текущий номер

nika
wolf
tauras-plast
XXI специализированная выставка продуктов питания «Продукты питания - 2019»
XXIII международная выставка напитков «Напитки - 2019»
XХVIII Международный форум. «Пиво - 2019»
horeca
 

№5/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
КОГДА МЕРЛО И КАБЕРНЕ РЕКОЙ ПОЛЬЕТСЯ ПО СТРАНЕ?
Перспективы развития российской винодельческой отрасли
ПЕЙ ПИВО ПО ЖАРЕ
Обзор российского рынка пива

ЧАЙ. КОФЕ
КАПСУЛИЗАЦИЯ НЕИЗБЕЖНА?
Обзор мирового рынка капсульного кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
СВОЯ ЦЕНА, СВОЙ ВКУС И СРОК ХРАНЕНИЯ…
Обзор российского рынка печенья
«ТАУРАС-ПЛАСТ»: Гибкий поставщик гибкой упаковки

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ТЫ СКАЖИ, БАРАШЕК НАШ, СКОЛЬКО МЯСА ТЫ НАМ ДАШЬ
Обзор российского рынка мясной продукции

МАСЛОЖИРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
СОЛНЦЕ В ЗЕНИТЕ
Брендинг на российском рынке бутилированного подсолнечного масла
PACXPERT™: Гибкая альтернатива твердой таре

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ – МЫ НЕ СКИСНЕМ
Обзор российского рынка молочной продукции
МИКСПАП – актуальная альтернатива фольге
Инновационная серия универсальных автоматических выдувных машин APF-Max

БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
ПОПКОРН РОССИЙСКИХ ДЕРЕВЕНЬ
Обзор российского рынка несладких снеков

ИНГРЕДИЕНТЫ
ГЛЮКОЗА ГРАНЯМИ СВЕРКАЕТ
Обзор российского рынка крахмалопродукции
РАСКРОЙТЕ ПОТЕНЦИАЛ ВАШЕЙ ПРОДУКЦИИ

КОНСЕРВИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ
ВСКРЫТИЕ ПОКАЖЕТ
Обзор российского рынка мясных консервов

ОБОРУДОВАНИЕ
ГРИБЫ РЕЗАТЬ - НЕ ШИШКИ ШЕЛУШИТЬ
Обзор российского рынка оборудования для переработки дикоросов

ТОРГОВЛЯ
КУРИЦА ПО ЗЕРНЫШКУ КЛЮЕТ, ДА СЫТА ЖИВЕТ
Обзор российского рынка продуктового ретейла

УПАКОВКА
ВЕДРА ВАРЕНЬЯ, БОЧКИ ПОРТВЕЙНА
Обзор российского рынка упаковки для жидких и вязких пищевых продуктов

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ЗАОДНО И ПОЕСТЬ
Обзор российского рынка общественного питания

ВЫСТАВКИ
23-я международная выставка упаковочной индустрии RosUpack

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


ВСКРЫТИЕ ПОКАЖЕТ

Обзор российского рынка мясных консервов

Исследования компании AnalyticResearchGroup

На внутреннем рынке консервов из мяса и с добавлением мяса в последние несколько лет наблюдался спад, однако в 2017 году производство в сегменте вновь продемонстрировало положительную динамику. При рассмотрении объемов выпуска мясных и мясосодержащих консервов в России в период с 2010-го по 2017 год можно отметить, что пик производства был зафиксирован в 2014 году – тогда отечественные заводы выпустили почти 627 млн условных банок продукции (рис. 1). Приросту объема выпуска поспособствовало продовольственное эмбарго: вызванный им рост цен в мясной отрасли, а также снижение покупательской способности населения привели к закономерному росту потребительского спроса на более дешевые мясные продукты.

ris.1

Тем не менее, достигнув максимума в 2014 году, объем производства в сегменте стал сокращаться: в 2015 году производство просело на 16%, в 2016 году снижение объемов выпуска продолжилось (-6,7% за год). По итогам полного 2017 года, в категории мясных и мясосодержащих консервов совокупно было произведено 520,3 млн условных банок продукции. Годовой прирост оценивался в 5,9%. Ожидается, что, по итогам 2018 года, рынок не затронут существенные изменения и, продолжая тенденцию спада последних лет, производство может несущественно сократиться по сравнению с результатами, продемонстрированными в 2017 году.
Как показывает статистика, производство консервов любых видов с добавлением мяса в 2017 году составило 648,1 млн условных банок. Категория мясных консервов при этом была превалирующей – ее доля в объеме производства оценивалась в 62,1% (рис. 2). По последним данным, за первые 4 месяца 2018 года объем производства в сегменте в целом был на уровне 173,2 млн условных банок, в том числе 101,1 млн банок мясных консервов и 28,1 млн банок мясосодержащих консервов.

ris.2

Для консервного бизнеса характерны значительные сезонные колебания, вызываемые спецификой функционирования мясной отрасли. Так, в зимние месяцы на рынке доступно большое количество свежего охлажденного мяса, что сказывается на объемах выпуска в консервной отрасли. Например, для января 2017 и 2018 годов были характерны наиболее низкие значения объема выпуска (за последние 16 месяцев): 35,5 и 33,1 млн условных банок, соответственно (рис. 3).

ris.3

Рост объемов выпуска традиционно наблюдается в весенние и летние периоды, когда население начинает активно закупать консервы для поездок на дачу. Также на увеличении спроса положительно сказывается туристический сезон. При этом в 2017 году высокие показатели объемов производства были зафиксированы и в осенние месяцы: в сентябре российские заводы изготовили 56,9 млн условных банок мясных и мясосодержащих консервов всех видов (в том числе для детского питания), в октябре – 66,3 млн банок, в ноябре – 65,6 млн банок.
Выпуском мясных консервов в России занимаются многие предприятия, причем на рынке есть как компании, для которых консервы – основная специализация, так и мясоперерабатывающие заводы, для которых консервация – только одно из направлений в действующей ассортиментной линейке. Среди последних можно отметить ООО «Мясокомбинат «Бобровский» (Воронежская обл.), ООО «Мясокомбинат «Дубки» (Саратовская обл.), ОАО «Великоновгородский мясной двор», ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», ООО «Курганский мясокомбинат «Стандарт» и многих других.
В соответствии с результатами исследования «Любимые бренды россиян» в 2017 году», проведенного компанией OMI, можно выделить тройку марок, лидирующих по потребительским предпочтениям. Марке «Главпродукт» (холдинг «Главпродукт»), которая занимает вторую строчку в категории «рыбные и мясные консервы»*, отдают предпочтение 18,2% опрошенных. Марку «Совок» (ООО «Консервный комбинат «Балтком», Калининградская обл.), расположившуюся на третьей строчке рейтинга, выбирают 9,8% респондентов, а ТМ «Балтийский» (ООО МКК «Балтийский», Санкт-Петербург), занимающую шестую строчку, – 7,5%.
Потребительские цены на мясные консервы в России демонстрируют плавную тенденцию к увеличению, практически без спадов – даже во время низких сезонов. С начала 2016 года и по апрель 2018-го цены в расчете на 350 граммов мясных консервов в среднем по стране варьировались от 116,9 рубля (январь 2016 года) до 126,3 рубля (март 2018 года). В апреле 2018 года потребительская цена за 350 граммов мясных консервов составила 125,9 рубля (+2,6% за год).
Что касается российских регионов, то самый дорогой продукт реализуется на территории Чукотского автономного округа, где в апреле 2018 года цена за 350 граммов продуктов в данной категории составила 263,8 рубля (рис. 4). На втором месте расположилась Магаданская область (165,5 рубля), а на третьем – Москва (153 рубля). В свою очередь, наиболее низкие цены были типичны для Северной Осетии (91,2 рубля), а также для ряда регионов Сибири и Центрального федерального округа.

ris.4

При этом за последний год (апрель 2018-го к апрелю 2017 года) цены на мясные консервы наиболее заметно выросли на Чукотке (+40%), в Ингушетии (+22,2%) и в Астраханской области (+10,3%), а сократились сильнее всего в Калмыкии (-7,1%), Архангельской области (-6,5%) и на Камчатке (-5,5%).
Несмотря на реализацию программы импортозамещения, объем ввоза мясных консервов в Россию в последние годы растет: в 2017 году импортные поставки составили 9,9 тысячи тонн (+4,9% за год), а в денежном выражении импорт оценивался в сумму порядка $ 41 млн.
По данным таможенной статистики, в 2017 году наибольшую долю по импорту среди категорий продуктов имели консервы из мяса крупного рогатого скота – 63,1 и 67,5%, соответственно, в стоимостном и натуральном выражении (рис. 5). По импорту в долларах вторую строчку занимали продукты, изготовленные из окороков и отрубов свинины (15,6%), а по импорту в тоннах вторыми по популярности стали продукты из мяса кур (14,6%).

ris.5

При этом категория консервов из свиных окороков и их отрубов за год показала наиболее заметную положительную динамику: объем поставок вырос на 25,7% по сравнению с 2016 годом. Консервы и изделия из лопаточных частей и их отрубов из свинины, наоборот, стали категорией, где импорт сократился наиболее сильно (-47,9%). Заметно выросли поставки консервов из индейки (+25,3% к результатам 2016 года), чуть менее активно росли поставки продукции из мяса домашних кур (+15,3%), а по продуктам из мяса прочей домашней птицы был зафиксирован существенный спад (-47,7%).
Серьезной проблемой на российском рынке остаются низкое качество продукции и большое число подделок. Этот факт подтверждают проводимые экспертизы: к примеру, результаты исследования организации потребителей «Общественный контроль» (Санкт-Петербург) в 2018 году показали, что консервы 9 из 10 проанализированных брендов, имеющих маркировку ГОСТ 32125-2013, не соответствовали требованиям стандарта по одному или нескольким показателям. Эксперты отметили, что это худшие результаты замеров за последние годы: так, в 2017 году доля образцов, не соответствующих ГОСТ, составила 60%, в 2016 году – 40%, а в 2015-м – 70%. 
Низкое качество консервной продукции на рынке объясняется стремлением производителей сэкономить, используя более дешевое сырье: вместо жилованного мяса с требуемыми показателями продукт изготавливают из дешевой обрези. В связи с этим зачастую в составе готовой продукции наблюдается более высокое содержание жира, чем допускается стандартами, и более низкое содержание белка. Также удешевить производство заводы пытаются за счет введения в состав других добавок – в частности загустителей, позволяющих придать консервам низкого качества нужную структуру, а также сою.
В целом динамика рынка в сегменте мясных и мясосодержащих консервов показывает, что российские заводы-изготовители в последние годы сокращали объемы выпуска, однако резкого падения в сегменте не наблюдалось. В 2017 году производство стабилизировалось, в краткосрочной перспективе на отечественном рынке не ожидается заметных сдвигов. Наблюдается рост как импортных, так и экспортных поставок; по импорту существенная доля приходится на продукты из Белоруссии, консервы на экспорт идут в основном в Казахстан и другие страны СНГ, а также на Украину.

* Согласно методике OMI, в исследовании «Любимые бренды россиян» в рейтинге бренды упорядочены по доле упоминаний от назвавших один из брендов Tоп-10 в категории. Рассматривался общий рейтинг в категории «Мясные и рыбные консервы»; приведены описания компаний, занимающихся выпуском мясной продукции.

Наталья Тетеркина,
аналитик компании
AnalyticResearchGroup

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания