текущий номер

pastelnor
sochi-beer
iffa
 

№1/2019


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


НАПИТКИ
СЧАСТЬЕ В ЖИЗНИ ПРЕДСКАЖЕТ ГАДАНЬЕ
Обзор российского рынка пива
ЧАЙ. КОФЕ
ЧАЙ - НЕ ХИМИЯ КАКАЯ, ЧАЙ - ПРИРОДНЫЕ ДАРЫ
Обзор российского рынка чая
ВАМ С ЦЕРЕМОНИЯМИ ИЛИ ПОКРЕПЧЕ?
Обзор российского рынка кофе
КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
У НАС ЕСТЬ ЧАЙ И ПЕЧЕНЬКИ
Обзор российского рынка мучных кондитерских изделий
ГДЕ НЕТ ЛЮБВИ, ТАМ ШТРУДЕЛЬ НЕ ПЕКУТ
Десерты в заведениях общественного питания
РОССИЙСКИЙ МАЛЬТОДЕКСТРИН MultyDex®
МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
СЕРДЦЕ МЛЕЕТ, ЖЕЛУДКУ ВНИМАЯ
Обзор российского рынка мяса
Знатоки мясного вкуса
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НЕ БОГИ СЫРЫ ВЫПУСКАЮТ
Обзор российского рынка молочной продукции
КАК СЛОВО НАШЕ ПРОДАЕТСЯ?
Брендинг на российском рынке молочных продуктов
Надежный российский производитель модифицированного крахмала
БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
ОРЕХ ВСЕЯ РУСИ
Импорт орехов в Россию
«НИКА»: Успех приходит к достойным
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
В ОЖИДАНЬЕ ЧУДЕС НЕВОЗМОЖНЫХ
Обзор российского рынка снековых батончиков
УПАКОВКА
Инфляция, шринкфляция? Даунсайзинг!
Тенденции уменьшения размеров упаковки в пищевой отрасли
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ХОТЬ ОДИН ДА НАЙДЕТСЯ КЛИЕНТ
Рынок лизинга в России
НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


ЧАЙ - НЕ ХИМИЯ КАКАЯ, ЧАЙ - ПРИРОДНЫЕ ДАРЫ

Обзор российского рынка чая

Исследования компании NeoAnalytics

Под российским производством чая понимается расфасовка и упаковка уже ферментированного чайного листа. При этом 90% сырья, используемого в производстве, покупается на чайных аукционах по месту выращивания: в Шри-Ланке, Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии и Кении. В силу климатических условий выращивание чая в России незначительно. Чай первичной обработки (сортовой) производится в Краснодарском крае, но его доля составляет менее 1% от общего объема потребления. Несмотря на высокие вкусовые характеристики лучших сортов краснодарского чая, основным его недостатком является подверженность влиянию неблагоприятных внешних факторов: чувствительность к климатическим условиям, переработке, купажированию, фасовке и транспортировке, в результате которых теряются его вкус и аромат.
В настоящее время потребителями чая являются более 93% жителей РФ. Наибольшее предпочтение российские покупатели отдают черному байховому пакетированному чаю.
Российский рынок чая является зрелым и насыщенным. Вследствие ограниченного количественного роста в настоящее время развитие рынка происходит в качественном плане. Производители предлагают новые вкусы и купажи, пытаясь завоевать еще большую долю рынка. Основными категориями роста являются пакетированный чай среднего и премиального сегментов и листовой чай премиального сегмента. В связи с модой на здоровый образ жизни наблюдается увеличение потребления зеленого и фруктово-травяного чая.
На сегодняшний день в общей структуре российского рынка в натуральном выражении преобладает доля черного чая, которая в 2018 году составила 60% (рис. 1). На втором месте располагается черный ароматизированный чай с долей в 20%.

ris.1

Необходимо отметить, что на протяжении последних пяти лет в структуре рынка доминировала доля импорта. К примеру, в 2017 году объем импортных поставок был зафиксирован на уровне 168,8 тысячи тонн, в то время как внутреннее производство составило 103,3 тысячи тонн (рис. 2).

ris.2

В 2018 году ситуация изменилась. В частности, внутренний выпуск продукции вырос, а объем импорта значительно сократился по сравнению с последними годами. Данные показатели свидетельствуют о том, что потребление чая в России в 2018 году снизилось: произошли изменения во вкусовых пристрастиях россиян, доля чая в общей структуре сократилась на фоне потребления кофе и других напитков, к примеру цикория и других.
Россия не является экспортером чая. Практически весь произведенный объем потребляется внутри страны. Доля экспорта незначительна, и в ближайшей перспективе роста экспортных поставок не ожидается.
В 2018 году объем производства чая в натуральном выражении увеличился на 6,5% по отношению к аналогичному показателю предыдущего года и составил 110 тысяч тонн (рис. 3).

ris.3

В структуре российского производства по видам продукции доля черного байхового чая составляет 80%, а доля зеленого байхового – 20%.
По объему производства игроков российского рынка черного чая можно разделить на четыре категории: крупные, средние, мелкие и компании–представители малого бизнеса.
Ведущим российским производителем как черного байхового, так и зеленого чая является Фабрика «Орими» (ранее Фабрика «Невские пороги», дочернее предприятие ГК «Орими Трэйд», Ленинградская обл.). В сегменте черного чая на долю предприятия приходится 66% от общего объема производства в натуральном выражении (ТМ Greenfield, «Принцесса Нури»), а в сегменте зеленого чая – 85% (ТМ «Принцесса Ява»).
В 2018 году объем импорта чая в натуральном выражении уменьшился на 32% по отношению к аналогичному показателю предыдущего года и составил 114,8 тысячи тонн (рис. 4). Как уже было отмечено, в прошлом году было зафиксировано сокращение потребления чая за счет других напитков, в частности кофе.

ris.4

В структуре импорта чая в натуральном выражении на долю Индии приходится 30,7%, а Шри-Ланке и Кении принадлежат, соответственно, 22,7 и 13,1% (рис. 5).

ris.5

Согласно таможенной статистике, в 2018 году на экспортном направлении также был зафиксирован спад поставок. Так, в частности, в прошлом году объем экспорта чая в натуральном выражении уменьшился на 34,3% по отношению к аналогичному показателю 2017-го и составил 11,1 тысячи тонн (рис. 6). Прежде всего это связано с сокращающимися поставками на Украину: по результатам 2018 года эта страна по объемам поставок опустилась на третье место после Белоруссии и Казахстана. Ранее Украина была первой в рейтинге стран–экспортеров российского чая, и объемы поставок были в несколько раз выше.

ris.6

Учитывая сокращение импорта чая, в 2018 году наблюдалось уменьшение объема рынка в натуральном выражении. В 2018 году объем рынка сократился на 16,3% по сравнению с аналогичным показателем 2017-го и составил 213,7 тысячи тонн. Прежде всего свою роль сыграли уменьшающиеся объемы импорта. Кроме того, в 2018 году было зафиксировано сокращение потребление чая внутри страны.
В дальнейшем объем российского рынка чая будет зависеть в первую очередь от объема импортных поставок, так как внутреннее производство растет не так динамично.
Одной из важных тенденций в последние несколько лет является изменение структуры потребления: соотношение предпочтений листового фасованного чая к пакетированному постепенно меняется в пользу последнего. Россияне все чаще предпочитают пакетированный чай. Так, по оценке NeoAnalytics, сегодня его покупают более 70% потребителей.
Кроме того, наметилось изменение потребительских предпочтений по видам чая: уменьшилось потребление ароматизированного чая, но увеличился интерес к зеленому чаю, фруктово-травяным чаям, напиткам без кофеина, а также к редким сортам чая – белому, пуэр, лапсанг сушонг и другим. В ближайшей перспективе данная тенденция сохранится.
На конкурентном поле наблюдаются тенденции укрепления лидеров чайного рынка и уход более мелких игроков. В кризисных условиях ведущие компании удерживают лидерство за счет большой лояльной аудитории, широкой рекламной программы и сформированной дистрибьюции.
В перспективе ускорится уход с рынка новых небольших игроков второго-третьего эшелонов, которые занимали среднюю и премиальную ниши или работали в отельных регионах.

Ольга Луцева-Эр,
генеральный директор
исследовательской компании NeoAnalytics
MSc in Social Management

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика