текущий номер

pastelnor
sochi-beer
iffa
 

№1/2019


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


НАПИТКИ
СЧАСТЬЕ В ЖИЗНИ ПРЕДСКАЖЕТ ГАДАНЬЕ
Обзор российского рынка пива
ЧАЙ. КОФЕ
ЧАЙ - НЕ ХИМИЯ КАКАЯ, ЧАЙ - ПРИРОДНЫЕ ДАРЫ
Обзор российского рынка чая
ВАМ С ЦЕРЕМОНИЯМИ ИЛИ ПОКРЕПЧЕ?
Обзор российского рынка кофе
КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
У НАС ЕСТЬ ЧАЙ И ПЕЧЕНЬКИ
Обзор российского рынка мучных кондитерских изделий
ГДЕ НЕТ ЛЮБВИ, ТАМ ШТРУДЕЛЬ НЕ ПЕКУТ
Десерты в заведениях общественного питания
РОССИЙСКИЙ МАЛЬТОДЕКСТРИН MultyDex®
МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
СЕРДЦЕ МЛЕЕТ, ЖЕЛУДКУ ВНИМАЯ
Обзор российского рынка мяса
Знатоки мясного вкуса
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
НЕ БОГИ СЫРЫ ВЫПУСКАЮТ
Обзор российского рынка молочной продукции
КАК СЛОВО НАШЕ ПРОДАЕТСЯ?
Брендинг на российском рынке молочных продуктов
Надежный российский производитель модифицированного крахмала
БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
ОРЕХ ВСЕЯ РУСИ
Импорт орехов в Россию
«НИКА»: Успех приходит к достойным
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
В ОЖИДАНЬЕ ЧУДЕС НЕВОЗМОЖНЫХ
Обзор российского рынка снековых батончиков
УПАКОВКА
Инфляция, шринкфляция? Даунсайзинг!
Тенденции уменьшения размеров упаковки в пищевой отрасли
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
ХОТЬ ОДИН ДА НАЙДЕТСЯ КЛИЕНТ
Рынок лизинга в России
НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


ХОТЬ ОДИН ДА НАЙДЕТСЯ КЛИЕНТ

Рынок лизинга в России

Исследования рейтингового агентства «Эксперт РА»

ПОДВИЖНОЙ ДРАЙВЕР
Лизинговый рынок продолжает активно расти третий год подряд. За январь–сентябрь 2018 года объем нового бизнеса увеличился на 42% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и превысил 1 трлн рублей (рис. 1). В России доля объема нового бизнеса в ВВП по-прежнему ниже, чем в европейских странах, однако за первые 9 месяцев 2018 года она достигла рекордного для отечественного рынка уровня в 1,4%. Рост объемов нового бизнеса был зафиксирован у половины участников исследования, на которую приходится 83% всего лизингового рынка, при этом годом ранее положительная динамика наблюдалась у двух третей респондентов, формирующих более 90% рынка.

ris.1

Сумма новых лизинговых договоров за январь–сентябрь 2018 года составила 1650 млрд рублей против 1140 млрд рублей годом ранее. Объем полученных платежей по итогам трех кварталов 2018 года вырос незначительно по сравнению с предыдущим годом и составил 700 млрд рублей. Размер лизингового портфеля с начала года вырос на 19% и достиг рекордного объема в 4,1 трлн рублей на 1 октября 2018 года. Однако подобная динамика портфеля обусловлена во многом активностью крупных государственных компаний. Так, доля Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) в лизинговом портфеле увеличилась до 22% на 1 октября 2018 года против 14% годом ранее, а без учета четырех крупнейших госкомпаний – ГТЛК, «Сбербанк лизинг», «ВТБ Лизинг» и «ВЭБ-лизинг» – прирост совокупного портфеля составил бы менее 5%. Кроме того, чтобы избежать санкций со стороны регулятора, банки со слабым запасом по пруденциальным нормативам продолжают передавать проблемные активы на баланс лизинговых компаний, что искажает объем лизингового портфеля. По оценке «Эксперт РА», без учета переуступленных банками проблемных активов лизинговым компаниям совокупный лизинговый портфель находится в стагнации.
По итогам 9 месяцев 2018 года лидером рынка стала ГТЛК, объем нового бизнеса которой вырос более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (табл. 1). Стоит отметить, что около 54% бизнеса лидера пришлось на крупные сделки с железнодорожной техникой. Вторую позицию на рынке заняла ГК «Сбербанк лизинг», лидирующая в сегменте оперативного лизинга за счет сделок с авиатехникой. Третье место по объему нового бизнеса по-прежнему удерживает «ВТБ Лизинг».

tab.1

В целом темпы роста крупных игроков значительно превосходят среднерыночный темп, что приводит к существенному увеличению концентрации рынка: по итогам трех кварталов 2018 года на Топ-3 компаний приходится около 46% нового бизнеса против 37% годом ранее. Доля Топ-10 компаний выросла на 6 п.п., до 73%. При этом темпы прироста лизингодателей за пределами Топ-20 в 2018 году замедлились почти в 2 раза по сравнению с 9 месяцами предыдущего года. 
Стоит отметить, что усиление концентрации роста лизингового бизнеса на крупнейших игроках во многом обусловлена сделками госкомпаний с железнодорожной и авиатехникой, а также водным транспортом и оборудованием для нефте- и газовой отрасли. В результате доля компаний с госучастием за январь–сентябрь 2018 года составила в объеме нового бизнеса 60% против 51% годом ранее.

НА ПОЛНОМ ХОДУ
Крупные сделки лидеров рынка привели к снижению индекса розничности (с 48% до 40%), рассчитываемого как суммарная доля розничных сегментов – легковой и грузовой автотранспорт, строительная и сельскохозяйственная техника – в объеме нового бизнеса. Снижение индекса также отразилось на структуре лизингополучателей в разрезе масштаба их бизнеса. Так, доля крупного бизнеса за январь–сентябрь 2018-го выросла до 51% против 45% за аналогичный период предыдущего года, а доля сделок с субъектами МСБ, наоборот, снизилась до 48% против 52%.
Тем не менее объем нового бизнеса в розничных сегментах демонстрирует положительную динамику: прирост за 9 месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 17%. Крупнейшим розничным рынком является автолизинг, объем которого за январь–сентябрь 2018 года составил 318 млрд рублей, или 31,3% рынка (рис. 2). На втором месте, незначительно уступая лидеру, находится железнодорожная техника, объем которой за 9 месяцев 2018 года составил 312 млрд рублей (30,8%). Железнодорожный сегмент из-за эффекта низкой базы прошлых лет второй год подряд демонстрировал рекордные темпы роста: за 9 месяцев 2018-го объем нового бизнеса вырос на 120%, а за 9 месяцев 2017-го – на 153% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Наиболее скромные темпы прироста среди транспортных сегментов показала авиатехника, объем нового бизнеса которой по итогам 9 месяцев 2018 года вырос всего на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

ris.2

По итогам первых 9 месяцев 2018 года позитивную динамику показали 17 из 18 крупнейших сегментов, выделенных «Эксперт РА» в рамках исследования. В сегменте лизинга оборудования для пищевой промышленности также отмечается положительная динамика. Объем сегмента за январь–сентябрь 2018 года вырос на 70% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и превысил 6 млрд рублей, однако его доля на лизинговом рынке увеличилась незначительно – с 0,5% до 0,6%.
Лидером в сегменте является компания «Сименс Финанс», объем нового бизнеса которой за первые 3 квартала 2018 года вырос на 53% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (табл. 2). Тем не менее ввиду более интенсивного роста объема нового бизнеса других компаний доля «Сименс Финанс» в сегменте снизилась на 4 п.п., до 37%. На втором месте находится «ЮниКредит лизинг», при этом доля компании выросла до 12% против 4% годом ранее ввиду увеличения объема ее бизнеса с оборудованием для пищевой отрасли в 5,5 раза. На третье место поднялась компания «Северная Венеция», объем нового бизнеса которой вырос в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, когда компания находилась лишь на восемнадцатом месте.

tab.2


КОНСОЛИДАЦИЯ ПРОДОЛЖИТСЯ
В 2019 году динамика рынка во многом будет обусловлена макроэкономическими и внешнеполитическими факторами. Возможное усиление санкционного режима способно привести к дальнейшему падению курса рубля, что может вызвать повышение ключевой ставки и, как следствие, негативно сказаться на фондировании лизинговых сделок. 
В течение последних двух лет более 30% объема нового бизнеса приходилось на четвертый квартал вследствие заключения крупных сделок, которые традиционно совершаются в конце года. Подобный сценарий наблюдался и в последнем квартале 2018 года, что позволило лизинговому рынку достигнуть 1,4 трлн рублей (рис. 3). В 2019 году рынок продолжит расти, однако темп прироста замедлится до 10–20%, поскольку эффект низкой базы прошлых лет будет исчерпан, а возможности роста будут ограничены слабыми темпами роста экономики.

ris.3

Одной из ключевых тенденций лизинговой отрасли в ближайшие годы будет усиление консолидации лизингового бизнеса на крупнейших игроках. Кроме того, по мнению специалистов «Эксперт РА», в 2019 году возможны новые сделки M&A среди Топ-30 компаний. В то же время часть небольших компаний покинет рынок ввиду ужесточения конкуренции и усиления регуляторного надзора за деятельностью лизинговых компаний.
Динамика автолизинга будет обусловлена решениями правительства по субсидированию автопрома. По прогнозам «Эксперт РА», темп прироста автосегмента может составить 15%, а без учета господдержки – 5–8%. Положительная динамика авиасегмента по-прежнему будет обусловлена реализацией программ субсидирования продаж SSJ100 и расширением парка крупнейших игроков на российском рынке авиаперевозок, что позволит объему нового бизнеса с авиатехникой вырасти на 15% по итогам текущего года. Увеличение экспортных перевозок будет стимулировать спрос на подвижной состав, что при позитивном сценарии позволит сегменту показать темпы прироста в 50%. Однако в 2019 году на рынке могут появиться первые признаки профицита вагонов, что приведет к коррекции арендных ставок. В результате прирост железнодорожного сегмента в 2019 году не превысит 35%, при этом основной объем нового бизнеса придется на первую половину года.

Ксения Балясова

Подписаться на рассылку новостей!
Яндекс.Метрика