текущий номер

nika
wolf
tauras-plast
XXI специализированная выставка продуктов питания «Продукты питания - 2019»
XXIII международная выставка напитков «Напитки - 2019»
XХVIII Международный форум. «Пиво - 2019»
horeca
 

№4/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ВНИЗ ПО МАТУШКЕ ПО ВОДКЕ
Российский ретейл алкогольных напитков
НАКРЫВАЕТ ЗДОРОВОЙ ВОЛНОЙ
Обзор рынка здоровых напитков в Восточной Европе
Я ПИЛ СВОБОДНО, НЕ ГЛОТАЯ, ВЫСОКО ГОЛОВУ ПОДНЯВ
Обзор российского рынка соков

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
КОГДА КОНФЕТЫ КОНЧАЮТСЯ, ОЧЕНЬ ВСЕ ОГОРЧАЮТСЯ
Обзор российского рынка сахаристых кондитерских изделий
ВРЕМЯ Z. Новые веяния кондитерского рынка
POUCHUG™: В объятиях бренда

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
О МЯСЕ – ТОЛЬКО ХОРОШО
Обзор российского рынка мясной продукции

МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
МЕНЬШЕ ТРАНС-ИЗОМЕРОВ В РОССИЙСКИЙ МАРГАРИН!
Обзор российского рынка маргарина и специальных жиров

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НЕИСПОВЕДИМЫ СЫРНЫЕ ПУТИ…
Обзор российского рынка молочной продукции
МОРОЖЕНОЕ ИЗ СИРЕНИ! БЕКОНА, И ПЕРЦА, И ПИВА!
Обзор российского рынка мороженого

БАКАЛЕЯ
В КАСТРЮЛЕ КИПЕЛА, ВОРЧАЛА, ПЫХТЕЛА
Обзор внешнеторгового рынка круп*

ТОРГОВЛЯ
РАСКИНУЛИСЬ СЕТИ ШИРОКО
Обзор российского рынка продуктового ретейла

УПАКОВКА
ВЕДРА ВАРЕНЬЯ, БОЧКИ ПОРТВЕЙНА
Обзор российского рынка упаковки для жидких и вязких пищевых продуктов
ПЛАСТИК, ДЕРЕВО, БУМАГА
Тенденции на российском рынке упаковки

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ОКУНЕМСЯ, БЫЛА НЕ БЫЛА, В РЕСТОРАННУЮ ЖИЗНЬ УДАЛУЮ!
Российский рынок сетей общественного питания

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ПО ШПАЛАМ, ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ…
Рынок лизинга в России

ВЫСТАВКИ
19-я международная выставка продуктов питания CIBUS
22-я международная выставка продуктов питания и напитков InterFood St. Petersburg
27-й международный форум «Пиво-2018»

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


РАСКИНУЛИСЬ СЕТИ ШИРОКО

Обзор российского рынка продуктового ретейла

Исследования информационно-аналитического агентства INFOLine

Россия – третий по величине рынок розничной торговли в Европе после Франции и Германии. Сегодня торговля – это одна из ключевых отраслей экономики страны, дающая около 16% ВВП. В 2017 году оборот розничной торговли России продемонстрировал рост в физическом выражении на 1,3% после двух лет спада (-4,6% в 2016 году и -10% - в 2015 году).
Министерство промышленности и торговли разрабатывает новую Стратегию развития торговли Российской Федерации, в которой вводится специальное понятие «комфортной потребительской среды», за обеспечение которой будут отвечать местные и региональные органы власти. По мнению министерства, в любом населенном пункте России человек в пределах шаговой доступности должен иметь возможность приобрести продукты питания, одежду, обувь, предметы первой необходимости, предметы быта либо поесть в точке общественного питания. В пределах транспортной доступности должны быть крупные торговые объекты: гипермаркеты и супермаркеты. Это и есть «комфортная потребительская среда».
Как отмечает заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов: «Сегодня российский ретейл не уступает крупнейшим мировым компаниям, а в некоторых направлениях опережает своих зарубежных конкурентов. Российские компании зачастую задают основные тренды на потребительском рынке».
По оценке INFOLine, TOP-10 крупнейших торговых сетей FMCG (Х5 Retail Group, «Магнит», «Auchan Retail Россия», «Лента», «Дикси», Metro Group, «О’Кей», «Красное&Белое», Globus и «Монетка») занимают 29,3% в структуре продуктового розничного рынка России. Как отмечает генеральный директор INFOLine Иван Федяков, российские компании FMCG стали конкурентоспособными, современными и могут оказывать серьезное противостояние, в том числе, и международным ретейлерам. Подтверждением этому служит рейтинг, в котором впервые за долгие годы в TOP-3 не осталось иностранных компаний. Первое место занимает X5 Retail Group, второе – «Магнит», а торговая сеть «Лента» вышла на третье место (рис. 1). Таким образом, все лидеры сегмента FMCG – это национальные компании, что нехарактерно для других стран Европы, где международные ретейлеры смогли захватить рынки отдельных стран. По оценкам INFOLine, на начало 2018 года в России 70% розничного товарооборота в сегменте продуктов питания приходится на современные форматы.

ris.1

Несмотря на сильные позиции лидеров отрасли, среди ведущих сетей наблюдается разнонаправленное движение. Х5 Retail Group, «Лента» и «Красное&Белое» растут темпами существенно выше инфляции, проявляя инвестиционную активность и наращивая долю в процессе консолидации рынка. По оценке INFOLine, «Auchan Retail Россия», ГК «Дикси» и Metro Group снизили выручку по итогам года, а ГК «О’Кей» и «Магнит» демонстрируют негативную динамику сопоставимых продаж, ограничивая инвестиционную активность (за исключением «Магнита», прирост которого составил более 1600 магазинов FMCG). Слабые результаты некоторых сетей привели к смене менеджмента. Так, в ГК «Дикси» перестановки начались с конца 2015 года и продолжались до 2017-го. Глава «Auchan в России» Жан-Пьер Жермен объявил об отставке в июле 2017 года, его место занял возглавлявший Auchan в Румынии и Люксембурге Франсуа Реми. В мае 2018 года Metro сообщила о том, что компанию покидает генеральный директор сети в России Питер Бооне, на его место назначен Филипп Палацци, который отвечал за бизнес компании в Италии. В связи со сменой акционерного состава сети «Магнит» пересматривается команда менеджмента сети.
Рынок FMCG, по мнению специалистов INFOLine, перешел от фазы экстенсивного роста к фазе консолидации. Процесс консолидации происходит на фоне ужесточения конкуренции между крупнейшими сетями, высокой инвестиционной активности федеральных ретейлеров, роста специальных сетей в крупных городах и вытеснения менее эффективных региональных сетей. Все это существенно повышает порог входа в отрасль в будущем. Рост доли FMCG-сетей на 7% за 2 года существенно сокращает долю традиционной торговли. В 2016–2017 годах с рынка розничной торговли FMCG ушло более 100 региональных сетей, при этом активное развитие получили специализированные сети, например «алкомаркеты», «свежие продукты» и «пекарни».
Высокая конкуренция и консолидация рынка требуют от компаний исключительно эффективной бизнес-модели, сочетающей сохранение рентабельности действующих магазинов и открытие эффективных новых товарных объектов. Таким образом, долгосрочный успех и устойчивость развития бизнеса торговой сети зависят от двух факторов: соответствия потребительским ожиданиям и эффективности товаропроводящей цепи.
По результатам рейтинга INFOLine Retail Russia TOP, в 2017 году X5 Retail Group стала лидером сегмента по выручке впервые после 2012 года, опередив сеть «Магнит». До 2020 года X5 Retail Group планирует сохранять темпы роста и открывать не менее 2–2,5 тысячи объектов в год, преимущественно дискаунтеров «Пятерочка». При этом X5 приняла решение сосредоточиться на трех основных форматах – «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»: в октябре 2017 года сеть «Перекресток-Экспресс» была выставлена на продажу. В отчете X5 Retail Group сообщает о планах достичь 15-процентной доли российского рынка FMCG к 2020 году (в 2017 году, по данным INFOLine, она составляла 9,5%). X5 заняла площади около 100 дискаунтеров «Монетка» в Москве и Московской области и в декабре приобрела 32 супермаркета «О’Кей», которые в 2018 году были ребрендированы в «Перекресток». За 2017 год в результате сделок M&A «Магнит» приобрел 164 магазина у 23 ретейлеров, прирост торговых площадей составил 18,7%. В 2018 году сеть планирует увеличить количество магазинов, приобретенных за счет сделок M&A, до 400. «Лента» за 2017 год открыла 40 новых гипермаркетов и 48 супермаркетов (прирост 8,2%). В 2017 году благодаря высокой инвестиционной активности федеральных ретейлеров (X5 Retail Group и «Магнит») наибольшее развитие среди форматов розничной торговли получили дискаунтеры: рост их рынка составил 18%. Продолжилась активная трансформация ретейлерами формата «супермаркет», включающая уменьшение торговых площадей, активизацию промоакций, оптимизацию торговых объектов.
В 2018 году INFOLine прогнозирует тенденцию к наращиванию сетями высокомаржинальной, полностью контролируемой товаропроводящей цепи – от логистики, прямого импорта, СТМ до online-торговли и развития оптовых продаж, а также к персонализации взаимодействия с покупателем в рамках новой экосистемы бизнеса на основании широкого использования Big Data. По мнению аналитиков INFOLine, данную фазу развития ретейла FMCG можно назвать «консолидация – технологическое превосходство».

Яна Войцеховская,
младший аналитик
по научно-исследовательским проектам
INFOLine

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания