текущий номер

brau-beviale
sial
horeca
peterfood
interfood
 

№5/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
КОГДА МЕРЛО И КАБЕРНЕ РЕКОЙ ПОЛЬЕТСЯ ПО СТРАНЕ?
Перспективы развития российской винодельческой отрасли
ПЕЙ ПИВО ПО ЖАРЕ
Обзор российского рынка пива

ЧАЙ. КОФЕ
КАПСУЛИЗАЦИЯ НЕИЗБЕЖНА?
Обзор мирового рынка капсульного кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
СВОЯ ЦЕНА, СВОЙ ВКУС И СРОК ХРАНЕНИЯ…
Обзор российского рынка печенья
«ТАУРАС-ПЛАСТ»: Гибкий поставщик гибкой упаковки

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ТЫ СКАЖИ, БАРАШЕК НАШ, СКОЛЬКО МЯСА ТЫ НАМ ДАШЬ
Обзор российского рынка мясной продукции

МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
СОЛНЦЕ В ЗЕНИТЕ
Брендинг на российском рынке бутилированного подсолнечного масла
PACXPERT™: Гибкая альтернатива твердой таре

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ – МЫ НЕ СКИСНЕМ
Обзор российского рынка молочной продукции
МИКСПАП – актуальная альтернатива фольге
Инновационная серия универсальных автоматических выдувных машин APF-Max

БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
ПОПКОРН РОССИЙСКИХ ДЕРЕВЕНЬ
Обзор российского рынка несладких снеков

ИНГРЕДИЕНТЫ
ГЛЮКОЗА ГРАНЯМИ СВЕРКАЕТ
Обзор российского рынка крахмалопродукции
РАСКРОЙТЕ ПОТЕНЦИАЛ ВАШЕЙ ПРОДУКЦИИ

КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
ВСКРЫТИЕ ПОКАЖЕТ
Обзор российского рынка мясных консервов

ОБОРУДОВАНИЕ
ГРИБЫ РЕЗАТЬ - НЕ ШИШКИ ШЕЛУШИТЬ
Обзор российского рынка оборудования для переработки дикоросов

ТОРГОВЛЯ
КУРИЦА ПО ЗЕРНЫШКУ КЛЮЕТ, ДА СЫТА ЖИВЕТ
Обзор российского рынка продуктового ретейла

УПАКОВКА
ВЕДРА ВАРЕНЬЯ, БОЧКИ ПОРТВЕЙНА
Обзор российского рынка упаковки для жидких и вязких пищевых продуктов

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ЗАОДНО И ПОЕСТЬ
Обзор российского рынка общественного питания

ВЫСТАВКИ
23-я международная выставка упаковочной индустрии RosUpack

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


ТЫ СКАЖИ, БАРАШЕК НАШ, СКОЛЬКО МЯСА ТЫ НАМ ДАШЬ

Обзор российского рынка мясной продукции

Исследования компании «ГФК-Русь»

Впервые с 2008 года россияне незначительно, но все же сократили свои затраты на товары повседневного спроса (более чем на 1% за последний год*). Несмотря на то, что покупки продолжают совершаться все чаще, средний чек падает (-2%). Вследствие того, что продукты питания являются основной статьей расходов (78% от всех затрат) внутри покупательской корзины товаров повседневного спроса, снижение потребления и затрат на них оказывает наибольшее влияние на общую динамику рынка. Означает ли это, что россияне начали меньше есть, или они высвобождают средства в пользу чего-то другого? Возможно, на подобное покупательское поведение влияют какие-то другие факторы?
Анализ продуктовой корзины россиян показывает, что большая часть кошелька неизменно тратится на мясные продукты (замороженные и охлажденные мясо и птицу, полуфабрикаты из мяса и птицы, субпродукты, паштеты, колбасы, сосиски, мясные деликатесы). Но объемы продаж этой категории за последний год снизились более чем на 7% в стоимостном выражении. В натуральном выражении рынок просел примерно на 4%. Расходы на хлебобулочные изделия падают теми же темпами, притом что данная категория сокращалась наиболее интенсивно по объемам в натуральном выражении (более чем на 7%). Наиболее значительные темпы снижения расходов наблюдались в категории «яйца» (почти на 14%), хотя в количественном выражении она демонстрировала падение примерно на 5%.
На втором месте по затратам с долей в 16% располагаются молочные продукты (все молочные продукты, включая сыры и масло), которые в денежном исчислении выросли на 2%, но в тоннаже сократились более чем на 2%.
Из категорий, растущих по затратам, можно отметить замороженные продукты (замороженное тесто, мучные полуфабрикаты, фрукты и овощи, готовые блюда, мороженое) – они продемонстрировали рост более чем на 4%. По потреблению быстрее всего росли категории напитков (вода, соки, прохладительные напитки, включая газированные, алкогольная продукция, чай, кофе) и детского питания – соответственно, более чем на 3 и 6% в натуральном выражении.
Россияне перераспределяют свои денежные средства, по затратам, отдавая небольшое предпочтение молочным и замороженным продуктам, а также детскому питанию.
Подобное поведение отчасти связано с экономией денежных средств. Этот тезис подтверждается и тем, что в более чем 50% категорий рынка товаров повседневного спроса доля промо превысила 19%. Более того, доля промо в некоторых категориях приближается к 50%.
Но кроме практичности и эффективности у покупателей в России сейчас наблюдаются и другие поведенческие установки. Так, например, в глобальном исследовании GfK Consumer Life, в рамках которого отслеживаются изменения в поведении потребителей, выделяется 12 глобальных потребительских трендов**. Рассмотрим, как отдельные глобальные тренды и личные ценности россиян влияют на совершение покупок мясной продукции.
«Здоровье и бодрость. Чувствовать и выглядеть на 100»
Одним из следствий данного тренда является рост потребления индейки и баранины – более чем на 12 и 10%, соответственно. Такой рост обеспечивают города с населением до миллиона жителей. Интересно, что в мегаполисах двузначными темпами растет потребление мяса кролика – более чем на 12%. При этом средняя цена за килограмм этого вида мяса превышает 400 рублей.
«Новые грани опыта»
Потребитель явно готов экспериментировать с новыми видами мясной продукции и вкусами, чтобы разнообразить свое меню. Так, на 20% растет потребление мясных колбасок/купатов при средней стоимости продукта более 320 рублей за килограмм. Опять же больший вклад в такой рост вносят города с численностью населения до миллиона человек. В городах-миллионниках также наблюдается положительная тенденция, но она менее выражена, хотя в этих городах потребители склонны приобретать более дорогую продукцию.
«Моментальная доступность и инновации для упрощения»
В мегаполисах из-за отсутствия свободного времени и вследствие интенсивного образа жизни увеличиваются затраты потребителей на готовые блюда из мяса и птицы (59%), бифштекс из рубленого мяса (более чем на 25%) и люля-кебаб из птицы (почти на 16%). В тоннаже также растут такие категории, как «котлеты и биточки из птицы» и «бекон», – соответственно, на 3 и 2%.
Стоит отметить, что сильнее всего потребление мясной продукции в целом сократилось именно в мегаполисах: почти на 11% в натуральном выражении, а затраты при этом снизились почти на 14%. Подобная тенденция связана с двумя основными факторами: более частые перекусы, обеды, ужины вне дома и развитие сервисов по доставке готовой еды.
«Высокие ожидания»
В России продолжает расти категория мраморной говядины и полуфабрикатов из нее – более чем на 13% в тоннаже и на 15% в деньгах. Этот рост сейчас обеспечивают исключительно города с численностью населения до миллиона человек. В городах-миллионниках объем рынка в тоннаже не изменился, а в деньгах даже просел, что отражает наличие более конкурентной среды для розницы и давление со стороны ресторанного бизнеса.
«Сознательный выбор»
В городах с численностью населения до миллиона жителей потребители в большем объеме выбирают курятину при сокращении затрат на нее (рост в натуральном выражении составляет 2%, а в денежном исчислении наблюдается сокращение на 5%), замороженные полуфабрикаты из мяса и птицы в тесте (рост, соответственно, на более чем 2 и 5%), ливерную колбасу (рост, соответственно, на более чем 9% и порядка 5%) и консервы из мяса и птицы (рост, соответственно, на более чем 12 и 14%).
В основе такого потребительского поведения находятся различные факторы. Если в городах-миллионниках снижение затрат на продукты питания скорее связано с потреблением вне дома и поиском готовых решений, то в небольших городах это может быть обусловлено экономией и переключением на более доступные продукты. Тем не менее на примере таких продуктов, как мраморная говядина (включая полуфабрикаты) и мясные колбаски/купаты, мы можем говорить о постепенном распространении трендов мегаполисов и в регионы.
Стоит отметить, что в среднем домохозяйства тратят на мясо, включая готовые мясные изделия, порядка 1860 рублей ежемесячно. Причем если говорить об объемах покупки, то четверть всего мяса (26% в натуральном выражении) покупается в виде сосисок, колбас и мясных деликатесов. По данным исследования GfK***, спрос на эти мясные изделия в России за рассматриваемый период просел на 3%. Больше всего снижается категория мясных деликатесов. Как и вся категория мяса в рознице, готовые мясные изделия испытывают давление со стороны рационального поведения покупателей. Кроме того, на категорию влияют тренды здорового образа жизни, а также развитие индустрии общественного питания – канала HoReCa и сервисов по доставке еды.
Потребление колбасных, сосисочных изделий и мясных деликатесов растет только в Северо-Западном и Уральском регионах, тогда как самые большие любители готовых мясных изделий – Поволжье, Центральный регион и Дальний Восток – сократили свои покупки (табл. 1).

tab.1

Больше всего среди мясных изделий россияне любят вареную колбасу и сосиски – совокупно на эти категории приходится половина продаж в тоннаже (рис. 1).

ris.1

Правда, по сравнению с 2017 годом объем покупок сократился, соответственно, на 1,7 и 2,6% (рис. 2). А вот категория сырокопченой колбасы растет, несмотря на высокую стоимость этой продукции (на 4% в натуральном выражении). Сильнее всего снижается потребление шпика/сала (-22%).

ris.2

Крупнейшими производителями мясных изделий в России являются ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» (Москва), холдинг ABI Product и ПАО «Группа «Черкизово». Эти компании возглавили списки лидеров по объемам продаж в денежном и натуральном выражении. Кроме того, в Топ-30 самых популярных производителей входят собственные торговые марки сетей «Ашан» и «Магнит». На Топ-30 производителей приходится 51,6% всех затрат и 52,3% всего объема мясных изделий в РФ в июле 2017-го – марте 2018 года.

* Июль 2017 года – июнь 2018-го по сравнению с июлем 2016 года – июнем 2017-го, по данным потребительской панели «ГфК-Русь» (вся Россия; выборка 10 тысяч домохозяйств).
** Отчет GfK Consumer Life 2016/2017.
*** Компания GfK изучила тенденции рынка готовых мясных изделий (колбасные и сосисочные изделия, мясные деликатесы) в России. Исследование проводилось по данным потребительской панели GfK в городской и сельской России; были изучены покупки 10 тысяч домохозяйств за период с июля 2017-го по март 2018 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Рассматривались следующие сегменты: колбасные и сосисочные изделия, мясные деликатесы, в том числе вареная колбаса, сосиски, варено-копченая колбаса, сырокопченая/сыровяленая колбаса, полукопченая колбаса, сардельки/шпикачки, ветчина, грудинка, шпик/сало, бекон, карбонат, шейка, ливерная колбаса и другие.

Анастасия Джафарова,
директор по работе с клиентами
отдела исследований потребительской панели GfK Rus

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания