текущий номер

nika
wolf
tauras-plast
XXI специализированная выставка продуктов питания «Продукты питания - 2019»
XXIII международная выставка напитков «Напитки - 2019»
XХVIII Международный форум. «Пиво - 2019»
horeca
 

№5/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
КОГДА МЕРЛО И КАБЕРНЕ РЕКОЙ ПОЛЬЕТСЯ ПО СТРАНЕ?
Перспективы развития российской винодельческой отрасли
ПЕЙ ПИВО ПО ЖАРЕ
Обзор российского рынка пива

ЧАЙ. КОФЕ
КАПСУЛИЗАЦИЯ НЕИЗБЕЖНА?
Обзор мирового рынка капсульного кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
СВОЯ ЦЕНА, СВОЙ ВКУС И СРОК ХРАНЕНИЯ…
Обзор российского рынка печенья
«ТАУРАС-ПЛАСТ»: Гибкий поставщик гибкой упаковки

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ТЫ СКАЖИ, БАРАШЕК НАШ, СКОЛЬКО МЯСА ТЫ НАМ ДАШЬ
Обзор российского рынка мясной продукции

МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
СОЛНЦЕ В ЗЕНИТЕ
Брендинг на российском рынке бутилированного подсолнечного масла
PACXPERT™: Гибкая альтернатива твердой таре

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ – МЫ НЕ СКИСНЕМ
Обзор российского рынка молочной продукции
МИКСПАП – актуальная альтернатива фольге
Инновационная серия универсальных автоматических выдувных машин APF-Max

БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
ПОПКОРН РОССИЙСКИХ ДЕРЕВЕНЬ
Обзор российского рынка несладких снеков

ИНГРЕДИЕНТЫ
ГЛЮКОЗА ГРАНЯМИ СВЕРКАЕТ
Обзор российского рынка крахмалопродукции
РАСКРОЙТЕ ПОТЕНЦИАЛ ВАШЕЙ ПРОДУКЦИИ

КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
ВСКРЫТИЕ ПОКАЖЕТ
Обзор российского рынка мясных консервов

ОБОРУДОВАНИЕ
ГРИБЫ РЕЗАТЬ - НЕ ШИШКИ ШЕЛУШИТЬ
Обзор российского рынка оборудования для переработки дикоросов

ТОРГОВЛЯ
КУРИЦА ПО ЗЕРНЫШКУ КЛЮЕТ, ДА СЫТА ЖИВЕТ
Обзор российского рынка продуктового ретейла

УПАКОВКА
ВЕДРА ВАРЕНЬЯ, БОЧКИ ПОРТВЕЙНА
Обзор российского рынка упаковки для жидких и вязких пищевых продуктов

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ЗАОДНО И ПОЕСТЬ
Обзор российского рынка общественного питания

ВЫСТАВКИ
23-я международная выставка упаковочной индустрии RosUpack

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


КАПСУЛИЗАЦИЯ НЕИЗБЕЖНА?

Обзор мирового рынка капсульного кофе

Исследования компании Euromonitor International

Современные решения для приготовления горячих напитков становятся все более доступными для среднестатистического потребителя. Капсульный формат кофе и чая, некогда казавшийся инновацией, более подходящей для кафе и ресторанов, все чаще можно встретить в быту. Растущая доступность кофемашин и меняющиеся потребительские предпочтения предопределяют почву для здорового развития рынка капсульных горячих напитков.
На протяжении последних 5 лет рост рынка кофе в капсулах в натуральном выражении продолжает фиксировать положительные значения во всем мире. Продажи такого кофе в ретейле в 2017 году показали прирост в 6%. Этот показатель в первую очередь был обусловлен хорошей динамикой рынка Западной Европы, где на сегодняшний день потребление капсульного кофе на душу населения остается самым высоким. В 2017 году средний житель Западной Европы дома выпил 450 граммов кофе в капсулах (рис. 1). Голландия, Бельгия и Швейцария в 2017 году стояли на передовой с потреблением, в 2–3,5 раза превышающим среднее значение по региону. Такое положение дел можно объяснить довольно высоким благосостоянием населения и сложившейся культурой кофейных ритуалов.

ris.1

Несмотря на то, что Восточная Европа еще не может похвастаться подобными значениями, продажи капсульного кофе продолжают демонстрировать двузначный прирост. В 2017 году динамика такого кофе в рознице составила 11% в натуральном выражении. Потребление же на душу населения за этот же период не превышало 20 граммов на человека. Это свидетельствует о большом потенциале капсульного кофе в Восточной Европе.
Россия пока что остается за чертой среднего значения по региону. В 2017 году средний россиянин выпил только 10 граммов такого продукта, тогда как жители Болгарии, Словакии и Чехии капсульный кофе пили в 3 раза чаще упомянутого среднего значения по региону. 
Самая бурная динамика в 2017 году была продемонстрирована исторически чайными рынками, в первую очередь Азиатско-Тихоокеанским регионом. Прирост сегмента капсульного кофе в натуральном выражении в 2017 году там составил 19% и был определен как низкой базой потребления, так и разгорающимся интересом Азии к кофе в целом.
Стоит отметить, что огромную роль в развитии рынка капсульного кофе играет распространение капсульных кофемашин среди домохозяйств. Больше всего таковых в 2017 году находилось в собственности жителей Австралии и Новой Зеландии, Западной Европы и Северной Америки. Их количество на одно домохозяйство в упомянутых странах держалось на уровне 0,1 машины. Это, безусловно, коррелирует с уже приведенной статистикой потребления подобного кофе в упомянутых странах. При этом стоит отметить, что прирост количества таких аппаратов в Западной Европе за последние годы замедлился, а в Северной Америке он уже который год демонстрирует негативную динамику.
Азиатско-Тихоокеанский регион, напротив, фиксирует двузначные приросты рынка подобных кофемашин. Ближний Восток и Восточная Европа в 2017 году купили, соответственно, на 8 и 7% больше капсульных кофейных аппаратов. Происходит это с ростом доступности таких электроприборов, что в свое время позитивно отзывается на продажах кофе в капсулах.
В России после некоторого падения рынка капсульных кофемашин в 2014–2015 годах рынок стабилизировался и зафиксировал прирост в пределах 1%.
Для развития определенного бренда капсульного кофе определяющую роль играет совместимость капсул с той или иной системой кофемашины. Раньше потребитель, выбирая аппарат, был вынужден покупать исключительно сочетаемые с ним капсулы. Сейчас все больше производителей создают кофе-капсулы, подходящие для самых популярных типов капсульных кофемашин. Например, большинство игроков рынка кофе в России стараются предложить капсулы, подходящие для аппаратов Nespresso (рис. 2). Это позволяет им не оставаться в стороне, конкурировать с таким гигантом, как Nestlé, и развивать другие категории горячих напитков – чай, какао, горячий шоколад.

ris.2

Доля кофе в чалдах в мировом контексте продолжает свое падение. В некоторых странах эти капсулы тяжело найти просто потому, что кофемашины такого типа непопулярны. В 2017 году кофемашины с системой для использования «мягких капсул» продолжили снижать свою долю от общих продаж капсульных кофемашин: за последние 5 лет она с 15% упала до 12%, и этот процесс продолжится в ближайшем будущем. Западная Европа лидирует по количеству аппаратов, совместимых с кофе в чалдах, но и здесь динамика развития «твердых» капсул берет верх.
Интерес потребителей к капсульному кофе был также продиктован стремлением кофеманов получить профессиональное решение в домашних условиях. Быстрота и простота приготовления подкупают современного человека, постоянно стремящегося к экономии времени. Малогабаритность капсульного аппарата также поспособствовала стремительному росту популярности этих бытовых приборов и, соответственно, кофе для них.
Бурно развивающийся сегмент кофеен в странах с низким потреблением кофе на душу населения повлиял на интерес к культуре его потребления в целом. Это в свое время подстегнуло продажи как привычного кофе молотого и в зернах, так и кофе в капсулах. Миллениалы, отдающие дань модным тенденциям, качеству и истории продукта, поддерживают популярность данного вида кофе.
На рынке товаров повседневного спроса огромную роль играет присутствие в современной рознице. Также все большую важность приобретает онлайн-торговля. Кофейные капсулы, войдя в сетевую розницу и активно размещенные там (например, Nescafé Dolce Gusto), стали более понятным продуктом для потребителя. Люди стали чаще замечать эту продукцию и интересоваться ею.
Растущее количество гаджетов, доступность Интернета для масс, популярность электронных платежей – все это обеспечило прирост онлайн-продаж кофейных капсул.
За последние несколько лет во всем мире розничная цена на кофе в капсулах росла медленнее, чем цены на кофе в целом. Этому способствовала растущая конкуренция – появление новых игроков и сортов кофе. К тому же благодаря развитию этого товара в рознице кофейные капсулы стали более подвержены скидочным настроениям, присущим всей категории кофе. 
В Восточной Европе цены вели себя похожим образом. В России динамика цен на кофейные капсулы была выше, чем на кофе в целом. Более привычные для россиян форматы кофе несколько лет подряд были подвержены глубоким скидкам, тогда как нишевый для этой страны капсульный сегмент набирал в цене большими темпами.
Для современных компаний становится хорошим тоном расширять свой ассортимент не только с помощью специализированных сортов, удобной и интересной с точки зрения дизайна упаковки, но и путем представления капсульных решений. Это делается на уровне как компаний, так и брендов. Например, появившийся в 2017 году бренд Lor (Jacobs Douwe Egberts) одним из своих форматов сразу же предложил капсулы.
Не только интернациональные гиганты представлены на рынке капсул. Все чаще свои инновационные решения предлагают локальные компании. В России, например, компания «Май» несколько лет назад запустила свои собственные капсулы Coffesso. Компания «Орими Трейд» также не обошла стороной этот развивающийся рынок и в 2018 году предложила покупателю капсульный формат уже знакомого потребителю бренда Jardin. Так как «Орими Трейд» является сильнейшим игроком на рынке чая, закономерным стал запуск чайных капсул. Такое решение может стать живительным глотком, инновацией на рынке чая, который стагнирует в натуральном выражении уже несколько лет подряд. Капсульным становится и какао, но пока только у сильнейших игроков – Nestlé (Nesquick) и Jacobs Douwe Egberts (Milka).
В ближайшие 5 лет ожидается дальнейшее развитие мирового рынка капсульного кофе. В натуральном выражении совокупный средневзвешенный годовой рост не превысит 5%. Самые высокие значения будут зафиксированы в странах с очень низким потреблением таких продуктов: в первую очередь на Ближнем Востоке, в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе (рис. 3). Продажи капсульного кофе там покажут двузначный рост. Стоит отметить, что регионы с самым высоким на сегодняшний день потреблением капсульного кофе на душу населения – Западная Европа и Северная Америка – продолжат демонстрировать позитивную динамику. В течение ближайших 5 лет в этих странах потребление данного вида кофе будет прирастать в пределах 5 и 4%, соответственно.

ris.3

В Восточной Европе развитие капсульного кофе не будет превышать 9%. Рост интереса к капсульным аппаратам, более высокое присутствие в современной рознице поспособствуют развитию этой категории.
В России прогнозы развития капсульного кофе выглядят менее оптимистично. Ожидаемый совокупный средневзвешенный годовой рост на ближайшие 5 лет остановится на отметке в 3%, что все же предполагает рассмотрение этого формата как перспективной ниши.
Потребители во всех странах мира становятся все более требовательными к товарам, которые они покупают. Это коснется потребительских ожиданий по отношению к кофемашинам и продуктам, совместимым с ними. Все больше производителей будут выходить на рынок капсульных горячих напитков, которые перестанут казаться потребителям чем-то непонятным. Лидеры и новички рынка все большее внимание начнут уделять материалам, используемым для изготовления капсул. Пластик, ввиду его вреда для окружающей среды, будет сменяться алюминием. Чайные капсулы пойдут по стопам кофейных и начнут завоевание своей аудитории.

Юлия Полищук,
аналитик Euromonitor International

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания