текущий номер

pastelnor
sochi-beer
iffa
 

№1/2019


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


НАПИТКИ
СЧАСТЬЕ В ЖИЗНИ ПРЕДСКАЖЕТ ГАДАНЬЕ
Обзор российского рынка пива
ЧАЙ. КОФЕ
ЧАЙ - НЕ ХИМИЯ КАКАЯ, ЧАЙ - ПРИРОДНЫЕ ДАРЫ
Обзор российского рынка чая
ВАМ С ЦЕРЕМОНИЯМИ ИЛИ ПОКРЕПЧЕ?
Обзор российского рынка кофе
КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
У НАС ЕСТЬ ЧАЙ И ПЕЧЕНЬКИ
Обзор российского рынка мучных кондитерских изделий
ГДЕ НЕТ ЛЮБВИ, ТАМ ШТРУДЕЛЬ НЕ ПЕКУТ
Десерты в заведениях общественного питания
РОССИЙСКИЙ МАЛЬТОДЕКСТРИН MultyDex®
МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
СЕРДЦЕ МЛЕЕТ, ЖЕЛУДКУ ВНИМАЯ
Обзор российского рынка мяса
Знатоки мясного вкуса
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НЕ БОГИ СЫРЫ ВЫПУСКАЮТ
Обзор российского рынка молочной продукции
КАК СЛОВО НАШЕ ПРОДАЕТСЯ?
Брендинг на российском рынке молочных продуктов
Надежный российский производитель модифицированного крахмала
БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
ОРЕХ ВСЕЯ РУСИ
Импорт орехов в Россию
«НИКА»: Успех приходит к достойным
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
В ОЖИДАНЬЕ ЧУДЕС НЕВОЗМОЖНЫХ
Обзор российского рынка снековых батончиков
УПАКОВКА
Инфляция, шринкфляция? Даунсайзинг!
Тенденции уменьшения размеров упаковки в пищевой отрасли
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ХОТЬ ОДИН ДА НАЙДЕТСЯ КЛИЕНТ
Рынок лизинга в России
НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


СЕРДЦЕ МЛЕЕТ, ЖЕЛУДКУ ВНИМАЯ

Обзор российского рынка мяса

Исследования компании IndexBox

Мясо считается одним из самых важных продуктов в рационе человека, ведь в зависимости от вида оно содержит 10–35% белка. Несмотря на популярный в последние годы тренд вегетарианства, объем видимого потребления* мяса и субпродуктов в стране растет: в 2017 году этот показатель составил 8,2 млн тонн, что на 5% больше значения предыдущего года (рис. 1). В структуре рынка лидирует мясо птицы, которое является наиболее доступной продукцией. В 2016 году на мясо птицы пришлось около 58,8% рынка в натуральном выражении, а по итогам 2017 года его доля выросла до 59,7%, так как в условиях сокращения доходов и падения покупательской активности потребители отдают предпочтение более дешевому продукту. Одновременно на рынке зафиксирован рост в сегменте свиноводства. По итогам 2018 года ожидается продолжение роста в сегменте птицеводства, но уже замедленными темпами.

ris.1

Важно отметить, что с 2013 года сокращается доля мяса крупного рогатого скота, что связано с уменьшением поголовья и фактической отрицательной динамикой сегмента (рис. 2). Производство говядины характеризуется длительным сроком окупаемости ферм, кормов, племенного молодняка, а также большими затратами на производство по сравнению с птицеводческой и свиноводческой отраслями, а на выходе – высокой ценой для конечных потребителей (цена говядины, кроме бескостного мяса, по состоянию на октябрь 2018 года составила 323 рубля за килограмм, что на 2% больше, чем в 2017-м).

ris.2

Вместе с тем в 2017 году отмечалось снижение цен на мясо птицы, в частности на курятину, на 17,5% - до 96,8 рубля за килограмм, что связано главным образом с перепроизводством в условиях высокого насыщения рынка. Однако с 2018 года цены на куриное мясо стали расти (до 132,56 рубля за килограмм) из-за повышения цен на комбикорм, закупаемый за границей.
За последние несколько лет животноводческая отрасль получила драйверы развития, которые помогли отечественным производителям занять определенное положение на рынке, и в настоящее время российские предприятия обеспечивают порядка 89% мясного рынка. Одним из таких определяющих факторов стало эмбарго в отношении ряда стран, в том числе стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии: с августа 2014 года ввоз практически всех видов мясной и мясосодержащей продукции из этих государств был запрещен. Как следствие, производители из ЕС, США и Канады в 2015 году полностью ушли с российского рынка, где на их долю ранее в совокупности приходилось 45%.
По итогам 2017 года крупнейшими производителями мяса в РФ стали ПАО «Группа «Черкизово» (8,8% в натуральном выражении), ЗАО «Приосколье» (8,6%), АПХ «Мираторг» (6,8%) и ООО «Агропромышленный холдинг «БЭЗРК-Белгранкорм» (4%). В совокупности Топ-50 производителей мяса обеспечивают более 70% выпуска продукции в натуральном выражении.
Одновременно активно развивается экспортоориентированное производство: динамика экспортных поставок мяса в 2013–2017 годах показывала устойчивый рост со среднегодовыми темпами порядка +45%.
По итогам 2017 года экспорт мяса достиг 239,8 тысячи тонн (+42,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) на общую сумму $ 318 млн (рис. 3). Около 68% поставок мяса и субпродуктов пришлось на мясо птицы, порядка 30% – на свинину, и 2% – на говядину и мясо прочих животных. В 2018 году также ожидается существенный рост, так как в период с января по сентябрь значение экспорта достигло 216 тысяч тонн.

ris.3

Российская продукция поставляется главным образом в страны СНГ, Вьетнам и Гонконг. При этом в поставках продукции в страны Азии преобладают мясные субпродукты (куриные лапки, свиные ножки, щеки и другое).
В натуральном выражении наибольший объем поставок в 2017 году пришелся на Украину (69,1 тысячи тонн), Вьетнам (51,4 тысячи тонн), Гонконг (37,2 тысячи тонн), Казахстан (32,4 тысячи тонн), Киргизию (13,9 тысячи тонн) и Белоруссию (9,4 тысячи тонн). В стоимостном выражении лидируют Украина ($ 98,8 млн), Гонконг ($ 59,9 млн) и Казахстан ($ 44,9 млн).
В 2018 году в структуре экспорта произошли изменения: одним из лидеров–импортеров российского мяса (а именно баранины) стал Иран с долей 13,3%. Иранцы увеличили закупки по причине простоты валютных операций, безопасности транспортировки, а также качества баранины из России. Поставками баранины в Иран в основном занимаются астраханские компании.
На рынок мяса в России определяющее влияние оказывает покупательская способность населения, так как при повышении уровня жизни потребитель чаще может позволить себе мясную продукцию (в том числе мясо крупного рогатого скота). В среднесрочной перспективе значительных изменений в структуре потребления ожидать не следует в условиях отсутствия существенного роста реальных доходов населения, а среднегодовой темп роста не будет превышать 101–102%, и к 2025 году потребление мяса и субпродуктов может достигнуть 8,7 млн тонн, что на 7,5% больше уровня 2017 года (рис. 4). Наиболее перспективными сегментами останутся производство мяса птицы (особенно курицы, несмотря на рост цен), свинины и баранины.

ris.4


* Под видимым потреблением здесь и далее понимается текущий баланс на рынке между производством, импортом и продукцией, поставленной на экспорт. Фактически данный показатель отражает объем продукции, доступный для потребления на внутреннем рынке. При этом делается допущение, что запасы, нереализованные остатки и потери входят в указанный объем, но отдельно не выделяются.

Мария Айриян

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика