текущий номер

nika
wolf
tauras-plast
XXI специализированная выставка продуктов питания «Продукты питания - 2019»
XXIII международная выставка напитков «Напитки - 2019»
XХVIII Международный форум. «Пиво - 2019»
horeca
 

№4/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ВНИЗ ПО МАТУШКЕ ПО ВОДКЕ
Российский ретейл алкогольных напитков
НАКРЫВАЕТ ЗДОРОВОЙ ВОЛНОЙ
Обзор рынка здоровых напитков в Восточной Европе
Я ПИЛ СВОБОДНО, НЕ ГЛОТАЯ, ВЫСОКО ГОЛОВУ ПОДНЯВ
Обзор российского рынка соков

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
КОГДА КОНФЕТЫ КОНЧАЮТСЯ, ОЧЕНЬ ВСЕ ОГОРЧАЮТСЯ
Обзор российского рынка сахаристых кондитерских изделий
ВРЕМЯ Z. Новые веяния кондитерского рынка
POUCHUG™: В объятиях бренда

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
О МЯСЕ – ТОЛЬКО ХОРОШО
Обзор российского рынка мясной продукции

МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
МЕНЬШЕ ТРАНС-ИЗОМЕРОВ В РОССИЙСКИЙ МАРГАРИН!
Обзор российского рынка маргарина и специальных жиров

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НЕИСПОВЕДИМЫ СЫРНЫЕ ПУТИ…
Обзор российского рынка молочной продукции
МОРОЖЕНОЕ ИЗ СИРЕНИ! БЕКОНА, И ПЕРЦА, И ПИВА!
Обзор российского рынка мороженого

БАКАЛЕЯ
В КАСТРЮЛЕ КИПЕЛА, ВОРЧАЛА, ПЫХТЕЛА
Обзор внешнеторгового рынка круп*

ТОРГОВЛЯ
РАСКИНУЛИСЬ СЕТИ ШИРОКО
Обзор российского рынка продуктового ретейла

УПАКОВКА
ВЕДРА ВАРЕНЬЯ, БОЧКИ ПОРТВЕЙНА
Обзор российского рынка упаковки для жидких и вязких пищевых продуктов
ПЛАСТИК, ДЕРЕВО, БУМАГА
Тенденции на российском рынке упаковки

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ОКУНЕМСЯ, БЫЛА НЕ БЫЛА, В РЕСТОРАННУЮ ЖИЗНЬ УДАЛУЮ!
Российский рынок сетей общественного питания

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ПО ШПАЛАМ, ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ…
Рынок лизинга в России

ВЫСТАВКИ
19-я международная выставка продуктов питания CIBUS
22-я международная выставка продуктов питания и напитков InterFood St. Petersburg
27-й международный форум «Пиво-2018»

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


МЕНЬШЕ ТРАНС-ИЗОМЕРОВ В РОССИЙСКИЙ МАРГАРИН!

Обзор российского рынка маргарина и специальных жиров

Исследования компании ID-Marketing

Согласно данным Евразийского экономического союза, масложировая отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся как в России, так и в других странах Таможенного союза. Наиболее активным сегментом по темпам роста в РФ выступает рынок специальных жиров: производство по позиции жиров и смесей топленых с 2011-го по 2017 год увеличилось в 4,3 раза.
В 2017 году объемы оптовых продаж маргарина выросли на 4,7%*, составив 461 тысячу тонн по крупным и средним организациям. В частности, в Санкт-Петербурге показатель вырос в 5,2 раза. В Белгородской области продажи увеличились на 73,8%, а в Нижегородском регионе – на 12,3%.
Основной объем оптовых продаж маргарина в разрезе федеральных округов приходится на Приволжский и Центральный ФО (рис. 1). В 2017 году в регионах Приволжского ФО объем оптовых продаж маргарина составил почти 274 тысячи тонн.

ris.1

Основной объем оптовых продаж маргарина по крупным и средним организациям оптовой торговли приходится на три региона страны: Саратовскую, Нижегородскую и Белгородскую области. В 2016 году их совокупная доля составила 77% в стоимостном выражении. В 2017 году наблюдалось увеличение оптовых продаж в основных округах, за исключением Приволжского, где показатели сократились на 13,4%.
Розничные продажи маргариновой продукции в 2017 году продемонстрировали рост на 5,4%, составив 46,5 млрд рублей. Первое место по данному показателю занимает Москва; продажи в столице в 2017 году выросли на 9,6% по сравнению с 2016 годом, достигнув 27% (рис. 2). Второе место занимает Дагестан; показатели в регионе увеличились на 5,6%. Также в тройке крупнейших регионов – Свердловская область, где розничные продажи маргариновой продукции в 2017 году выросли на 3,5%.

ris.2

Главным фактором, оказывающим влияние на производство в последние годы, является ввод технического регламента на снижение содержания транс-изомеров в жирах. Согласно официальным данным Евразийской экономической комиссии, технический регламент на масложировую продукцию (ТР ТС 024/2011) принят решением Комиссии Таможенного союза 9 декабря 2011 года № 883 и вступил в силу с 1 июля 2013 года. Чтобы предприятия масложировой отрасли могли лучше подготовиться к выполнению новых требований документа и перестроить производство, был предусмотрен переходный период. Содержание транс-изомеров в продуктах переработки растительных масел и животных жиров снижалось поэтапно. Семилетний переходный период был завершен 1 января 2018 года – теперь транс-изомеров жирных кислот в этих продуктах должно быть не больше 2% от содержания жира. Ранее в них допускалось содержание таких трансизомеров от 8 до 20%.
В 2014–2017 годах производство маргарина характеризовалось волнообразной динамикой. Так, в 2015 году объем производства увеличился на 3% по сравнению с 2014 годом, а уже в 2016-м сокращение составило 5,8% к 2015 году (рис. 3). В 2017 году производство маргарина выросло на 8% по отношению к предыдущему году.

ris.3

В 2017 году, по оценкам ID-Marketing, производство маргарина в Саратовской области осталось практически на уровне 2016 года. Доля области в общем объеме производства этой продукции составила 35,8%. В Воронежской области показатели увеличились на 28,5%. В Нижегородском регионе производство маргарина выросло на 12,1%. Среди крупнейших регионов стоит отметить Санкт-Петербург, где рост производства маргарина составил 25,5% по сравнению с 2016 годом.
По оценкам ID-Marketing, в 2016 году объем производства спецжиров увеличился на 6,4% по сравнению с 2015-м (рис. 4). В 2017 году он сократился на 5,9% к предыдущему году.

ris.4

Крупнейшим отечественным производителем в сегменте специальных жиров выступает ГК «Эфко», на которую приходится более половины рынка. С учетом консолидации активов ОАО «Евдаковский масложировой комбинат» компания нарастила производственные мощности на 5–6 тысяч тонн продукции в месяц. По официальным данным «Эфко», в 2016 году, с учетом активов в Казахстане, производство спецжиров и маргарина достигло 561 тысячи тонн, в 2017 году рост составил 14,3%, а объемы увеличились до 641 тысячи тонн. По оценкам ID-Marketing, доля компании в сегменте спецжиров, по итогам прошлого года, составляет 63%.
Второе место по объемам производства специальных жиров в стране занимает холдинг «Солнечные продукты». По оценкам ID-Marketing, доля компании в 2017 году составила 15%.
ООО «Каргилл» принадлежит третье место по объемам производства жиров в стране. По оценкам ID-Marketing, в 2017 году компанией было выпущено порядка 13% от общего производства специальных жиров.
В целом объем производства спецжиров, с учетом оценки компании ID-Marketing, по итогам 2017 года, составил почти 700 тысяч тонн, а производство рафинированного пальмового масла – 205,2 тысячи тонн.
В январе-феврале 2018 года в России было произведено 80,5 тысячи тонн кондитерских, кулинарных и хлебопекарных жиров, при этом львиная доля продукции приходится на кондитерские жиры – 96,8%. Производство заменителей молочного жира за первые 2 месяца 2018 года составило 34,5 тысячи тонн, а эквивалентов и заменителей какао-масла – 8,2 тысячи тонн.
Объемы экспортных поставок маргариновой продукции и спецжиров из России увеличиваются на протяжении последних лет**. В 2015 году объемы поставок за рубеж выросли незначительно в сравнении с 2014 годом и составили 85,7 тысячи тонн. В 2016 году экспорт достиг 87,1 тысячи тонн, что на 1,6% больше, чем годом ранее. По итогам 2017 года объемы поставок за рубеж составили 91,5 тысячи тонн, увеличившись к 2016 году на 5,1%. Основной товарный поток российской маргариновой продукции и спецжиров направлен в страны СНГ. Также в последние годы отмечается активное сотрудничество отечественных жировых комбинатов с сербскими и китайскими партнерами.
По итогам 2014 года в Россию было импортировано 127,6 тысячи тонн маргариновой продукции и спецжиров. Показатели 2015 года на четверть ниже, чем в 2014-м. В 2016 году снижение объемов ввоза продолжилось: в сравнении с 2015 годом импорт уменьшился на 18,5%. По итогам 2017 года было зафиксировано увеличение объемов импорта рассматриваемого вида продукции на 17,4% по отношению к 2016 году.
В 2017 году первое место по объему импорта маргариновой продукции и спецжиров в Россию среди стран-производителей сохранила за собой Индонезия, которой принадлежало 29,1% совокупного объема. На втором месте в 2017 году расположилась Швеция, обеспечив 22,9% импорта рассматриваемого вида продукции. Замыкает тройку лидеров в импорте маргариновой продукции и спецжиров Малайзия. Доля этой страны в совокупном объеме в 2017 году составила 21,9%.
По оценкам ID-Marketing, в сегменте маргарина доля импортной продукции в емкости рынка снизилась с 7% в 2011 году до 0,4% в 2017-м. В предыдущие годы значительную долю в импорте маргарина в страну составляла украинская продукция – так, в 2011 году ей принадлежали 83% импорта в натуральном выражении, – однако изменение в экономико-политической ситуации привело к значительному снижению поставок.
В сегменте жиров в 2017 году наблюдался рост доли импортной продукции в видимой емкости рынка до 11,8% против 9,6% годом ранее. Увеличение импорта было обеспечено за счет роста поставок заменителей масла какао в Россию на 32% в 2017 году по отношению к 2016-му.
После введения технического регламента на содержание трансжиров крупные холдинги объявили о полной готовности работы с новыми требованиями и о переходе на них с 1 января 2018 года. Таким образом, в ближайшее время с ростом конкуренции в отрасли можно рассчитывать не только на количественное, но и на качественное развитие рынка.

* Показатель «Оптовая продажа отдельных товаров по крупным и средним организациям оптовой торговли».

** Для сопоставимости данных исключены поставки в Армению и Киргизию в 2014–2015 годах.

Исследовательская компания ID-Marketing

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания