текущий номер

brau-beviale
sial
horeca
peterfood
interfood
 

№5/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
КОГДА МЕРЛО И КАБЕРНЕ РЕКОЙ ПОЛЬЕТСЯ ПО СТРАНЕ?
Перспективы развития российской винодельческой отрасли
ПЕЙ ПИВО ПО ЖАРЕ
Обзор российского рынка пива

ЧАЙ. КОФЕ
КАПСУЛИЗАЦИЯ НЕИЗБЕЖНА?
Обзор мирового рынка капсульного кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
СВОЯ ЦЕНА, СВОЙ ВКУС И СРОК ХРАНЕНИЯ…
Обзор российского рынка печенья
«ТАУРАС-ПЛАСТ»: Гибкий поставщик гибкой упаковки

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ТЫ СКАЖИ, БАРАШЕК НАШ, СКОЛЬКО МЯСА ТЫ НАМ ДАШЬ
Обзор российского рынка мясной продукции

МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
СОЛНЦЕ В ЗЕНИТЕ
Брендинг на российском рынке бутилированного подсолнечного масла
PACXPERT™: Гибкая альтернатива твердой таре

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ – МЫ НЕ СКИСНЕМ
Обзор российского рынка молочной продукции
МИКСПАП – актуальная альтернатива фольге
Инновационная серия универсальных автоматических выдувных машин APF-Max

БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
ПОПКОРН РОССИЙСКИХ ДЕРЕВЕНЬ
Обзор российского рынка несладких снеков

ИНГРЕДИЕНТЫ
ГЛЮКОЗА ГРАНЯМИ СВЕРКАЕТ
Обзор российского рынка крахмалопродукции
РАСКРОЙТЕ ПОТЕНЦИАЛ ВАШЕЙ ПРОДУКЦИИ

КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
ВСКРЫТИЕ ПОКАЖЕТ
Обзор российского рынка мясных консервов

ОБОРУДОВАНИЕ
ГРИБЫ РЕЗАТЬ - НЕ ШИШКИ ШЕЛУШИТЬ
Обзор российского рынка оборудования для переработки дикоросов

ТОРГОВЛЯ
КУРИЦА ПО ЗЕРНЫШКУ КЛЮЕТ, ДА СЫТА ЖИВЕТ
Обзор российского рынка продуктового ретейла

УПАКОВКА
ВЕДРА ВАРЕНЬЯ, БОЧКИ ПОРТВЕЙНА
Обзор российского рынка упаковки для жидких и вязких пищевых продуктов

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ЗАОДНО И ПОЕСТЬ
Обзор российского рынка общественного питания

ВЫСТАВКИ
23-я международная выставка упаковочной индустрии RosUpack

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


ПОПКОРН РОССИЙСКИХ ДЕРЕВЕНЬ

Обзор российского рынка несладких снеков

Исследования компании NeoAnalytics

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА
Рынок несладких снеков включает большой ассортимент продукции: орешки, семечки, сухофрукты, смеси орешков и сухофруктов, картофельные чипсы, кукурузные чипсы, экструдированные снеки, хлебцы, соленые сухарики, соленое печенье, закуски из сушеной рыбы, морепродуктов, мяса и другое.
Несмотря на то, что популярность снеков пришла с западного рынка, российский рынок, в свою очередь, отличается национальными предпочтениями и аутентичным колоритом. Данные особенности проявляются в том, что снеки приобретаются не только для того, чтобы перекусить, но и в качестве закуски к пиву. Активное развитие в России пивного рынка способствовало развитию таких сегментов, как ржаные сухарики, закуски из морепродуктов и других.
В целом рынок несладкой снековой продукции достаточно консолидирован и поделен между участниками рынка. Возможно появление новых мелких локальных участников рынка, однако в ближайшее время серьезных изменений в расстановке сил не предвидится.
Важной особенностью российского рынка несладких снеков на сегодняшний день является то, что в его структуре доминирует доля внутреннего производства. Ретроспективный анализ с 2011-го по 2017 год показывает, что объемы импортных поставок постепенно снижаются (рис. 1). Особенно спад ощущался в период с 2014-го по 2016 год.

ris.1

СТРУКТУРА РЫНКА
Наибольшую долю на рынке несладких снеков занимают картофельные чипсы – 57% в стоимостном выражении (рис. 2). Группа соленых закусок является второй по популярности – ее доля в 2017 году составляла 24%. К соленым закускам относятся соленые хлебные сухарики, соленые хлебные чипсы, морские и мясные сушеные закуски, экструдеры, соленые палочки, чипсы из кукурузной муки, соленый попкорн и другие снеки. Доля группы натуральных снеков (орехи, сухофрукты и семечки) составляет 10% рынка. В связи с пропагандой здорового образа жизни многие потребители переходят со сладостей на орехи и сухофрукты. Среди орехов наиболее популярными в России являются арахис и фисташки. На последнем месте с долей в 9% располагается соленое печенье.

ris.2

ВНУТРЕННЕЕ ПРОИЗВОДСТВО
По данным Росстата, в 2017 году объем общего производства несладких снеков в РФ в натуральном выражении увеличился на 4,4% по отношению к аналогичному показателю предыдущего года и составил 303,3 тысячи тонн (рис. 3). В общей структуре производства преобладает снековая продукция из картофеля, доля которой в 2017 году составила около 43% (рис. 4).
ris.3 ris.4
ИМПОРТ
В 2017 году объем всего импорта несладких снеков в натуральном выражении увеличился на 25,9% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года и составил 93,7 тысячи тонн (рис. 5). В структуре объема импорта снеков в натуральном выражении лидировали такие позиции, как сушеные фрукты, в том числе смеси с орехами (28,5%), и экструдированные, или вытянутые, продукты, острые или соленые (24,9%).

ris.5

ОБЪЕМ РЫНКА
В 2017 году объем российского рынка несладких снеков увеличился на 0,2%, составив 240 млрд рублей (рис. 6). Следует отметить, что отечественный рынок снеков движется к стагнации. К 2020 году розничные продажи снековой продукции в России могут достигнуть показателя в 259 млрд рублей. Ежегодные темпы роста составят 2–3%.

ris.6

КАНАЛЫ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ
Большая часть снеков реализуется в сетевой продуктовой рознице, к которой относятся сетевые гипермаркеты, супермаркеты и мини-маркеты. Доля данного канала продаж составляет 52%, и она ежегодно увеличивается (рис. 7). Стоит отметить, что развитие сетевой торговли влияет на рост продаж продукции, упакованной под собственными торговыми марками.

ris.7

На нецентрализованную торговлю приходится около 38% продаж снеков в натуральном выражении. К данному каналу продаж относятся киоски, рынки, прилавки на улице и другие. Доля данного канала стабильно сокращается.
Доля продаж несладких снеков в независимых магазинах составляет 10%, также ежегодно сокращаясь. Имея выбор, потребители чаще идут в сетевые супермаркеты или гипермаркеты.
На рынке развивается относительно новая категория – продажи вне магазина. К данному каналу относятся интернет-торговля, торговые автоматы и прямые продажи. Наиболее активно развивается сегмент торговых автоматов, в которых можно приобрести упакованные орехи, чипсы и другие снеки.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Во всех сегментах рынка несладких снеков представлены как российские, так и зарубежные производители. В числе ведущих игроков такие крупные зарубежные компании, как Kraft Foods Inc. и PepsiCo. Среди российских компаний лидерами в целом по всему рынку упакованных снеков являются ООО «КДВ Групп» (г. Томск), ООО «Московская ореховая компания» (Московская обл.) и ГК «Гуд-Фуд» (Москва) (рис. 8).

ris.8

В сегменте чипсов лидируют марки Lay’s и Cheetos (ООО «Фрито Лей Мануфактуринг», PepsiCo), Estrella (Кraft Foods Inc.), а также «Super Чипсы», «Наш картофель» и «Русская картошка» (ООО «Русскарт», Московская обл.). Стоит отметить, что компания Кraft Foods Inc. не имеет производства в России и импортирует продукцию со своих заводов на Украине и в Прибалтике.
Лидером на рынке сухариков является «КДВ Групп»: в 2008–2009 годах компания объединила активы ЗАО «Бриджтаун фудс» и ОАО «Сибирский берег интернейшнл» с известными брендами «3 корочки», «Кириешки» и «Компашки».
Среди производителей мясных снеков представлены такие компании, как ООО «Интерснэк Фудс» (Москва, ТМ Smeat), ООО «Фрэш энд Снэк Компани» (Московская обл., ТМ Grizzon), ООО «Карат» (Ленинградская обл., ТМ Big Energy, «Ранчо Мяссури») и другие.
Производством сухих мясных снеков в России занимаются в основном региональные компании, реализующие продукцию в своем регионе. На федеральном уровне им сложно конкурировать с крупными мясокомбинатами, которые также имеют в ассортименте снековую продукцию, и с крупными производителями другой снековой продукции (чипсов и сухариков).
Производством снеков из морепродуктов, наряду с выпуском мясных снеков, занимаются в основном локальные производители. В данном сегменте существует несколько десятков региональных компаний, которые активизируют производство в сезон продаж (теплые месяцы года).
Позиции снеков из морепродуктов есть в предложении многих крупных игроков. В качестве примера можно привести марки «Баренцев» и «BEERka», входящие в ассортимент «КДВ Групп».
Лидерами среди производителей орехов и сухофруктов являются «Гуд-Фуд», ООО «Натур-Фудс» (Москва), ООО «Натси» (г. Новосибирск), ООО «Мааг» (Санкт-Петербург) и «Московская ореховая компания». Данные компании контролируют около половины рынка орехов и сухофруктов в России.
Более 40% продаж орехов и сухофруктов приходится на собственные торговые марки. Лидерами в продаже орехов под СТМ являются «Магнит», X5 Retail Group, «Ашан» и Metro Cash & Carry.

Ольга Луцева-Эр,
генеральный директор
исследовательской компании NeoAnalytics
MSc in Social Management

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания