текущий номер

pastelnor
XXI специализированная выставка продуктов питания «Продукты питания - 2019»
XXIII международная выставка напитков «Напитки - 2019»
XХVIII Международный форум. «Пиво - 2019»
iffa
 

№1/2019


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


НАПИТКИ
СЧАСТЬЕ В ЖИЗНИ ПРЕДСКАЖЕТ ГАДАНЬЕ
Обзор российского рынка пива
ЧАЙ. КОФЕ
ЧАЙ - НЕ ХИМИЯ КАКАЯ, ЧАЙ - ПРИРОДНЫЕ ДАРЫ
Обзор российского рынка чая
ВАМ С ЦЕРЕМОНИЯМИ ИЛИ ПОКРЕПЧЕ?
Обзор российского рынка кофе
КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
У НАС ЕСТЬ ЧАЙ И ПЕЧЕНЬКИ
Обзор российского рынка мучных кондитерских изделий
ГДЕ НЕТ ЛЮБВИ, ТАМ ШТРУДЕЛЬ НЕ ПЕКУТ
Десерты в заведениях общественного питания
РОССИЙСКИЙ МАЛЬТОДЕКСТРИН MultyDex®
МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
СЕРДЦЕ МЛЕЕТ, ЖЕЛУДКУ ВНИМАЯ
Обзор российского рынка мяса
Знатоки мясного вкуса
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НЕ БОГИ СЫРЫ ВЫПУСКАЮТ
Обзор российского рынка молочной продукции
КАК СЛОВО НАШЕ ПРОДАЕТСЯ?
Брендинг на российском рынке молочных продуктов
Надежный российский производитель модифицированного крахмала
БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
ОРЕХ ВСЕЯ РУСИ
Импорт орехов в Россию
«НИКА»: Успех приходит к достойным
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
В ОЖИДАНЬЕ ЧУДЕС НЕВОЗМОЖНЫХ
Обзор российского рынка снековых батончиков
УПАКОВКА
Инфляция, шринкфляция? Даунсайзинг!
Тенденции уменьшения размеров упаковки в пищевой отрасли
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ХОТЬ ОДИН ДА НАЙДЕТСЯ КЛИЕНТ
Рынок лизинга в России
НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


СЧАСТЬЕ В ЖИЗНИ ПРЕДСКАЖЕТ ГАДАНЬЕ

Обзор российского рынка пива

Исследования компании IndexBox

Пиво является самым популярным алкогольным напитком в России, а его среднедушевое потребление в 2017 году выросло на 4% (до 50,3 литра на человека в год), что составило лишь 86% от показателя 2013 года (58,2 литра). По итогам 2018 года потребление оценивается на уровне 51,3 литра на человека в год, что в целом сопоставимо с уровнем 2017 года. Для сравнения: в крупнейших странах–потребителях пива это значение в 2 раза выше. Так, в Чехии на человека в год приходится более 140 литров, в Ирландии – 130 литров, а в Германии – 100 литров.

ris.1

Объем видимого потребления* пива в 2017 году составил 738,9 млн дал, продемонстрировав прирост в 2,4% к показателю 2016-го (рис. 1). В стоимостном выражении потребление пива выросло на 10,3% по отношению к 2016 году, составив 800,3 млрд рублей (рис. 2).

ris.2

Производители пива связывают спад на рынке в 2013–2016 годах с рядом факторов, важнейшими из которых являются ежегодное увеличение акцизов и ужесточение государственного регулирования. В 2009–2016 годах ставка акциза на пиво была увеличена почти в 7 раз, и в дальнейшем она продолжит расти.
Важно отметить, что в 2016 году пивовары лишились возможности реализовать продукцию в ПЭТ-таре объемом более 1,5 литра и свободно рекламировать свою продукцию. Были введены ограничения в отношении мест продажи пива в ночное время, а также наложен запрет на реализацию продукции через киоски и павильоны. В то же время спаду российского рынка пива способствовало и сокращение численности населения в возрасте 18–55 лет.
По итогам 2018 года ожидается рост потребления пива на 1,4%, до 749,4 млн дал, что обусловлено повышенным спросом со стороны потребителей, особенно в период проведения чемпионата мира по футболу. Как показывает опыт других стран, во время проведения чемпионата рынок пива растет на 3–5%, что связано с культурой потребления этого напитка во время просмотра спортивных передач. Также следует отметить приток туристов из стран Европы, где более развита культура производства и потребления пива.
Объем производства пива в РФ в 2017 году, согласно данным Росстата, составил 745,6 млн дал (+2,4% к уровню 2016 года) (рис. 3). Рост обусловлен прежде всего восстановлением потребительского интереса к пенному напитку. Данная тенденция подтверждается и ростом поставок импортной продукции, объем которой увеличился по итогам 2017 года на 47,7%, составив 25,08 млн дал.

ris.3

В России около 95% всех объемов производства пива приходится на светлое пиво крепостью 0,5–8,6%. Оставшуюся часть составляет выпуск нефильтрованного, темного и безалкогольного пива, а также производство пивных коктейлей и солодовых напитков.
Основная доля импортируемого на территорию РФ в 2017 году пива была поставлена из Германии – 29 и 33%, соответственно, в натуральном и стоимостном выражении (рис. 4). На импорт из Чехии пришлось порядка 13% поставляемого на российский рынок пива в натуральном выражении и 12% в стоимостном. На третьем месте – продукция из Белоруссии, которой принадлежат 12% от всех поставок в стоимостном выражении. При этом в натуральном выражении Белоруссия заняла вторую позицию с 22% от общего объема поставок.

ris.4

Общий уровень цен производителей в 2017 году был ниже, чем в предыдущем году, в среднем на 1,2%. Снижение средних цен на пиво было вызвано падением потребительского спроса, в том числе по причине холодного лета. В 2018 году средние цены производителей выросли на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го, что можно объяснить обратной ситуацией – повышенным спросом со стороны потребителей. В целом за последние 5 лет цены производителей выросли на 19%, что связано в первую очередь с ростом акцизов на алкоголь.
Максимальная цена на пиво в 2018 году была зафиксирована в феврале (315,6 рубля за декалитр), минимальная – в апреле (278,4 рубля за декалитр).
Динамика розничных цен на пиво отличается в зависимости от происхождения продукции. Так, средняя цена на товар иностранных производителей в 2018 году упала на 6%, составив 214,3 рубля за декалитр, в то время как пиво, выпущенное в России, подорожало в рознице на 3%, до 111,3 рубля за декалитр.
Следует отметить, что потребительские цены на импортное и отечественное пиво по сравнению с 2013 годом выросли, соответственно, на 39 и 69%.
Наиболее перспективной нишей на ближайшие 3–5 лет производители считают выпуск безалкогольного пива. Итоги 2017 года показали, что на этот сегмент пришлось 1,4% всего рынка против 0,9% в 2013-м. Если в 2001 году на рынке был один безалкогольный бренд, то в 2017-м их уже 73, причем 33 – российских.
Развивается сегмент крафтового пива, что напрямую связано с ростом культуры посещения баров, кальянных, кафе и ресторанов с «быстрой» едой (бургерные, стейк-хаусы и другие). 
Рынок алкоголя подвержен резким колебаниям, поскольку он зависит от государственного регулирования отрасли и цен на конечную продукцию. Дальнейшее повышение акцизной ставки до 2020 года не планируется, что обусловлено необходимостью сократить долю нелегального алкоголя на российском рынке. Данный риск связан с распространением контрафактной продукции на фоне роста потребительских цен на пиво.
Приняв во внимание факторы развития пивного рынка, а также тот факт, что резких изменений в государственной политике регулирования в среднесрочной перспективе не предвидится, можно надеяться, что в ближайшие годы рынок будет постепенно расти. Объем видимого потребления пива в РФ будет увеличиваться со среднегодовыми темпами порядка 0,3% и к 2025 году достигнет 764,4 млн дал, что на 3,4% выше уровня 2017 года (рис. 5).

ris.5



* Под видимым потреблением здесь и далее понимается текущий баланс на рынке между производством, импортом и продукцией, поставленной на экспорт. Фактически данный показатель отражает объем продукции, доступный для потребления на внутреннем рынке. При этом делается допущение, что запасы, не реализованные остатки и потери входят в указанный объем, но отдельно не выделяются.

Мария Айриян

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика