рано. Но этот тренд все больше набирает обороты на западных рынках. Да и отечественные регуляторы вряд ли устоят перед соблазном пополнить бюджет за счет новых налогов, да еще и под знаменем борьбы за здоровье населения. Более того, среди российских покупателей все отчетливей формируется спрос на продукты, относящиеся к здоровому питанию. К ним относятся не только продукты, не содержащие «химию», но и такие, в которых снижено содержание сахара настолько, насколько это возможно. По оценкам ЦИКР, за счет продуктов, позиционируемых как более натуральные (без искусственных красителей, ароматизаторов и усилителей вкуса), а также за счет сладостей со сниженным содержанием сахара или вовсе без него потребление в подкатегории пастильно-мармеладных кондитерских изделий (в основном мармелада, пастилы и зефира) выросло до 4,3 килограмма в год на человека в 2017 году с 4,2 килограмма в 2015-м.
Как уже было отмечено выше, сахаристые кондитерские изделия – это второй по объемам производства сегмент после мучных кондитерских изделий длительного срока хранения и второй же по величине потребительских трат после шоколадных. На сахаристые изделия приходится 27% от всего, что потратили россияне в 2017 году на кондитерскую продукцию. И это же наименее консолидированный сегмент – пять крупнейших игроков занимают около четверти рынка. Это происходит как в силу очень широкого разнообразия сегмента, так и за счет его «традиционности» и направленности на внутреннего потребителя. Из-за низкой консолидации сегмент сахаристых кондитерских изделий сейчас представляет собой широкое поле для экспериментов и новаций. Зачастую именно средние и малые игроки более чутко реагируют на изменения потребительских предпочтений и смелее экспериментируют с новыми продуктами. Так что неудивительно, что в первую очередь тренд на здоровое питание – это пока та ниша, в которой работают средние и небольшие отечественные игроки, за небольшими исключениями. Однако в дальнейшем, когда тренд будет становиться все более массовым, а также с ужесточением регулирования производства сахаросодержащих продуктов, он может быть поддержан и лидерами рынка.

Елизавета Никитина




Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания