текущий номер

nika
wolf
tauras-plast
XXI специализированная выставка продуктов питания «Продукты питания - 2019»
XXIII международная выставка напитков «Напитки - 2019»
XХVIII Международный форум. «Пиво - 2019»
horeca
 

№4/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ВНИЗ ПО МАТУШКЕ ПО ВОДКЕ
Российский ретейл алкогольных напитков
НАКРЫВАЕТ ЗДОРОВОЙ ВОЛНОЙ
Обзор рынка здоровых напитков в Восточной Европе
Я ПИЛ СВОБОДНО, НЕ ГЛОТАЯ, ВЫСОКО ГОЛОВУ ПОДНЯВ
Обзор российского рынка соков

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
КОГДА КОНФЕТЫ КОНЧАЮТСЯ, ОЧЕНЬ ВСЕ ОГОРЧАЮТСЯ
Обзор российского рынка сахаристых кондитерских изделий
ВРЕМЯ Z. Новые веяния кондитерского рынка
POUCHUG™: В объятиях бренда

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
О МЯСЕ – ТОЛЬКО ХОРОШО
Обзор российского рынка мясной продукции

МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
МЕНЬШЕ ТРАНС-ИЗОМЕРОВ В РОССИЙСКИЙ МАРГАРИН!
Обзор российского рынка маргарина и специальных жиров

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НЕИСПОВЕДИМЫ СЫРНЫЕ ПУТИ…
Обзор российского рынка молочной продукции
МОРОЖЕНОЕ ИЗ СИРЕНИ! БЕКОНА, И ПЕРЦА, И ПИВА!
Обзор российского рынка мороженого

БАКАЛЕЯ
В КАСТРЮЛЕ КИПЕЛА, ВОРЧАЛА, ПЫХТЕЛА
Обзор внешнеторгового рынка круп*

ТОРГОВЛЯ
РАСКИНУЛИСЬ СЕТИ ШИРОКО
Обзор российского рынка продуктового ретейла

УПАКОВКА
ВЕДРА ВАРЕНЬЯ, БОЧКИ ПОРТВЕЙНА
Обзор российского рынка упаковки для жидких и вязких пищевых продуктов
ПЛАСТИК, ДЕРЕВО, БУМАГА
Тенденции на российском рынке упаковки

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ОКУНЕМСЯ, БЫЛА НЕ БЫЛА, В РЕСТОРАННУЮ ЖИЗНЬ УДАЛУЮ!
Российский рынок сетей общественного питания

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ПО ШПАЛАМ, ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ…
Рынок лизинга в России

ВЫСТАВКИ
19-я международная выставка продуктов питания CIBUS
22-я международная выставка продуктов питания и напитков InterFood St. Petersburg
27-й международный форум «Пиво-2018»

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


ПЛАСТИК, ДЕРЕВО, БУМАГА

Тенденции на российском рынке упаковки

Исследования информационного агентства «Крединформ»

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности компаний в сфере производства тары и упаковки. Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2014, 2015, 2016 годы) предприятий по производству тары и упаковки (Топ-10 и Топ-1000). В Топ-1000 вошли компании в соответствии с кодами ОКВЭД2 по основному виду деятельности: производство деревянной тары; производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары; производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров. Отбор в Топ-1000 производился по объему выручки. В десятку вошли компании с наибольшим объемом выручки в 2016 году. Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы «Глобас» https://globasnew.credinform.ru/ru-RU/home.
С 2010 года наибольший рост производства тары и упаковки наблюдается в секторе мелованного картона для изготовления потребительской тары, полимерных коробок, ящиков и корзин (решетчатой тары). Одновременно с этим снизилось производство стеклянных бутылок, комплектов деталей для деревянных ящиков и складывающихся ящиков из негофрированного картона, металлических консервных банок. Стабильный рост демонстрирует производство полимерных бутылок, мелованного и немелованного картона для изготовления потребительской тары, пачек из гофрированного картона. Наибольшему сокращению подверглось производство складывающихся ящиков из негофрированного картона (табл. 1).

tab.1

Такая динамика упаковочного рынка связана в первую очередь с актуальной конъюнктурой рынка конечных потребителей, то есть производителей продуктов питания, напитков и других товаров, требующих упаковывания. Появление на рынке или исчезновение тех или иных товаров будет определять в дальнейшем и динамику развития производства тары и упаковки.
В стоимостном выражении более половины от общего объема производства тары и упаковки в 2016 году приходилось на пластмассовые изделия для упаковывания товаров – 53% в общем объеме выручки рынка (табл. 2). Производство гофробумаги и картона, бумажной и картонной тары формировали 43% выручки, а деревянной тары – 4%. При этом наиболее высокая прибыль зафиксирована у производителей бумажной упаковки. Это связано с разными уровнями затрат на производство, то есть с себестоимостью выпускаемой продукции. 

tab.2

Что касается внешнеэкономической деятельности на упаковочном рынке, в 2017 году в наибольших объемах импортировались полимерные мешки и сумки, упаковочные изделия из картона, бутыли и бутылки. Экспортировались в наибольшем объеме упаковочные изделия из картона, ящики и коробки из гофрированной бумаги и картона, полимерные мешки и сумки. При этом общий объем импорта тары и упаковки более чем в 2 раза превышал объем экспорта (табл. 3).

tab.3

В 2017 году, как и в предыдущие два года, лидировала по объему как импорта, так и экспорта тары и упаковки Республика Беларусь. Вторую позицию по объему импорта занимает Китай, а по объему экспорта – Казахстан (табл. 4).

tab.4

Объем выручки 10 лидеров упаковочной отрасли в целом в 2016 году составил 29% от суммарной выручки компаний Топ-1000 (рис. 1).

ris.1

Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в отрасли. Семь компаний из Топ-10 работают в секторе бумажной и картонной тары – это «Тетра Пак», Набережночелнинский КБК, «Стора Энсо пакаджинг», «Архбум», «Готэк», «Смерфит Каппа Санкт-Петербург» и «АР Картон». И в целом тоже наблюдается тенденция к увеличению объемов выручки среди производителей именно картонной упаковки (рис. 2)

ris.2

Резкий рост в производстве картонной упаковки в 2014 году - почти в 13 раз - может быть связан со следующими совпавшими во времени факторами: 
1) Эффект низкой базы. Средняя выручка в 2013 году у производителей картонной тары была значительно ниже, чем у производителей пластмассовой упаковки и деревянной тары;
2) Инфляционные процессы, усилившиеся именно в 2014 году в связи с антироссийскими санкциями и ослаблением рубля.
Если же рассматривать рынок более «масштабно», то в суммарной выручке Топ-1000 компании, специализирующиеся на производстве пластмассовых изделий для упаковывания товаров, и производители бумажной и картонной упаковки формируют практически одинаковые объемы с минимальным опережением первых - 48,9 и 48,1% суммарной выручки соответственно. Производители сегмента деревянной тары вносят вклад в размере 2,9%.
Компании Топ-1000 зарегистрированы в 70 регионах страны и распределены по территории России неравномерно. Региональные различия по сегментам рынка упаковки зависят от степени общего экономического развития региона, наличия источников сырья для производства того или иного вида тары, то есть присутствия в регионе предприятий химической или деревообрабатывающей промышленности. Основная масса производителей расположена в непосредственной близости от столицы: 11% компаний упаковочного сектора из Топ-1000 находятся в Москве и 9% - в Московской области. В Санкт-Петербурге находятся также 9% компаний Топ-1000; в Нижегородской, Новосибирской и Свердловской областях расположено по 4%; в республике Татарстан, Ростовской и Челябинской областях – по 3%. На остальные регионы приходится суммарно 50% производителей.
Комплексная оценка деятельности компаний в сфере производства тары и упаковки, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о наличии разнонаправленных тенденций на рынке в зависимости от специализации производства. 
Настораживающими общими тенденциями являются увеличивающиеся размеры чистых убытков, снижающиеся рентабельность инвестиций и уровень деловой активности.
Поскольку тара и упаковка в целом не являются конечными продуктами, то есть сопутствуют реализации других товаров, развитие их производства во многом будет зависеть от общей экономической ситуации в стране и, в частности, от факторов внешнего экономического влияния на экономику, динамики торговли, уровня платежеспособного спроса населения. 
Рынок тары и упаковки, несомненно, будет расти в силу общих экономических тенденций, но прогнозировать темпы его роста в настоящее время весьма затруднительно.
При этом, согласно уже наметившимся тенденциям, на российском рынке опережающими темпами будет расти производство пластмассовой упаковки.

Андрей Литов,
старший эксперт аналитической группы
информационного агентства Credinform

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания