текущий номер

nika
wolf
tauras-plast
XXI специализированная выставка продуктов питания «Продукты питания - 2019»
XXIII международная выставка напитков «Напитки - 2019»
XХVIII Международный форум. «Пиво - 2019»
horeca
 

№4/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ВНИЗ ПО МАТУШКЕ ПО ВОДКЕ
Российский ретейл алкогольных напитков
НАКРЫВАЕТ ЗДОРОВОЙ ВОЛНОЙ
Обзор рынка здоровых напитков в Восточной Европе
Я ПИЛ СВОБОДНО, НЕ ГЛОТАЯ, ВЫСОКО ГОЛОВУ ПОДНЯВ
Обзор российского рынка соков

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
КОГДА КОНФЕТЫ КОНЧАЮТСЯ, ОЧЕНЬ ВСЕ ОГОРЧАЮТСЯ
Обзор российского рынка сахаристых кондитерских изделий
ВРЕМЯ Z. Новые веяния кондитерского рынка
POUCHUG™: В объятиях бренда

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
О МЯСЕ – ТОЛЬКО ХОРОШО
Обзор российского рынка мясной продукции

МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
МЕНЬШЕ ТРАНС-ИЗОМЕРОВ В РОССИЙСКИЙ МАРГАРИН!
Обзор российского рынка маргарина и специальных жиров

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НЕИСПОВЕДИМЫ СЫРНЫЕ ПУТИ…
Обзор российского рынка молочной продукции
МОРОЖЕНОЕ ИЗ СИРЕНИ! БЕКОНА, И ПЕРЦА, И ПИВА!
Обзор российского рынка мороженого

БАКАЛЕЯ
В КАСТРЮЛЕ КИПЕЛА, ВОРЧАЛА, ПЫХТЕЛА
Обзор внешнеторгового рынка круп*

ТОРГОВЛЯ
РАСКИНУЛИСЬ СЕТИ ШИРОКО
Обзор российского рынка продуктового ретейла

УПАКОВКА
ВЕДРА ВАРЕНЬЯ, БОЧКИ ПОРТВЕЙНА
Обзор российского рынка упаковки для жидких и вязких пищевых продуктов
ПЛАСТИК, ДЕРЕВО, БУМАГА
Тенденции на российском рынке упаковки

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ОКУНЕМСЯ, БЫЛА НЕ БЫЛА, В РЕСТОРАННУЮ ЖИЗНЬ УДАЛУЮ!
Российский рынок сетей общественного питания

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ПО ШПАЛАМ, ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ…
Рынок лизинга в России

ВЫСТАВКИ
19-я международная выставка продуктов питания CIBUS
22-я международная выставка продуктов питания и напитков InterFood St. Petersburg
27-й международный форум «Пиво-2018»

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


О МЯСЕ – ТОЛЬКО ХОРОШО

Обзор российского рынка мясной продукции

Исследования научно-исследовательской компании «Лаборатория трендов»

Мясо и мясная продукция являются для россиян традиционными продуктами: по данным Росстата, на их долю приходится более 9% всех потребительских затрат населения и почти треть всех затрат на приобретение продуктов питания и напитков.
В 2017 году объемы российского производства мясных изделий показали разную динамику, которая зависела от вида продукции. Мясо и субпродукты демонстрируют рост по обоим видам мяса: рост по убойным животным в 2017 году составил около 6%, а по птице – более 7% (табл. 1, рис. 1). В связи с происходящими изменениями в сельском хозяйстве (под влиянием импортозамещения), ценовыми колебаниями на рынке и смещением спроса потребителей в пользу более натуральной продукции происходит стабильный рост объемов производства обоих видов мяса и мясной продукции.

tab.1

ris.1

Одновременно с этим в анализируемом периоде происходит снижение производства колбасных изделий и консервов: мясо воспринимается как более натуральный, качественный и полезный продукт (рис. 2, 3). Одновременно с этим стабильно растет производство мясных и мясосодержащих полуфабрикатов, что также является следствием меняющихся моделей потребительского поведения. Изменение стиля и темпа жизни населения приводит к тому, что времени на приготовление пищи остается все меньше. В этой ситуации потребители смещают свой спрос с «сырого» мяса на полуфабрикаты или на рынок доставки еды на дом, который стремительно растет, особенно в крупных городах.
ris.2 ris.3
Производство консервов падает по той же причине, что и производство колбасных изделий. Одновременно с этим нужно отметить, что качественные консервы стоят достаточно дорого. В этом случае потребитель становится перед выбором (мясо, колбасные изделия, полуфабрикаты или консервы), который он делает не только по соотношению «цена-качество», но и с учетом ситуации потребления (приготовление первых или вторых блюд, домашнее или дачное потребление, потребление в поездке и другое).
Данные об экспорте и импорте мяса и мясной продукции представлены в таблице 2.

tab.2

В 2015–2017 годах происходит рост экспорта по всем видам мяса и мясопродуктов в натуральном и денежном выражении (соответственно, +136,8% и +158% к 2015 году), а также по готовым и консервированным изделиям из мяса (+53,3% и +81,8%). Такая ситуация связана с постепенным смещением российского АПК и пищевой промышленности в сторону экспорта. Колбасы и аналогичные продукты из мяса практически стабильны по объему в анализируемом периоде (-1,8% и +2%).
На мясо птицы приходится более 50% российского экспорта мяса и продуктов из мяса в стоимостном выражении. Это обусловлено тем, что данное направление животноводства (птицеводства) на текущий момент в России является наиболее развитым. Кроме того, потребительские цены на мясо птицы существенно ниже цен на свинину и говядину, что стимулирует рост его потребления. Наконец, с учетом тренда здорового питания потребление мяса птицы становится все более актуальным.
В 2017 году 31,1% экспорта мяса и продуктов из птицы в денежном выражении приходилось на Украину, 18,5% – на Гонконг, а 14,4% – на Казахстан. Эти страны являются лидерами по экспорту в анализируемом периоде, однако их совокупная доля снижается (с 75,1% в 2015 году до 64% в 2017-м), что свидетельствует о постепенном расширении границ российского экспорта.
Основной объем экспорта мяса и продуктов из мяса в денежном выражении берут на себя две страны, закрывая почти две трети объема поставок: Бразилия (ей принадлежало 49,1% в 2015 году и 52,8% в 2017-м) и Белоруссия (соответственно, 18,9 и 22,1%).
Почти три четверти экспорта колбасы и аналогичных изделий из мяса в денежном выражении принадлежат Казахстану (85% в 2015 году и 73,3% в 2017-м).
Треть экспорта готовых и консервированных продуктов из мяса в денежном выражении приходится на продукцию из мяса крупного рогатого скота (41,7% в 2015 году и 35,8% в 2017-м) и мяса птицы (соответственно, 30,1 и 45,9%). Экспорт идет в Казахстан (более 40% в анализируемом периоде) и Белоруссию (более 16%).
Импорт мяса и мясопродуктов в 2015–2017 годах сократился по указанным выше причинам (в стране растет уровень самообеспечения), что отразилось на объеме поставок в натуральном и денежном выражении (-3,8% и -13,1%, соответственно, к 2015 году). Рост импорта выявлен по колбасам и аналогичным продуктам из мяса: он составил 32,5 и 63%, соответственно, в натуральном и денежном выражении. Незначительный рост (+10,5% и +2,4%) показывают готовые и консервированные продукты из мяса, что связано прежде всего со снижением спроса на данный вид продукции.
Основной объем импорта мяса и мясопродуктов в денежном выражении приходится на замороженное мясо крупного рогатого скота и свинину – соответственно, более 34 и 30% в анализируемом периоде. Именно эти направления производства мяса в России на текущий момент являются развивающимися. Упор делается на внутреннее производство, но начинается движение и в сторону экспорта.
Более 90% импорта колбасной продукции (94,6% в 2015 году и 96,4% в 2017-м) приходится на Белоруссию. По этой причине растет импорт колбасных изделий в Россию на фоне падения их потребления – белорусские производители все активнее проникают на российский рынок.
Как и в случае с колбасными изделиями, в импортных поставках готовых и консервированных продуктов из мяса лидером является Белоруссия, доля которой в стоимостном выражении растет (с 41,9% в 2015 году до 54,8% в 2017-м). Второе место стабильно занимает Италия (около 18% в анализируемом периоде). Импортируются преимущественно мясные изделия из свинины (более 40% в анализируемом периоде) и крупного рогатого скота (более 30%).
Сопоставляя данные о внутреннем производстве, экспорте и импорте, можно сделать вывод о том, что в 2017 году на долю импорта мяса и мясной продукции пришлось всего 15% от внутреннего производства. По колбасе и аналогичным изделиям – 1,4% импорта и 1,7% экспорта от внутреннего производства, а по консервам – соответственно, около 10,6 и 10%.
Динамика потребительских цен на мясо и мясную продукцию представлена в таблице 3.

tab.3

Анализ ценовой ситуации позволяет сделать вывод о том, что мясной рынок четко отразил ситуацию, сложившуюся на многих потребительских рынках: рост цен в 2015 году под влиянием кризиса и введения санкций. С 2016 года, после скачкообразного роста на более чем 20%, рынок практически стабилизировался, и цены растут в пределах 3–4% ежегодно. Это же подтверждают и цены сельхозпроизводителей, которые стабильны и показывают снижение (табл. 4).

tab.4

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что отечественный рынок мяса и мясной продукции пережил кризис и внедрение санкций, что положительно отразилось на росте внутреннего производства. Одновременно с этим рынок находится под влиянием изменений в моделях потребительского поведения. Эти тренды нельзя не учитывать при разработке новой продукции и выведении ее на рынок.

Елена Пономарева,
к.э.н., член Гильдии маркетологов,
научно-исследовательская компания
«Лаборатория трендов»

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания