schur

agroprodmash-expo
brau-beviale
sial
menshen
peterfood
 

№4/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ВНИЗ ПО МАТУШКЕ ПО ВОДКЕ
Российский ретейл алкогольных напитков
НАКРЫВАЕТ ЗДОРОВОЙ ВОЛНОЙ
Обзор рынка здоровых напитков в Восточной Европе
Я ПИЛ СВОБОДНО, НЕ ГЛОТАЯ, ВЫСОКО ГОЛОВУ ПОДНЯВ
Обзор российского рынка соков

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
КОГДА КОНФЕТЫ КОНЧАЮТСЯ, ОЧЕНЬ ВСЕ ОГОРЧАЮТСЯ
Обзор российского рынка сахаристых кондитерских изделий
ВРЕМЯ Z. Новые веяния кондитерского рынка
POUCHUG™: В объятиях бренда

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
О МЯСЕ – ТОЛЬКО ХОРОШО
Обзор российского рынка мясной продукции

МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
МЕНЬШЕ ТРАНС-ИЗОМЕРОВ В РОССИЙСКИЙ МАРГАРИН!
Обзор российского рынка маргарина и специальных жиров

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НЕИСПОВЕДИМЫ СЫРНЫЕ ПУТИ…
Обзор российского рынка молочной продукции
МОРОЖЕНОЕ ИЗ СИРЕНИ! БЕКОНА, И ПЕРЦА, И ПИВА!
Обзор российского рынка мороженого

БАКАЛЕЯ
В КАСТРЮЛЕ КИПЕЛА, ВОРЧАЛА, ПЫХТЕЛА
Обзор внешнеторгового рынка круп*

ТОРГОВЛЯ
РАСКИНУЛИСЬ СЕТИ ШИРОКО
Обзор российского рынка продуктового ретейла

УПАКОВКА
ВЕДРА ВАРЕНЬЯ, БОЧКИ ПОРТВЕЙНА
Обзор российского рынка упаковки для жидких и вязких пищевых продуктов
ПЛАСТИК, ДЕРЕВО, БУМАГА
Тенденции на российском рынке упаковки

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ОКУНЕМСЯ, БЫЛА НЕ БЫЛА, В РЕСТОРАННУЮ ЖИЗНЬ УДАЛУЮ!
Российский рынок сетей общественного питания

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ПО ШПАЛАМ, ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ…
Рынок лизинга в России

ВЫСТАВКИ
19-я международная выставка продуктов питания CIBUS
22-я международная выставка продуктов питания и напитков InterFood St. Petersburg
27-й международный форум «Пиво-2018»

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


МОРОЖЕНОЕ ИЗ СИРЕНИ! БЕКОНА, И ПЕРЦА, И ПИВА!

Обзор российского рынка мороженого

Исследования компании IndexBox

Мороженое – это замороженный десертный продукт, основным сырьем для производства которого выступают молочные продукты (молоко, сливки, сливочное масло) с добавлением сахара, вкусовых и ароматических веществ, а также других наполнителей (ягод, фруктов, орехов, шоколада, печенья и тому подобного).
Среди широкого ассортимента представленной на российском рынке продукции наибольшей популярностью традиционно пользуется мороженое в вафельном стаканчике: на него приходится около трети от совокупного объема потребления.
Если говорить о предпочтениях российских потребителей по вкусам мороженого, то наиболее востребованными остаются классические вкусы: ванильное, крем-брюле, шоколадное, фисташковое. Далее следуют ягодные и фруктовые вкусы.
Тенденцией последних лет можно назвать возрастание конкуренции, что стало импульсом к началу внутренней трансформации рынка: к внедрению новых вкусовых решений и дизайнов мороженого с целью создать интерес к продукции и удивить потребителя. Так, например, сейчас в магазинах можно увидеть черное мороженое, мороженое со вкусом бекона, сыра, пива, рома, перца чили, а также мороженое с необычными сочетаниями вкусов (например, соленая карамель, клубника-базилик).
Также, следуя модным тенденциям здорового образа жизни и правильного питания, производители выводят на рынок мороженое с функциональными добавками, экомороженое, «спортивное» мороженое (протеиновое, с L-карнитином), низкокалорийное мороженое с пониженным содержанием сахара и жиров, мороженое без лактозы, замороженные йогурты, а также органическое мороженое на основе соевого, кокосового и рисового молока. Однако данный сегмент пока является не столь значительным: большинство потребителей предпочитают классическое мороженое, изготовленное по традиционным технологиям и рецептурам.

ПОТРЕБЛЕНИЕ
В РФ спрос на мороженое в значительной степени подвержен фактору сезонности: традиционно летом спрос на эту продукцию растет, однако объем потребления может быть скорректирован с учетом погодных условий. В летние месяцы особенно заметен рост продаж в сегменте «импульсного» мороженого, к которому относится порционное мороженое (вафельные и пластиковые стаканчики, эскимо, рожки, трубочки и другое). Такое мороженое продается в основном в киосках и небольших магазинах. В осенне-зимний период растет потребление так называемого «домашнего» или «семейного» мороженого в больших упаковках (ведерках, лотках и тому подобном), которое реализуется в основном через крупные торговые сети.
Объем потребления на российском рынке мороженого в 2017 году составил порядка 369 тысяч тонн, что на 7,5% ниже уровня предыдущего года (рис. 1). Снижение потребления было обусловлено погодным фактором: холодная и дождливая погода в весенне-летнем сезоне 2017 года негативно сказалась на уровне потребительского спроса.

ris.1

Однако объем российского рынка мороженого в стоимостном выражении в рассматриваемый период показывает стабильный рост, что связано с постоянным увеличением цен на продукцию. В 2017 году объем рынка составил порядка 65,5 млрд рублей (+11,7% по сравнению с 2016 годом) (рис. 2).

ris.2

Основной объем продукции, представленной на рынке, составляет мороженое российского производства: его доля из года в год сохраняется на уровне около 97% (рис. 3). Это обусловлено невысоким уровнем конкурентоспособности импортной продукции, поскольку из-за транспортных издержек значительно возрастает цена. Кроме того, на территории РФ имеются локализованные производства крупных иностранных игроков (Unilever, Nestle, Baskin Robbins), которые поставляют свою продукцию на российский рынок.

ris.3

Таким образом, импортируется в основном мороженое, которое относится к премиальному сегменту (M&övenpick, Häagen-Dazs и другие марки). В 2017 году объем импорта мороженого на российский рынок составил 11 тысяч тонн. При этом динамика импортных поставок мороженого имеет плавный характер. Изменение объема поставок на территорию России целиком и полностью зависит от сезонности потребления: в весенне-летние периоды объем импорта растет, а в холодное время года, соответственно, уменьшается.
Основными поставщиками мороженого в РФ являются Белоруссия, Франция, Украина и Швейцария. При этом в 2017 году на Белоруссию и Францию пришлось около 52% совокупного объема импорта в натуральном выражении.
Стоит отметить, что в начале 2018 года финский концерн Valio возобновил производство мороженого, которое было прекращено в 2004 году. Продукция компании, представленная в премиальном сегменте, поставляется на российский рынок с февраля 2018 года. На данный момент мороженое Valio реализуется в магазинах Москвы, Санкт-Петербурга и Белгорода.
На экспорт поставляется около 5% всей произведенной продукции. Российская продукция отправляется главным образом в Казахстан, на который в 2017 году пришлось около 37% совокупного объема экспорта в натуральном выражении, а также на Украину (14%), в Монголию и Китай (по 11%).

ПРОИЗВОДСТВО
Объемы производства мороженого в РФ показывали положительную динамику в 2013–2016 годах. В 2016 году объем выпуска составил 406,6 тысячи тонн, что на 8,5% выше уровня предыдущего года (рис. 4). По итогам 2017 года объем производства снизился на 7,3%, до 377 тысяч тонн. Причиной этому послужило холодное и дождливое лето в центральной части РФ, что привело к снижению потребительского спроса.

ris.4

В производстве мороженого на территории РФ лидируют Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа. На них в 2017 году в совокупности пришлось около 65% от всего производства мороженого в стране.
К ведущим производителям мороженого в РФ относятся: ООО «Инмарко» (Unilever), ООО «Нестле Россия» (Nestle), ООО ПО «Русский холод», АО БРПИ «БаскинРоббинс» (Baskin-Robbins), ОАО «Петрохолод», ОАО «Белгородский хладокомбинат», ГК «АльтерВест», ГК «Айсберри» и ООО «Чистая линия»*.

ЦЕНЫ
Цены производителей мороженого в РФ с 2013 года росли в среднем на 17% ежегодно. По итогам 2017 года средняя цена за тонну мороженого составила 177,5 тысячи рублей, что на 21% выше уровня 2016 года. В первые 3 месяца 2018 года рост продолжился: за период с января по март цены выросли на 5,3% к уровню цен аналогичного периода 2017 года.
Розничные цены, как и цены производителей, с 2013 года показывают положительную динамику: ежегодные темпы прироста в среднем составляют около 13%. В 2017 году средняя цена за килограмм мороженого составила 386,9 рубля. В период с января по март 2018 года наблюдался рост на 7,6% к аналогичному периоду предыдущего года.
Основным фактором роста цен является увеличение стоимости сырья: молочной продукции и других ингредиентов (ягод и фруктов, ароматизаторов, различных добавок и топпингов и другого).
Традиционно на рынке мороженого в РФ выделяются 3 ценовых сегмента: экономичный, средний и премиальный. В настоящий момент участниками рынка отмечается рост потребления мороженого экономичного сегмента, на который приходится чуть менее половины российского рынка, за счет расширения предлагаемого ассортимента и сравнительно невысоких цен. Эта тенденция также обусловлена отсутствием роста реальных доходов населения. Данный сегмент представлен в основном мороженым в стаканчиках, брикетах, рожках, эскимо и другими видами. Также к этой категории можно отнести фруктовый лед. Происходит некоторое сокращение среднего ценового сегмента, доля которого на рынке составляет порядка 30%.
В сегменте мороженого премиального класса представлена как импортная продукция, так и продукция зарубежных компаний, которые имеют собственные производственные площадки на территории РФ и осуществляют поставки мороженого на внутренний рынок. Продукция данного сегмента представлена такими марками, как Mövenpick, Häagen-Dazs, Carte D’Or, Mars, Bounty и другие.

ПРОГНОЗ
Как ожидается, рынок мороженого в РФ в среднесрочной перспективе будет активно развиваться, объем потребления мороженого будет расти в среднем на 2,6–3% и к 2025 году может составить около 453,3 тысячи тонн (рис. 5).

ris.5

Основным драйвером роста может стать рост реальных доходов населения, который, согласно базовому прогнозу Минэкономразвития, в 2018–2020 годах составит в среднем +1,1–2,3% ежегодно. Кроме того, будут происходить структурные изменения рынка, связанные с освоением производителями новых сегментов. Дальнейшие перспективы основных игроков будут во многом зависеть от эффективности их маркетинговой политики, а также от расширения ассортимента продукции, внедрения новых вкусов, дизайна и упаковки мороженого.

* Компании расположены в порядке убывания рыночной доли в натуральном выражении.

Анна Чернышева,
младший специалист
департамента конъюнктурных исследований
IndexBox




Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания