текущий номер

brau-beviale
sial
horeca
peterfood
interfood
 

№5/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
КОГДА МЕРЛО И КАБЕРНЕ РЕКОЙ ПОЛЬЕТСЯ ПО СТРАНЕ?
Перспективы развития российской винодельческой отрасли
ПЕЙ ПИВО ПО ЖАРЕ
Обзор российского рынка пива

ЧАЙ. КОФЕ
КАПСУЛИЗАЦИЯ НЕИЗБЕЖНА?
Обзор мирового рынка капсульного кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
СВОЯ ЦЕНА, СВОЙ ВКУС И СРОК ХРАНЕНИЯ…
Обзор российского рынка печенья
«ТАУРАС-ПЛАСТ»: Гибкий поставщик гибкой упаковки

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ТЫ СКАЖИ, БАРАШЕК НАШ, СКОЛЬКО МЯСА ТЫ НАМ ДАШЬ
Обзор российского рынка мясной продукции

МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
СОЛНЦЕ В ЗЕНИТЕ
Брендинг на российском рынке бутилированного подсолнечного масла
PACXPERT™: Гибкая альтернатива твердой таре

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ – МЫ НЕ СКИСНЕМ
Обзор российского рынка молочной продукции
МИКСПАП – актуальная альтернатива фольге
Инновационная серия универсальных автоматических выдувных машин APF-Max

БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
ПОПКОРН РОССИЙСКИХ ДЕРЕВЕНЬ
Обзор российского рынка несладких снеков

ИНГРЕДИЕНТЫ
ГЛЮКОЗА ГРАНЯМИ СВЕРКАЕТ
Обзор российского рынка крахмалопродукции
РАСКРОЙТЕ ПОТЕНЦИАЛ ВАШЕЙ ПРОДУКЦИИ

КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
ВСКРЫТИЕ ПОКАЖЕТ
Обзор российского рынка мясных консервов

ОБОРУДОВАНИЕ
ГРИБЫ РЕЗАТЬ - НЕ ШИШКИ ШЕЛУШИТЬ
Обзор российского рынка оборудования для переработки дикоросов

ТОРГОВЛЯ
КУРИЦА ПО ЗЕРНЫШКУ КЛЮЕТ, ДА СЫТА ЖИВЕТ
Обзор российского рынка продуктового ретейла

УПАКОВКА
ВЕДРА ВАРЕНЬЯ, БОЧКИ ПОРТВЕЙНА
Обзор российского рынка упаковки для жидких и вязких пищевых продуктов

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ЗАОДНО И ПОЕСТЬ
Обзор российского рынка общественного питания

ВЫСТАВКИ
23-я международная выставка упаковочной индустрии RosUpack

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


ПЕЙ ПИВО ПО ЖАРЕ

Обзор российского рынка пива

Исследования информационного агентства «Крединформ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТКА РЫНКА
Пиво – один из самых популярных слабоалкогольных напитков как в мире в целом, так и в России. Производители предлагают множество сортов и видов пива на любой вкус и кошелек.
О пользе и вреде пенного напитка написано много статьей, проведено огромное количество различных исследований. Одни считают, что продукты, получаемые при брожении пива, способны нанести ощутимый вред организму человека. Другие приписывают напитку благотворное влияние на иммунную систему. Подобных утверждений множество, однако существует непреложная мудрость – всего должно быть в меру.
Пиво получается путем спиртового брожения солодового сусла (чаще всего на основе ячменя) с помощью введения пивных дрожжей, обычно с добавлением хмеля. Содержание этилового спирта в большинстве сортов составляет 3–6%, крепкое пиво содержит, как правило, от 8,6% до 14% спирта.
По потреблению пива на душу населения, вопреки расхожему мнению о распространении пивной алкоголизации, наша страна не входит даже в первую тридцатку государств мира. По общему мировому потреблению пива Россия занимает пятое место, уступая лишь Китаю, США, Бразилии и Германии*. Китай с его огромным населением занимает почти четверть глобального рынка пива. На США приходится 13%, на Бразилию – 6,8%, а на Германию и Россию - по 4,5%.

ДИНАМИКА ВНУТРЕННЕГО ПРОИЗВОДСТВА И СТРУКТУРА РЫНКА
Согласно данным последних лет, наблюдается постепенное снижение производства, а следовательно, и потребления пива в России. Пикового значения производство достигало в 2007 году – 1147 млн дал (рис. 1). В прошлом году отечественные компании поставили на рынок 746 млн дал пива, что чуть выше уровня 2016-го (727 дал). Однако, по итогам первого квартала 2018 года, происходит дальнейшее снижение производства – на 5,5%. Исходя из этих данных, по итогам текущего года, можно ожидать продолжение сложившейся тенденции: выпуск слабоалкогольного напитка будет падать до уровня 708 млн дал, что в 1,6 раза меньше, чем в 2007 году.

ris.1

На этот процесс определенное влияние оказало так называемое антиалкогольное законодательство, запретившее рекламу спиртосодержащих напитков в СМИ и общественных местах; введено ограничение на продажу алкогольной продукции в ночное время и распитие спиртных напитков на улицах; ужесточился контроль над выполнением запрета на продажу пива несовершеннолетним.
На долю светлого фильтрованного пива приходится 95,5% общего объема производства (рис. 2). Другие сорта занимают менее 5% рынка, в том числе нефильтрованное пиво – 1,8%, и темное пиво – 1,6%. Стоит отдельно остановиться на отличии фильтрованного пива от нефильтрованного. Нефильтрованным называется пиво, которое в процессе производства не подвергается процедурам фильтрации и, в большинстве случаев, пастеризации и консервации. Это ухудшает его характеристики с точки зрения продолжительности хранения в пригодном для употребления виде (максимум 2 месяца), однако сохраняет живую среду напитка, оставляя нетронутыми специфические бактерии, что влияет на вкусовые качества. Нужно отметить, что особую популярность натуральное нефильтрованное пиво стало набирать только в последние годы. В промышленных масштабах трудно производить оригинальное нефильтрованное пиво, поэтому его поставляют на рынок небольшими партиями по значительно более высокой цене.

ris.2

ДИНАМИКА СРЕДНИХ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН
Если проследить динамику цен на пиво, то можно констатировать планомерное повышение стоимости отечественной продукции и снижение стоимости импортной. Так, в апреле 2018 года пиво российских марок продавалось в среднем по цене 111 рублей за литр, что выше, чем в аналогичном периоде 2017 года, на 3,4% (рис. 3). Пиво зарубежных марок стоит 215 рублей за литр – это меньше на 7%.

ris.3

Учитывая небольшую долю импорта, дальнейшее повышение цен на отечественное пиво сдерживается снижением его потребления.

АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА
В общем объеме отечественного рынка доля импортного пива невелика – в 2017 году она составляла не более 3,4% от общего потребления. На экспорт из РФ поставляется около 4,2% произведенного пива. Таким образом, российские компании полностью удовлетворяют внутренний спрос, ориентированность пивоваренных фирм на внешний рынок незначительна.
Основным направлением российского экспорта остается Украина, на долю которой приходится 23,5% общих поставок в натуральном выражении (табл. 1). Далее следуют партнеры по ЕАЭС, Белоруссия и Казахстан, – им принадлежит, соответственно, 21,3 и 18,5% общих поставок. Денежный объем экспорта пива в 2017 году составил $ 128,8 млн.

tab.1

На долю Германии, Белоруссии и Чехии приходится свыше 65% общего объема поставок пива в Россию (табл. 2). Денежный объем импорта пива в 2017 году достиг $ 195,1 млн.

tab.2

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
По сведениям, содержащимся в базе данных ГЛОБАС, Топ-5 компаний занимают около 71% рынка по совокупной годовой выручке, которая по итогам 2016 финансового года увеличилась до 318,6 млрд рублей.
Крупнейшим производителем пивоваренной продукции в России является петербургское ООО «Пивоваренная компания «Балтика», аккумулирующее почти треть выручки всех организаций отрасли (табл. 3).

tab.3

С 30 марта 2018 года компании Anadolu Efes и AB InBev находятся под единым управлением, что может свидетельствовать о скором начале процедуры слияния бизнесов. В случае окончательного объединения корпорация займет до 25% рынка, вплотную приблизившись к лидеру отрасли.
Начиная с 2008 года в России идет последовательное снижение потребления пива, что обусловлено как активной социальной рекламой и различными формами пропаганды здорового образа жизни, так и законодательными ограничениями. Кроме того, стали доступнее альтернативные виды досуга, особенно в крупных городах. Все это приводит к обострению конкуренции за потребителя, результатом чего стал начавшийся процесс консолидации рынка – слияния и поглощения производителей хмельной продукции.

* Данные Kirin Holdings Company (Япония), расчеты Credinform.

Антон Щербаков,
аналитик компании Credinform

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания